Гершон Вайс - Шимшон — судья Израиля

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шимшон — судья Израиля"
Описание и краткое содержание "Шимшон — судья Израиля" читать бесплатно онлайн.
Жизнь и миссия Шимшона, отражённые в двухтысячелетней истории еврейской мысли
Отв. редактор Ц. Вассерман
Перевод с английского Ф. Тугушевой
Швут Ами Иерусалим 1995
Оставив без внимания её вопрос, в чём секрет его силы, он ответил лишь, как можно его победить. Но Шимшон очень тщательно подбирал слова. Делила думала, что он имеет в виду: “Я буду похож на любого человека”. На самом деле его слова могут также означать “похож на особенного человека”. Таким образом, он как бы говорил: “Даже если они меня свяжут, я всё равно буду обладать особой силой”. Шимшон избегал говорить откровенную ложь, пока чувствовал, что ему позволено подурачить жену.
Обмана следует избегать, даже если разрешено разыграть другого человека. Примером тому служит “обман” Ицхака Яаковом, добивающимся благословения первородства, которое предназначалось Эсаву. Это благословение по праву принадлежит Яакову, так как тот купил первородство у брата. И хотя Яаков добивался того, что принадлежало ему по праву, он отказался пользоваться методами, которые имели даже слабый оттенок нечестности. Пока Ривка не поняла истину пророческого видения, Яаков отказывался от выполнения роли первенца. Тем не менее он приложил огромные усилия, чтобы не произнести лжи. На вопрос Ицхака: “Кто ты?” Яаков ответил: “Я [есть] Эсав, твой первенец”. Этот ответ можно понять и так: “[Это] Я, Эсав — твой первенец”, что является правдой. Из этого примера понятно, что даже в тех случаях, когда гневат даат (обман) позволителен, произнесение лжи само по себе разрушительно для говорящего. Поэтому необходимо всячески избегать обмана. Как подчёркивает Хазон Иш, опасность таится в том, что человек не питает инстинктивного отвращения ко лжи и легко с ней примиряется. Это подтверждается следующей историей из Талмуда[170]:
У великого мудреца по имени Рав была дурная жена, которая делала всё наперекор его желаниям. Чтобы не доставлять отцу огорчения и установить мир в доме, его сын изменял просьбы отца на противоположные, чтобы таким образом отец получал желаемое. Обнаружив обман, мудрец попросил сына больше так не поступать. Несмотря на то, что некоторые отступления от истины позволительны во имя сохранения мира в семье, всегда есть опасность, что это приучит нас к постоянной лжи.
16:8
Правители филистимлян доставили ей семь свежих невысушенных тетив, и она связала его ими.
16:9
В комнате устроили засаду[171], и она сказала ему: “Филистимляне пришли за тобой, Шимшон". И тогда он разорвал тетивы, как разрывается трут из пакли, когда его обожжёт огонь. И не раскрылась его сила[172].
16:10
Делила сказала Шимшону: “Вот ты смеялся надо мною и говорил мне ложь; скажи мне теперь, чем можно тебя связать?”
16:11
Он сказал ей: “Если свяжут меня новыми канатами, которые не были в употреблении, то я обессилею и стану как всякий из людей”.
В первый раз Шимшон говорил о тонких тетивах, на этот раз он подал Делиле идею связать его толстыми канатами.
16:12
Делила взяла новые канаты и связала его ими. Потом она сказала ему: “Филистимляне пришли за тобой!” А засада ждала в комнате. И сорвал он их с рук своих как нитку.
В первый раз Делила была совершенно уверена, что узнала секрет силы Шимшона, поэтому она попросила самих правителей сразу принести ей и тетивы, и обещанные деньги. Во второй раз правители не принимали прямого участия, но опять оставили засаду, готовую тут же схватить обессилевшего Шимшона.
Важно отметить, что в засаду входило несколько мужчин, но в обоих случаях Шимшон не обнаружил их присутствия. Значит, Делила убедила мужа в том, что просто проверяет его, говоря о филистимлянах, которые пришли за ним. Поэтому Шимшон, освободившись от пут, не удосужился проверить соседние комнаты. Каждый раз, когда она восклицала: “Филистимляне пришли за тобой!”, он верил ей. Когда она убеждала его, что это неправда, он опять ей верил. Вот какое исключительное доверие завоевала Делила!
16:13
Делила сказала Шимшону: “Доселе ты смеялся надо мною и говорил мне ложь; скажи мне, чем можно тебя связать?” Он сказал ей: “Если ты вплетёшь семь прядей с моей головы в основу”.
16:14
Она закрепила ткальную колоду и сказала ему: “Филистимляне пришли за тобой!” Он пробудился от своего сна и выдернул ткальную колоду вместе с основой.
Как следует из Писания, на третий раз засады не было Филистимляне разуверились в успехе и потеряли доверие к Делиле, иначе она позвала бы их, чтобы схватить Шимшона.
Однако филистимляне не знали, что Шимшон, поддаваясь настояниям Делилы, всё больше склонялся к тому, чтобы открыть ей свой секрет. В первые два раза он признал, что его можно связать и лишить силы, и даже разрешил себя связать, но хотя он добровольно соглашался быть связанным, для освобождения требовалась нечеловеческая сила.
Упомянув на третий раз о своих волосах, он был совсем близок к тому, чтобы открыть тайну. Говоря об этом, Шимшон рисковал статусом назира: часть его волоса могла оторваться во время прядения на ткацком станке. Но если Шимшон надеялся, что Делила воздержится от плетения его волос, то он глубоко заблуждался. Она сделала это, пока он спал, и поскольку ей пришлось отлучиться, чтобы позвать филистимлян, она прикрепила ткацкий станок к земле колом, чтобы Шимшон не мог убежать.
16:15
Она ему сказала: “Как же говоришь ты: “Люблю тебя”, а сердце твоё не со мной? Вот ты трижды смеялся надо мною и не поведал, в чём источник твоей великой силы”.
Почему Писание обращает наше внимание на такие незначительные, казалось бы, детали, как вопрос: “Как ты можешь говорить: “Я тебя люблю”? Дело в том, что из этой фразы мы узнаём о том, как Шимшон разговаривал со своей женой, а это является уроком для всех еврейских мужей. Муж обязан уверять жену, что любит её.
Сначала Делила задала Шимшону два вопроса: в чём источник силы Шимшона и как его можно захватить? В четвёртый и последний раз она спросила только об источнике его силы. Почему?
Целью Делилы было обнаружить секрет силы Шимшона, чтобы умалить её. Она скрыла свои намерения, задав ему первые два вопроса, причём акцент сделала на менее значительном из них. Таким образом Делила внушила Шимшону ложное чувство уверенности, что он сможет противостоять ей. Поэтому даже на третий раз, когда его терпение уже начало иссякать, Шимшон был настолько уверен в себе, что не прибегал к своему сильнейшему оружию, избегая раскрытия всех карт. Он мог сказать ей: “Перестань, я никогда не расскажу тебе об этом”, или сказать, что он обладает гигантской силой от рождения и ничто не может лишить его этой силы. Но власть Делилы над Шимшоном была настолько велика, что она была в состоянии усыпить его у себя на коленях и лишить физического проявления его святости.
Раби Цадок Акоэн (Рабинович) рассматривает победу Делилы над Шимшоном как зеркальное отражение внутренней борьбы Шимшона со склонностью к греху (ецер ара). Делила приобретала над Шимшоном всё большую власть по мере того, как в нём побеждало греховное начало. Писание подробно рассказывает о поступках Делилы, чтобы мы знали о коварстве ецер ара и никогда не забывали об опасности, которой мы подвергаемся, ибо ецер ара использует те же методы, что и Делила.
Как Делила, ецер ара просит о двух вещах. Когда мы уступаем греховному началу в чём-то одном, мы полны уверенности в своей непобедимости. Но ецер ара терпеливо ждёт. Попытавшись в первый раз связать нас тонкими верёвками, во второй раз он пытается связать нас толстыми канатами. Однако мы чувствуем, что можем освободиться и от них. На третий раз он ловит нас спящими. После этих трёх попыток склонность к греху настолько овладевает нами, что нам уютно рядом с ней. Она может усыпить нас, лишить нас нашей святости, привести к унижению и отчаянию.
Наши мудрецы сравнивают ецер ара с собакой, которая терпеливо наблюдает за кондитером, выпекающим булочки. Когда противень заполняется целиком, собака переворачивает его. Кондитер пытается спасти булочки, а собака хватает одну и убегает восвояси.
В чём смышлёность собаки? Если бы она просто схватила одну булочку и убежала с ней, кондитер, раздосадованный тем, что собака добилась, чего хотела, в следующий раз был бы осмотрительней. Поэтому хитрая собака создаёт экстремальную ситуацию, когда опасности подвергаются всё булочки. И, сохранив всё, кроме одной, кондитер радуется. Ну что значит одна булочка, если остальные целы! И он не прогонит пса в следующий раз.
Подобным образом действует и ецер ара. Он организует грандиозное наступление на нас, и, в целом успешно отразив его, мы считаем себя победителями. На самом же деле целью ецер ара была та самая мелочь, в которой мы уступили. Начав с этой мелочи, он постепенно сжимает тиски, пока не разрушает нас окончательно (Раби Бен Цион Барук).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шимшон — судья Израиля"
Книги похожие на "Шимшон — судья Израиля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гершон Вайс - Шимшон — судья Израиля"
Отзывы читателей о книге "Шимшон — судья Израиля", комментарии и мнения людей о произведении.