Гершон Вайс - Шимшон — судья Израиля

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шимшон — судья Израиля"
Описание и краткое содержание "Шимшон — судья Израиля" читать бесплатно онлайн.
Жизнь и миссия Шимшона, отражённые в двухтысячелетней истории еврейской мысли
Отв. редактор Ц. Вассерман
Перевод с английского Ф. Тугушевой
Швут Ами Иерусалим 1995
Взывая к Б-гу, Шимшон пользовался четырёхбуквенным Именем Б-га, а Б-г ответил ему, употребив Имя Элоким. Четырёхбуквенное Имя Б-га означает милосердие, в то время как Имя Элоким означает взыскательную справедливость. Считая себя недостойным, Шимшон молил Б-га о спасении как об акте милосердия. Однако Б-г ответил на его молитву с позиции справедливости: если Шимшон раскаялся в проявлении — даже тени эгоизма, то этим он заслужил спасение — без всякого милосердия — просто силой молитвы. Молитва цадика творит чудо без всякого особого милосердия.
Талмуд рассказывает, что в ешиве города, где жил мудрец Абае, поселился злой дух в виде змея, вредивший ученикам даже днём. Когда на обучение к Абае пришёл чрезвычайно благочестивый рав Яаков бен рав Ада, учитель отправил его на ночь в опасный бейт амидраш (дом учения), ибо был уверен, что тот в состоянии своими молитвами одолеть змея. Раби Шмуэль Идельш (Маарша) объясняет, что победа над змеёй с помощью молитвы является не чудом, а всего лишь естественным результатом молитвы.
15:20
Он судил Израиль во времена филистимлян двадцать лет.
Увидев раскаяние Шимшона и совершённые для него Б-гом чудеса, евреи признали в нём величайшего цадика из живших в то время и назначили судьёй. Они поняли, что поступки Шимшона были обоснованы его стратегией партизанской войны и все они соответствовали воле Б-га. Таким образом, Шимшон был оправдан и стал лидером народа Израиля на двадцать лет. Однако это всё ещё были “времена филистимлян”, угнетавших народ Израиля.
Шимшон как Судья
Если мы хотим оценить истинное духовное и интеллектуальное величие Шимшона, мы должны сперва понять роль Судьи (Шофета) в Израиле. Всё время своей двадцатилетней каденции “главного” Судьи еврейского народа Шимшон являлся примером всех необходимых для исполнения этой должности качеств[140].
На чисто интеллектуальном уровне объём и глубина знаний, которыми должен был обладать Судья, по любым меркам поразительны. Даже член Малого[141] Санхедрина — суда из 23 человек — был обязан в совершенстве знать устный и письменный закон. Одного лишь знания фактов было недостаточно; оно должно было сопровождаться необычайно острым знанием концепций и соответствующей решительностью. Более того, любое снижение этих высоких требований было неприемлемым: современным узким “специалистам”, знающим всё больше и больше обо всё меньшем и меньшем, путь туда был закрыт. Шофет был обязан в совершенстве владеть знанием множества взаимозависимых и параллельных структур, которые превалируют в гигантском корпусе еврейского закона, но вместе с тем он был обязан постоянно следить за тем, чтобы избегать нечётких и сомнительных уподоблений. Алаха требовала от членов Санхедрина эффективного знания семидесяти основных мировых языков, с тем чтобы они имели возможность непосредственной, не искажённой переводчиками проверки свидетелей. Вдобавок от судей требовалось серьёзное владение “светскими” науками, например, медициной и астрономией, для вынесения решений по проблемам, требующим таких знаний.
Чтобы придать наглядность высказанным положениям, достаточно полистать алахические респонсы наших современным мудрецов: тому, кто сделает это, будет весьма и весьма затруднительно подыскать светский аналог столь всеобъемлющей мудрости и знаний. Не меньше поражает творческий мыслительный процесс приложения освящённой временем традиции к современным ситуациям[142]. Однако мы знаем — из собственного их признания — что каждое последующее поколение мудрецов есть ничто иное, как бледное подобие их предшественников. Произведя экстраполяцию этого процесса “опускания поколений” до эпохи Шимшона, мы застынем в почтительном трепете перед его гением. Стоит также напомнить читателю, что мудрецы той эпохи не имели записанных и кодифицированных текстов, которые так облегчают жизнь мудрецам последних поколений. На самом же деле, в свете Устной Торы, “преимущества” такой письменной помощи считаются нежеланным подарком.
Именно мудрецы — современники Шимшона — признали его возвышающимся над их собственными эзотерическими высотами и избрали его Судьёй еврейского народа. Описание строгой и выверенной талмудической процедуры избрания Судьи — величайшего из мудрецов поколения — выходит за рамки настоящей книги[143]. Достаточно сказать, что Шимшон стал лидером еврейства по провозглашению великих мужей. Судья-Гений не может существовать в моральном вакууме. Он должен совершенствовать черты своего характера, делая их соразмерными требующимся от него знаниям. Вдобавок его благочестие также представало перед пристальным взором коллег. Рамбам (Законы Санхедрина 2:7) перечисляет некоторые черты, которыми должны обладать члены суда самого нижнего уровня, и среди них: смирение, Б-гобоязненность, равнодушие к деньгам, любовь к истине, приязнь людей и доброе имя. Главный Судья прежде всего был занят выполнением важнейшей задачи: быть проводником устной традиции, новым звеном в непоколебимой цепи исторической преемственности иудаизма. Такой почётный пост мог занять только тот, кто заслужил полнейшее доверие и мудрецов, и простого народа. Полностью посвятить себя такой задаче мог только безукоризненный характер, очистивший себя в максимально возможной степени. Величие Судьи мы можем лучше оценить по тому обстоятельству, что на протяжении почти тысячи лет после Синайского Откровения в Израиле не возникло ни одного спора по поводу интерпретации Закона. Шимшон представляет тринадцатое звено[144] в этой цепи, и мудрецы восхищённо сравнивают его суд с судом Аарона[145].
На событийном уровне Судья был больше, чем учёным юристом — он был вождём и человеком действия (основано на Сэфер ахинух 491). Он обладал властной осанкой и статью, наряду с духовной харизмой, необходимой для сохранения в народе верности Торе и её заповедям. Он должен был предотвращать любое отклонение с дороги истины и возвращать назад тех, кто сбился с пути. Ему нужна была власть, чтобы наказывать нарушителей закона и устанавливать ограды, способные удерживать тех, кто таил подобные мысли. Короче говоря, его власть должна была быть столь несомненной, чтобы предотвратить самую возможность для любого еврея следовать своим собственным субъективным решениям.
И последнее, но далеко не маловажное. Шофет должен был удостоиться Б-жественной помощи, на которую полагался каждый лидер еврейства. Это было необходимо как для первоначального завоевания народного доверия, так и для последующего управления этим подчинённым Б-гу государством.
Писание само определяет природу этой поддержки (Шофтим 2:18,19): “И когда Б-г ставил над ними судей, Б-г был с судьёй и спасал их от руки их врагов во всё дни судьи... (Но) когда судья умирал, они принимались за старое и становились ещё распущеннее своих отцов”. Писание уподобляет Судью магниту, притягивающему Б-жественную поддержку к народу. Мы видим, что отличительной особенностью Судьи было изменять само поведение народа. Двадцать лет Шимшон до такой степени соответствовал этому высокому стандарту, что мудрецы сказали о нём, что он судил Израиля “подобно их Небесному Отцу”.
Змея внутри
16:1—2
Шимшон пошёл в Газу, увидел там трактирщицу и вошёл к ней.
Сказано было жителям Газы: “Шимшон пришёл сюда!
Они кружили (ища его) и подстерегали всю ночь в воротах города. Они таились всю ночь, говоря: “До утреннего света убьём его”.
После нескольких сокрушительных ударов Шимшона филистимляне ослабили свой гнёт, и некоторое время евреи жили относительно спокойно. Но потом филистимляне забыли преподанный урок, и притеснения евреев начались с новой силой. В это время Шимшон был общепризнанным лидером Израиля, и если бы он пытался оказать противодействие, весь еврейский народ ожидало бы возмездие. Поэтому ему пришлось снова надеть личину отступника и стать “змеёй”, о которой говорил Яаков. Но Шимшон не сразу начал действовать. Прежде он хотел удостовериться в том, сможет ли простая демонстрация силы убедить филистимлян, что с ним всё ещё надо считаться.
Поэтому Шимшон пошёл в Газу — один из пяти филистимских городов. В Писании сказано, что там он увидел зону, что Таргум переводит как “трактирщица” (пундакита). У этой женщины была дурная репутация. Б-гобоязненный еврей, тем более лидер Израиля, никогда бы и близко не подошёл к её дому. Вы можете себе представить, как рош ешива входит в ночной бар?
Раши (Иеошуа 2:1), описывая Рахав, объясняет слово зона как “женщина, торгующая провизией”. Такой выбор толкования можно объяснить тем, что Рахав, жертвовавшая своей жизнью, чтобы спасти двух разведчиков-евреев, сказала: “Властелин Вселенной, с этой верёвкой я грешила, с помощью этой же верёвки прости меня”. Она обратилась в иудаизм и достигла высокого уровня веры в Б-га. Она провозгласила: “Ибо Ашем, ваш Б-г, есть Властелин на небесах над нами и на земле внизу”. Далее в Писании приводятся слова Иеошуа, который говорил разведчикам: “Идите в дом женщины зоны и спасите её” (Иеошуа 6:22). Если бы Иеошуа вкладывал в слово зона уничижительный или презрительный смысл, то не стал бы так называть женщину после её раскаяния. Позже, когда эта женщина присоединилась к еврейскому народу, Писание, упоминая о ней, опять употребляет это слово (Иеошуа 6:25).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шимшон — судья Израиля"
Книги похожие на "Шимшон — судья Израиля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гершон Вайс - Шимшон — судья Израиля"
Отзывы читателей о книге "Шимшон — судья Израиля", комментарии и мнения людей о произведении.