Гершон Вайс - Шимшон — судья Израиля

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шимшон — судья Израиля"
Описание и краткое содержание "Шимшон — судья Израиля" читать бесплатно онлайн.
Жизнь и миссия Шимшона, отражённые в двухтысячелетней истории еврейской мысли
Отв. редактор Ц. Вассерман
Перевод с английского Ф. Тугушевой
Швут Ами Иерусалим 1995
На самом деле ему не нужно было никакого оружия. Писание выделяет факт, что когда он вступил в единоборство со львом, у него “не было ничего в руке”. В дальнейших сражениях он также не пользовался оружием. Более того, ослиная челюсть не могла быть особенно эффективным оружием, так как, согласно мидрашу, принадлежала трёхдневному детёнышу[131].
Мудрецы указывают, что Писание осуждает Шимшона за то, что тот использовал для совершения чуда челюсть некашерного животного. Когда Шимшон одолел льва голыми руками, Всевышний этим дал ему понять, что никакое оружие ему не требуется. Из другого примера, когда Шимшон пустил лисиц на поля филистимлян, следует важный вывод: тот, кто обращается за помощью к Б-гу, должен быть очень осторожен в выборе средств. Значит, если Шимшон вообще не нуждался в оружии, тем более он не должен был пользоваться ослиной челюстью.
15:16
Шимшон сказал: “Челюстью осла я сгрудил целую кучу; челюстью осла я убил тысячу человек”.
15:17
Когда он кончил говорить, то бросил челюсть из своей руки и назвал то место Рамат-Лёхи (Возвышенность Ослиной Челюсти).
15:18
Он почувствовал сильную жажду, воззвал к Ашему и сказал: “Ты дал руке Своего раба это великое спасение, а теперь я умру от жажды и попаду в руки этих необрезанных?”
Мидраш говорит, что слова Шимшона, сказанные им в стихе 16[132], были причиной его великой жажды, и добавляет, что если бы перед Шимшоном стоял кувшин с водой, у него всё равно не хватило бы сил его поднять[133].
Почему же после столь чудесной победы, в которой проявилась его сверхъестественная сила, Шимшон просто умирал от жажды и был настолько слаб, что не в силах был поднести к губам стакан с водой? Почему всё таким странным образом переменилось?
Дело в том, что сразу после сражения Шимшон, подчёркивая, что добился победы сам с помощью ослиной челюсти, сказал: “Я убил”. Вместо того, чтобы целиком отнести успех на счёт Б-га, как это сделал царь Давид, который после победы над филистимлянами сказал: “Б-г разбил моих врагов передо мной, как волны разбиваются о берёг”, Шимшон придал некоторое значение своему эго.
Если бы слова, сказанные им, произнёс кто-нибудь другой, они бы не расценивались как предосудительные. Но Шимшон, своим рождением и существованием обязанный чуду, никогда не должен был забывать, что он не что иное, как орудие Ашема. Он должен был последовать примеру Авраама, который сказал: “Я — прах и пепел” (Берешит 18:27). Ему должны были служить примером Моше и Аарон, сокрушённо вопрошавшие: “Что мы такое?” (Шмот 16:7). У духовного лидера еврейского народа вообще не должно быть эго.
Без сомнения, Шимшон понимал, что он всего лишь орудие в руках Б-га[134]. Но однажды допустив тень мысли о значимости эго, он уже не мог быть проводником Б-жественной Силы. Б-г показал ему, что, если он лишится высшей духовной силы, то настолько потеряет всякую силу, что не сможет поднести чашку к губам.
Подобный случай произошёл и с патриархом Авраамом, о котором Всевышний свидетельствовал, что “тот верил в Б-га”. Тем не менее, когда однажды Авраам совершил промах, сказав: “Как я узнаю[135], что унаследую [землю]?”, Б-г наказал его потомков изгнанием и порабощением в Египте[136].
Признание и восхваление Б-га является основной обязанностью человека. Рабейну Бахия[137] утверждает, что обязанности сердца гораздо более важны, нежели мицвы, исполняемые физическими действиями. Основной долг сердца состоит в признании того, что “Б-г — Властелин наверху на небесах и внизу на земле; нет ничего (никакой силы), кроме Него”. Отказавшись восхвалить Б-га, Шимшон пренебрёг главнейшей задачей своей жизни, которая тотчас же была подвергнута опасности.
Интересно отметить, что за самонадеянные слова “она достойна в моих глазах” Б-г долго не наказывал Шимшона и ослепил его лишь спустя двадцать лет, а за последний грех Шимшон был наказан немедленно и едва не погиб от жажды.
Раскаявшись, Шимшон вознёс молитву Ашему и возблагодарил Его за дарованную победу: “Ты даровал эту великую победу рук Своего слуги”. Шимшон подчёркивает, что он лишь слуга Ашема, проводник Б-жественной силы, с помощью которой совершаются чудеса.
Титул эвед Ашем, “слуга Б-га” — один из высочайших титулов, которым может быть награждён человек. Его даровали только таким великим цадикам, как Моше и Давид. Чтобы иметь право называться слугой Ашема, человек должен полностью посвятить Б-гу всё свои физические и духовные силы и принадлежать ему, как раб всецело принадлежит своему хозяину. Мы можем оценить величие Шимшона, подметив, что Писание именует “слугой Б-га”.
Это правда, что не Б-г назвал Шимшона Своим слугой, а он сам[138]. Тем не менее это утверждение истинно, так как цитируется в Писании.
В том, что любое слово Писания истинно вне зависимости от того, кому оно принадлежит, убеждают нас два примера: нечестивый Лаван сказал слуге Авраама Элиэзеру: “Подойди, благословенный Б-гом” (Берешит 24:31). На основании этих слов мудрецы сделали вывод, что Элиэзер прошёл путь от проклятого хананеянина до человека, благословенного Б-гом. Это указывает на то, как бережно обращаются наши мудрецы с каждым словом Торы, пусть даже оно вложено в уста нечестивца. Из слов Лавана мы также узнаём о еврейском обычае. Пытаясь оправдать свой обман, когда он выдал за Яакова Лею вместо Рахели, Лаван говорит: “... не делается так в нашем месте, чтобы выдать младшую прежде старшей” (Берешит 29:26). Так мы узнаём об обычае сначала выдавать замуж старшую сестру. Включив эти слова в Тору, Б-г тем самым одобряет такой обычай.
Вглядываясь в молитву Шимшона, мы видим, что он молился не за себя самого. Основная мысль его молитвы в том, что если он умрёт и будет отдан в руки необрезанных филистимлян, это явится осквернением Имени Б-га (хилуль Ашем). Победа необрезанных над евреем, которого обрезание сделало участником Завета с Б-гом, могла выглядеть как умаление власти Б-га.
В этом случае Шимшон поступил подобно Моше. После того как Ашем разгневался на евреев за поклонение золотому тельцу, Моше молился: “Для чего скажут египтяне: “На зло вывел Он их, чтобы убить в горах, и чтобы стереть их с лица земли”?” (Шмот 32:12). Народы мира не могли понять, какая ответственность лежит на евреях и как сурово Ашем их наказывает, если они ведут себя недостойно. Если бы Б-г покарал евреев за поклонение золотому тельцы, это было бы очевидным хилуль Ашем, ибо из этого следовало, что Б-г немилостив или, что ещё хуже, непостоянен. Как можно служить такому Б-гу, Который одновременно обещает спасти людей и готов их уничтожить!
Такую же молитву Моше произнёс, когда разведчики оклеветали Святую Землю. Б-г снова был готов истребить народ, когда Моше взмолился (Бемидбар 14:13—16):
“... услышат египтяне, из среды которых Ты силою вывел Свой народ. И скажут жителям этой земли, которые слышали, что Ты, Ашем, среди этого народа; что лицом к лицу являлся Ты, Ашем, и Твоё облако стоит над ними; и в облачном столпе Ты идёшь пред ними днём, и в огненном столпе ночью.
Если Ты убьёшь этот народ, как одного человека, то так скажут народы, которые слышали о Твоей славе: “Б-г был не в состоянии привести этот народ в землю, которую Он клятвою обещал им, и поэтому Он погубил их в пустыне”.
Тем самым Моше подчёркивает, что хотя евреи и заслуживали сурового наказания, их истребление было бы Осквернением Имени. Шимшон молился так же.
Если тотчас после чудом одержанной победы Шимшону предстояло умереть от жажды (пусть он действительно заслуживал подобной кары!), то неевреи всё равно не поняли бы, за что он наказан. Если бы он попал к ним в руки, это явилось бы Осквернением Имени, так как в этом случае они получат основание сказать, что Всевышний не защищает Своих слуг даже после совершённых с их участием чудес.
В этот тяжёлый момент, когда Шимшон умирал от жажды, он всё равно не терял надежду на милость Б-га. Его молитва — яркое подтверждение учения наших мудрецов: “Даже если человек на своей шее ощущает лезвие меча, он не должен терять надежду на Б-жественное милосердие”. Таким же образом раби Авраам Иешая Карелиц (Хазон Иш) определяет минимальный уровень битахона (упования на Б-га), которым должен обладать каждый еврей. Еврей должен понимать, что не обстоятельства диктуют ход событий. Б-г спасает нас, когда считает нужным.
Шимшон молил о сохранении жизни, и Б-г ниспослал ему чудо.
15:19
Б-г рассёк впадину, которая была в ослиной челюсти, и из неё потекла вода. Он пил, его дух возвратился и ожил. Поэтому он назвал источник Эйн Акорэ (Источник взывающего), который в Лехи до сего дня.
Б-г не просто принял раскаяние Шимшона, но в подтверждение этого принятия Он спас его чудесным образом при помощи той самой челюсти, которая послужила орудием греха. Это подтверждает, насколько прав Рамбам, утверждая, что человек, забывший Б-га, может приблизиться к Нему и вернуть Его благосклонность одним только актом раскаяния[139].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шимшон — судья Израиля"
Книги похожие на "Шимшон — судья Израиля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гершон Вайс - Шимшон — судья Израиля"
Отзывы читателей о книге "Шимшон — судья Израиля", комментарии и мнения людей о произведении.