Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Описание и краткое содержание "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о самой крупной в современной России протестантской религиозной организации — Свидетелях Иеговы.
Автор, религиовед с 25-летним стажем, не являющийся Свидетелем Иеговы, успешно защитил в 2002 г. докторскую диссертацию, посвящённую эволюции идеологии и деятельности Свидетелей Иеговы в России и стремится объективно ответить на вопросы: являются ли Свидетели Иеговы сектой, можно ли считать их традиционной для России религиозной организацией, каковы перспективы улучшения отношений Свидетелей Иеговы с государством. Опираясь на результаты социологических исследований, проведённых среди верующих Москвы, автор анализирует влияние религиозных взглядов Свидетелей Иеговы на их семейные отношения.
Издание рассчитано на государственных служащих, в том числе занимающихся осуществлением связей с религиозными объединениями, на студентов и преподавателей, а также на всех, интересующихся религиозной ситуацией в России.
В данном случае я не имею в виду политику федерального центра, так как в целом по Российской Федерации зарегистрированы Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в России и около 400 общин (по данным на 2002 год). В большинстве регионов отношения между органами власти и Свидетелями Иеговы вполне нормальные, а в тех субъектах Федерации, где эту религиозную организацию хорошо знают (Санкт-Петербург, где находится Управленческий центр, а также Сибирь, где Свидетели Иеговы в качестве ссыльных появились ещё в 50-е годы), к Свидетелям Иеговы относятся не хуже, чем к другим протестантским конфессиям.
Однако в ряде случаев Свидетелей Иеговы воспринимают в качестве «новой» для того или иного региона религиозной организации, так как они получили возможность широко развернуть свою деятельность лишь с начала 90-х годов. К сожалению, многие государственные служащие и представители органов государственной власти привыкли считать, что в интересах укрепления страны необходимо поддерживать только «традиционные» религии, а деятельность «новых» конфессий должна подлежать тем или иным ограничениям.
Есть серьёзные сомнения, в какой мере подобные взгляды соответствуют закреплённому в Конституции России принципу равенства всех религиозных организаций перед законом. Несомненно другое: в последнее время усиливаются попытки законодательно закрепить принцип неравенства религиозных организаций, в частности, внести в законодательство нормы, в соответствии с которыми одни религиозные организации будут признаны «традиционными», а другие — «нетрадиционными».
Представляется, что возобновившийся головинский процесс может рассматриваться некоторыми сторонниками разделения всех конфессий на «традиционные» и «нетрадиционные» как дополнительный аргумент в пользу той точки зрения, что некоторые религиозные организации вызывают общественное беспокойство, имеют негативную репутацию, и было бы полезным законодательно урезать их права. Верно ли это предположение, покажет дальнейший ход судебного процесса в Головинском суде.
Очевидно одно — в свете тех богословских споров, которые ведутся по инициативе прокурора Северного административного округа в Головинском суде и которые при определённых условиях могут привести к ликвидации и даже запрету деятельности Свидетелей Иеговы в городе Москве, принципиальное значение имеет следующее заключение Европейского суда по правам человека: «Право на свободу вероисповедания, гарантируемое Европейской конвенцией, исключает какую-либо свободу действий со стороны государства с целью определить законность религиозных убеждении или средств публичного выражения таких убеждений» (Маннуссакис и др. против Греции, 1996). Свидетели Иеговы уже сумели отстоять свои законные интересы в Европейском суде по правам человека, выиграв процессы против Греции, Австрии, Болгарии, поэтому, как полагают квалифицированные юристы (например, первый российский судья Европейского суда по правам человека, а ныне председатель Комиссии по совершенствованию правосудия при Президенте РФ В. Туманов), в случае необходимости этот суд защитит права верующих и в России.
Аналогичной точки зрения придерживаются и известные правозащитники, мнения которых имеют существенное значение для более глубокого и всестороннего анализа этой проблемы.
* * *Как показывают факты, никакие запреты Свидетелям Иеговы не страшны. Действительно, история Свидетелей Иеговы, в том числе и в СССР, доказывает, что они не страшатся преследований.
О преследовании Свидетелей Иеговы в бывшем СССР рассказывает Александр Даниэль, руководитель программы «История диссидентов в СССР» (общество «Мемориал»): «В странах с тоталитарными режимами Свидетели Иеговы всегда подвергались гонениям, не был исключением и Советский Союз. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 марта 1951 года «О выселении активных участников антисоветской секты иеговистов и членов их семей» из Молдавии, Западной Украины и Белоруссии, Прибалтийских республик было «навечно» сослано 9389 человек в Иркутскую и Томскую области (эта акция получила кодовое название операция «Север»).
Для ссыльных был установлен режим «спецпоселения», который сохранялся до 1965 года. «Спецпоселения» — широко практиковавшийся сталинским режимом вид массовых репрессий, когда люди по постановлению внесудебных органов высылались в Сибирь с лишением гражданских прав, с прикреплением к месту жительства. Эти граждане отправлялись в ссылку не потому, что они совершили что-то противозаконное, а потому, что они являлись Свидетелями Иеговы, немцами Поволжья, крымскими татарами или принадлежали к какой-то другой категории, признанной потенциально опасной для интересов социалистического государства.
Этот варварский способ расправы с целыми категориями собственных граждан не исчез вместе с другими реалиями сталинской эпохи, а ещё целое десятилетие существовал в едином пространстве и времени с полётами в космос и хрущёвской «оттепелью». Только в 1965 году вышел, наконец, Указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии режима «спецпоселения» с четырёх категорий людей, наиболее многочисленной из которых были Свидетели Иеговы (три остальные — другие религиозные течения).
Операция «Север» и последующее снятие режима «спецпоселения» разбросали Свидетелей Иеговы, которые раньше жили по преимуществу в Западной Украине и Молдавии, по всей стране. Это неслыханно способствовало успеху их проповеди и дало такое количество новообращённых, о котором они прежде не могли и помыслить. Из экзотической для России маленькой религиозной группы Свидетели Иеговы превратились в общенациональную конфессию.
До 1991 года, когда Свидетели Иеговы были признаны официально и Министерством юстиции был зарегистрирован их Управленческий центр, они были вне закона и подвергались репрессиям. Статьи Уголовного кодекса, по которым осуждались Свидетели Иеговы в СССР, — это стандартные политические статьи, которые применялись к верующим, в основном, ст. 58-10 «антисоветская агитация и пропаганда». После 1961 года к ним прибавились ст. 142 «нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви» (эта статья применялась к тем, кто учил детей основам своего вероисповедания, причём нередко верующих, осуждённых по этой статье УК, лишали родительских прав) и ст. 227 «посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов».
Против Свидетелей Иеговы долгое время применялась статья, которая в Уголовном кодексе 1961 года значилась как ст. 72 «участие в антисоветской организации». Такое положение существовало до 1963 года, когда в официальном комментарии к ст. 72 было указано, что само по себе членство в общине Свидетелей Иеговы не влечёт за собой обвинение в участии в антисоветской организации и данная статья УК должна применяться лишь к активистам. После 1966 года, когда в УК появилась ст. 190 ч. 1 «клевета на государственный и общественный строй», Свидетелей Иеговы часто судили и по ней.
Судебный процесс в Головинском суде показывает, что есть силы, стремящиеся вновь развязать преследования Свидетелей Иеговы, реабилитированных в соответствии с Указом Президента РФ от 14 марта 1996 года № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий».
* * *Один из ключевых вопросов, решение которого во многом определяет отношение представителей органов власти и рядовых сограждан к Свидетелям Иеговы, звучит примерно так: кто они — «сектанты» или нормальные верующие? То есть идёт ли речь о замкнутой и враждебной обществу религиозной организации или же это объединение верующих, не питающих злобных, агрессивных чувств по отношению к окружающим. Приведём мнение известной правозащитницы, сталкивавшейся со Свидетелями Иеговы и составившей о них собственное мнение.
«В результате давления советских властей, — рассказала Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы, — мне пришлось эмигрировать в США, где с 1979 по 1986 год я жила в небольшом городке Территаун (штат Нью-Йорк). На одной из улиц по соседству были храмы многих конфессий: Католическая церковь, Баптистская, Методистская, Зал Царства Свидетелей Иеговы. Все верующие мирно уживались, никаких конфликтов между ними не было, да и внешне (по манере одеваться, вести себя) они мало отличались друг от друга.
Некоторые Свидетели Иеговы оказались моими соседями — это были доброжелательные, воспитанные люди, от них не исходило никакой агрессии. Когда Свидетели Иеговы проповедовали и звонили в дверь моего дома, я всегда отвечала, что я православная и не буду обсуждать с ними их религиозное учение. Они спокойно уходили и никаких споров у нас не возникало.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Книги похожие на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Отзывы читателей о книге "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация", комментарии и мнения людей о произведении.