Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Описание и краткое содержание "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о самой крупной в современной России протестантской религиозной организации — Свидетелях Иеговы.
Автор, религиовед с 25-летним стажем, не являющийся Свидетелем Иеговы, успешно защитил в 2002 г. докторскую диссертацию, посвящённую эволюции идеологии и деятельности Свидетелей Иеговы в России и стремится объективно ответить на вопросы: являются ли Свидетели Иеговы сектой, можно ли считать их традиционной для России религиозной организацией, каковы перспективы улучшения отношений Свидетелей Иеговы с государством. Опираясь на результаты социологических исследований, проведённых среди верующих Москвы, автор анализирует влияние религиозных взглядов Свидетелей Иеговы на их семейные отношения.
Издание рассчитано на государственных служащих, в том числе занимающихся осуществлением связей с религиозными объединениями, на студентов и преподавателей, а также на всех, интересующихся религиозной ситуацией в России.
На самом деле, оба эти слова — и «овцы», и «козлы» — взяты из Библии и их использовал в своей проповеди Иисус[299].
Прокуратура отрицает, что данный процесс — это суд над религиозными убеждениями, ссылаясь на то, что «требования прокуратуры направлены на ликвидацию и запрет деятельности исключительно организации, как юридического лица». Этот довод странно звучит в устах юриста, прекрасно понимающего, что в данном случае в одной только московской общине Свидетелей Иеговы насчитывается более десяти тысяч верующих, а в России Свидетелей Иеговы — свыше 120 тысяч человек. И запрет деятельности этой организации в Москве неизбежно вызовет волну притеснения Свидетелей Иеговы по всей стране. Впрочем, прокурор не скрывает своего заветного желания — добиться запрета деятельности Свидетелей Иеговы по всей России.
Глубоко символично, что едва начавшись, суд вынужден был объявить перерыв для того, чтобы члены суда и стороны процесса изучили религиозную литературу, изданную как Свидетелями Иеговы, так и Русской Православной Церковью, с целью установить, есть ли в литературе Свидетелей Иеговы что-либо принципиально иное, нежели в публикациях других религиозных организаций (так, например, Свидетели Иеговы утверждают, что только их вера является истинной, можно ли это считать разжиганием религиозной розни или аналогичные утверждения есть и в православной литературе?).
Оставляя в стороне вопрос о том, насколько разумно загружать светский суд подобными богословскими и религиоведческими проблемами, подчеркнём, что эта работа уже, в основном, проведена специалистами. Так, например, Институт русского языка РАН, исследовав все издания Свидетелей Иеговы на русском языке, выпущенные за 1993-2000 годы, не обнаружил там никаких призывов к деяниям, которые носили бы противоправный характер.
Социологическое исследование, в ходе которого по случайной выборке было опрошено около тысячи московских Свидетелей Иеговы, показало, что отсутствует какое-либо негативное воздействие вероучения и религиозной деятельности Свидетелей Иеговы на внутрисемейные отношения, на взаимоотношения мужей и жён, родителей и детей. Социологи обнаружили, что прослеживается положительное нравственное влияние принадлежности к общине Свидетелей Иеговы, так как верующим внушаются ценностные ориентации на семейный образ жизни, прежде всего —на пожизненный брак и семью с несколькими детьми.
Учитывая важность этой проблемы, расскажем подробнее о результатах этого исследования.
* * *В 2000 году кафедра социологии и демографии семьи социологического факультета Московского государственного университета провела социологическое изучение религиозной общины Свидетелей Иеговы города Москвы[300]. Учёных интересовало, в какой мере принадлежность к религиозной общине Свидетелей Иеговы взаимосвязана со степенью семейного благополучия и значимостью семейных ценностей для опрошенных.
Выяснилось, что Московская община Свидетелей Иеговы имеет относительно высокий средний возраст — 42,4 года, а средний стаж принадлежности верующих к религиозной общине составляет около 5 лет. По нашему мнению, то обстоятельство, что средний возраст Свидетелей Иеговы превышает 40 лет, является одним из свидетельств того, что Свидетели Иеговы — одна из традиционных для России религиозных организаций, так как для новых религиозных движений средний возраст последователей составляет 24-25 лет[301].
Среди Свидетелей Иеговы, проживающих в городе Москве, женщины составляют 80,5%, а мужчины — 19,5%. Это также соответствует обычным для так называемых «традиционных верующих» цифрам, так как мужчины составляют среди этой категории только 19%[302].
Высшее и незаконченное высшее образование имеют 25,3% Свидетелей Иеговы, среднее специальное — 42,3%, среднее общее —18,2%, неполное среднее — 10,1%, 3% — начальное и ниже. Для сравнения: уровень образования населения Москвы в возрасте старше 15 лет следующий — высшее и незаконченное высшее у 33,4%, среднее специальное — 21,3%, среднее общее — 25,8%, неполное среднее — 13%, начальное — 5,1%. Таким образом, среди Свидетелей Иеговы на 8% меньше людей с высшим образованием, чем среди населения Москвы в целом (в частности, потому, что в годы Советской власти Свидетели Иеговы, как правило, не могли получить высшего образования), но в два раза больше людей со средним специальным образованием[303].
В целом, социологами выявлен факт более высокого уровня образования среди Свидетелей Иеговы в сравнении с москвичами вообще (лиц, имеющих образование выше среднего среди Свидетелей Иеговы на 13% больше). Как правило, социологи отмечают, что чем выше уровень образования, тем ниже значимость семейных ценностей.
Что же касается Свидетелей Иеговы, то, как удалось установить социологам, обнаружено позитивное влияние роста стажа пребывания Свидетелей Иеговы в общине на устойчивость их брака: в то время, как среди Свидетелей Иеговы со стажем пребывания в общине до 6 лет, доля повторных браков превышает долю состоящих в первом браке, среди верующих со стажем свыше 6 лет доля первых браков начинает преобладать над повторными (на 10% в группе со стажем от 6 до 10 лет). Среди мужчин с ростом стажа пребывания в общине Свидетелей Иеговы с 1-3 лет до 6-10 лет наблюдается увеличение доли состоящих в браке с 24,8% до 39,2%, а доля никогда не состоявших в браке уменьшается с 44,8 до 17,2%[304].
Весьма мал процент тех, у кого брак распался после прихода в общину Свидетелей Иеговы — их всего 30 человек, то есть 6%. Высока степень уважения Свидетелями Иеговы взглядов своих супругов, не являющихся Свидетелями Иеговы (18% состоящих в браке Свидетелей Иеговы имеют неверующих супругов, 12% — православных, 3% — мусульман). Только 4 человека заявили, что разногласия по поводу религиозных убеждений могут стать основанием для развода, 510 опрошенных не согласились с подобным мнением.
Исследование показало, что Свидетели Иеговы считают важными семейными ценностями и высоко оценивают пожизненный брак (97%) и многодетную семью с 3-4-мя детьми (75%). В ходе исследования, когда опрашивались люди, не являющиеся Свидетелями Иеговы, позитивно оценили пожизненный брак и многодетную семью около 25%. Такие явления современной жизни, как родительство без брака, аборты, внебрачные сексуальные отношения, сексуальные отношения подростков, резко негативно оценивают почти 100% опрошенных Свидетелей Иеговы. 89% опрошенных Свидетелей Иеговы отметили недопустимость развода.
Интересно сравнить эти ответы с результатами опроса 791 замужней женщины с детьми (не являющимися Свидетелями Иеговы), проведённого в 1999 году. Допустимость развода в любом случае отметили 21,7% опрошенных и 22,3% считают развод просто допустимым (не имеют определённого мнения 32,5%). Недопустимость сексуальных отношений подростков отметили 64%, сексуальных отношений до брака —10,6%, сожительство вне зарегистрированного брака — 11,1%, супружеских измен — 73,2% (10,2 опрошенных допускают правомерность супружеских измен), недопустимость абортов — 27,3%[305]. Таким образом, Свидетели Иеговы гораздо негативнее относятся к различным явлениям, угрожающим прочности семейных отношений.
Лишь 4% опрошенных Свидетелей Иеговы, состоящих в браке, оценивают свои супружеские отношения как конфликтные, а 25% считают, что у них в семье всё хорошо, 71% убеждены, что несмотря на случающиеся порой ссоры и трения, взаимная любовь и уважение друг к другу помогут им найти выход из любой ситуации.
Более чем у половины опрошенных отмечается сильное воздействие Библии на их образ жизни. Важным результатом явился факт высокого процента Свидетелей Иеговы, считающих, что человеческая жизнь зависит от собственных усилий (88% опрошенных в сравнении с 55% опрошенными, не являющимися Свидетелями Иеговы)[306].
Таким образом, проведённое социологическое исследование показало, что принадлежность к религиозной организации Свидетелей Иеговы позитивно влияет на семейные отношения, помогает верующим преодолеть трудности в их семейной жизни.
* * *Вернёмся, однако, к головинскому процессу. Как мы убедились, дело не в том, будто бы Свидетели Иеговы негативно влияют на семейные отношения и повинны в «разрушении семьи». Это обвинение не более чем повод.
Наиболее важен, если можно так выразиться, «третий уровень» негласной поддержки противодействия Свидетелям Иеговы со стороны тех представителей органов власти, которые считают, что интересы укрепления российского государства требуют ограничения влияния религиозной организации Свидетелей Иеговы.
В данном случае я не имею в виду политику федерального центра, так как в целом по Российской Федерации зарегистрированы Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в России и около 400 общин (по данным на 2002 год). В большинстве регионов отношения между органами власти и Свидетелями Иеговы вполне нормальные, а в тех субъектах Федерации, где эту религиозную организацию хорошо знают (Санкт-Петербург, где находится Управленческий центр, а также Сибирь, где Свидетели Иеговы в качестве ссыльных появились ещё в 50-е годы), к Свидетелям Иеговы относятся не хуже, чем к другим протестантским конфессиям.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Книги похожие на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Отзывы читателей о книге "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация", комментарии и мнения людей о произведении.