Игорь Литовченко - Зажигая звезду. История «Киевстар» от первого лица

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Зажигая звезду. История «Киевстар» от первого лица"
Описание и краткое содержание "Зажигая звезду. История «Киевстар» от первого лица" читать бесплатно онлайн.
«Зажигая звезду. История «Киевстар» от первого лица» - книга о лидере украинского телеком-рынка - компании «Киевстар» и ее создателе - Игоре Литовченко, написанная им самим. Он был рожден в СССР и честно готовился к карьере историка, но внезапно произошедшие в стране изменения и крах привычной системы заставили его стать предпринимателем. На просторах страны, в которой многие десятилетия процветала плановая экономика, это было интересно и непросто! В декабре 2012 года «Киевстар» отметил свое 15-летие. В книге показан жизненный и профессиональный путь Игоря Литовченко - от «бизнесмена на все руки начала 1990-х годов» до руководителя крупнейшего мобильного оператора Украины в первой декаде XXI века. Но это не автобиография как таковая - жизнь автора рассматривается сквозь призму компании «Киевстар», которая стала главным Делом его жизни. Эта книга - бизнес-роман о поиске себя, об упорстве и преодолении, о создании и развитии компании, которую по праву можно назвать гордостью Украины. И об успехе, уготованном тем, кому хватает решительности пройти свой путь, каким бы сложным он ни был.
Впрочем, молодцами были не только «технари» - много хороших слов я могу сказать и о финансовых директорах, и о директорах по маркетингу. Финансовый директор Тронд Мое, как и Улла Ри, некоторое время руководил подразделением «Теленора» в Бангладеш, но потом он вернулся в Украину. Женился тут, живет и воспитывает сына. Кьерсти Виклунд, бывшая у нас одним из директором, сейчас в российском «Beeline» занимает должность вице-президента по операционной поддержке.
Практически все норвежские директора, уезжая, очень тепло отзывались о «Киевстар».
Уве Фредхейм, наш директор по маркетингу, позже, в 2004 году, стал генеральным директором компании Pannon - одного из крупнейших операторов Венгрии, тоже компании семьи «Теленор». С ним связано много историй. Однажды мы проводили совет директоров в Швеции. А надо сказать, что норвежцы и шведы исторически недолюбливают друг друга - как всегда случается в отношениях между бывшим центром и периферией. Долгое время норвежцы считались «младшими братьями в едином великошведском народе» и стали независимыми лишь в начале XX века. Норвегия была слабенькой аграрной страной - до тех пор, пока не «нашла в огороде» нефть. И в мгновение ока стала очень богатой. Сегодня даже существует шутка, которая, вероятно, очень тешит самолюбие норвежцев: «Куда шведы ездят на заработки? В Норвегию!». Соль в том, что это правда - если жители супер-социальной и обеспеченной Швеции и могут куда-то поехать «подзаработать» - то только в свою бывшую окраину, еще более обеспеченную Норвегию. Шведы и норвежцы вообще охотно рассказывают анекдоты друг о друге - так же как украинцы и россияне, французы и бельгийцы и т. д.
Норвежцы любят по вечерам посидеть за рюмкой в баре - это еще мягко говоря. Что россияне пьют больше всех, думают те, кто не знаком с норвежцами. Однажды, после совета директоров, после ужина, мы зашли в бар, чтобы по норвежской традиции закончить вечер бокалом пива. Там уже была подогретая спиртным танцующая публика, и оказалось, что Уве было достаточно переброситься парой слов со шведами из соседней компании, чтобы вспыхнул жаркий спор и спокойный вечер на этом закончился. Уже через пять минут в баре появились полицейские, уложили Уве на пол (а он рослый и крепкий мужчина) и увезли в наручниках. И это за то, что он, будучи в нетрезвом стоянии, высказал несколько шуток в адрес посетителей ночного клуба. В общем, ничего экстраординарного, но там так не принято. И в этом большая разница между культурами - норвежцы могут пить много, очень много, больше россиян, но, они крайне редко переходят черту личного пространства других людей. Поэтому даже пара шуток может стать причиной ареста. В гостинице Уве появился лишь утром.
После Киева мы стремились как можно скорее приступить к освоению других регионов
У нас было еще одно «исключение» из нордического правила - ирландец Гарретт Джонстон. Его усиленно рекомендовал нам «Теленор». Мне говорили: это ценный специалист, он говорит на восьми языках. На что я удивлялся: мне же нужен не переводчик, я искал директора по маркетингу! Тем не менее, в 2000 году Гарретт приехал в Украину.
Это был довольно экстравагантный молодой человек. Поначалу он производил впечатление человека нетрадиционной ориентации - огромный перстень с крупным фиолетовым камнем, платочек на шее, фиолетовые брюки, шлепанцы, розовая майка. Потом оказалось, что его амбициям легкомысленный внешний вид нисколько не мешал. Гарретт проработал у нас три года, с 2000 по 2003-й, из которых полтора я ругался и требовал от «Теленора», чтобы его забрали или перевели в другую компанию. Потому что, как оказалось, его манера поведения была еще более экстравагантной, чем одежда.
Он мог, например, приехать в Гидропарк, в какую-нибудь забегаловку, сильно выпить и погулять там, и рассчитаться не кредитной карточкой, а визиткой: мол, счет пришлите по этому адресу. Когда эти счета приходили главному бухгалтеру, естественно, она приходила ко мне, я вызывал Гарретта, говорил: «Гарретт, что ты себе позволяешь? Это недопустимо!». Но слова на него мало действовали.
Он, занимая серьезную должность в крупной компании, которая уже была достаточно известна и имела некоторый вес в стране, никогда беспокоился о дресс-коде. Мог приехать на работу и выйти из машины в полураспахнутом халате и в тапочках, вместе со своими детьми и женой. Все, кто видел это, покатывались со смеху.
Также Гарретт мог спонтанно взять менеджера по продажам и поехать по регионам Украины - смотреть, как продаются наши скретч-карты. Они приезжали в какое-нибудь село, заходили в сельский магазин, где продается все - от селедки до калош. Гарретт подходил к продавщице, и начиналось шоу. С видом ревизора он вопрошал, почему в этом магазине не продаются карточки «Киевстар»? Бывало, он возмущался, ругался и морочил голову бедной продавщице до такой степени, что та в конце концов вызывала кого-то из своих. И Гарретта вместе с менеджером гнали так, что они едва успевали унести ноги. Воистину Гарретт Джонстон явился для нас совершенно уникальным опытом! Он стал таким исключением из плеяды иностранных специалистов, что мы не можем забыть его до сих пор.
Однако надо отдать должное: наши очень старались соответствовать высокому «нордическому» стандарту. Была масса примеров по-настоящему самоотверженной работы. Когда в Западной Украине, в снегопад, нам нужно было поставить базовые станции в горах, потому что там проходил какой-то международный саммит, люди на запряженных лошадьми санях везли эти станции по пояс в снегу, наверх… Остались фотографии с тех пор, отрывки видео. Кого в остальной Европе вы можете убедить в таких условиях делать то, что делают наши? Вам скажут: нелетная погода, аэропорт закрыт, ждите, пока растает снег. А мы ради идеи были готовы горы свернуть. И ведь не только я, руководитель, - простые сотрудники также. Помню, как Александр Дорофий - теперь он стал заместителем технического директора -спал в нашем офисе на коробках с оборудованием - сторожа там не было, сигнализации на первых порах - тоже. А в ящиках - техники на миллионы. И Александр - добровольно! - оставался их сторожить. Стелил себе одеяло на коробки и так проводил ночи. Лишь бы с его оборудованием (Александр, сотрудник технического отдела, относился к этим станциям и ретрансляторам как к своему детищу) все было в порядке. Эти лояльность, энтузиазм - никакой руководитель не может их купить. Он может их только заслужить.
После Киева мы стремились как можно скорее приступить к освоению других регионов. Искали людей, которые могли бы возглавить филиалы, штат, наладить работу.
И в 1998 году «Киевстар» вышел за пределы столицы.
К 2000 году в стране действуют шесть операторов мобильной связи, которые используют оборудование трех различных стандартов: NMT, GSM, AMPS. Это УМС (UMC), «Киевстар», «Голден Телеком», Украинские радиосистемы, DCC, «Украинська хвыля». Их совокупная абонентская база не достигает даже миллиона пользователей.
Тем не менее, появление реальной конкуренции запускает процесс постоянного снижения цен на услуги. Стоимость телефона к 1998 году опускается до уровня 350 долларов, подключение - до 140 долларов, абонплата - примерно до 60 долларов в месяц. С 1998 года по 2000 год среднемесячная доходность одного абонента (ARPU) падает в десять раз, однако из-за постоянного роста абонентов это не приводит к снижению доходов операторов. Начался взаимосвязанный процесс падения стоимости услуг и ARPU с одной стороны и экспоненциального роста абонентских баз с другой.
Глава 9
ЗА ПРЕДЕЛЫ КИЕВА
Глава о том, что расширяться - дорого и трудно, а стоять на месте - губительно и безнадежно; о специфике телекома на отечественном рынке и роскоши (без преувеличения!) мобильного общения.
Фото 42. Вместе с Юрием Тумановым принимаем символический подарок от «Теленора» к открытию нашего первого Центра обслуживания абонентов. Киев, ул. Январского Восстания, 24
Открытие филиалов, поиск людей, которым можно было бы доверить руководство на местах, работа с абонентами - это все было связано с большими усилиями, мы проделали невероятную работу. Но зато компания начинала приносить долгожданную прибыль.
Знакомые журналисты часто рассказывают мне о своем ощущении от первой напечатанной статьи - о том чувстве удовлетворенности и радости, когда едешь, например, в метро, и видишь, что человек читает тебя. Я переживал нечто схожее, когда видел на улицах людей с мобильными телефонами. Они использовали то, что мы делали, им было это нужно.
В первую очередь мы подключали своих знакомых. Тех, кто мог себе это позволить, - стоила мобильная связь дорого. Одним из первых абонентов стал известный меценат и коллекционер Игорь Воронов. В то время он активно занимался бизнесом - собственной страховой компанией «Кредо-Классик» (ее впоследствии купили австрийцы). Только подключение обходилось абоненту не меньше чем в 100 долларов, плюс стоимость минуты (тогда была поминутная тарификация) была довольно ощутимой. Средний доход на абонента составлял порядка 100 долларов в месяц. Причем люди много не говорили. Цена телефонов колебалась от 800 до полутора тысяч долларов - «эксклюзивных» трубок тогда еще не было, мобильный сам по себе уже был «эксклюзивом».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Зажигая звезду. История «Киевстар» от первого лица"
Книги похожие на "Зажигая звезду. История «Киевстар» от первого лица" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Литовченко - Зажигая звезду. История «Киевстар» от первого лица"
Отзывы читателей о книге "Зажигая звезду. История «Киевстар» от первого лица", комментарии и мнения людей о произведении.