Шломо Занд - Кто и как изобрел Страну Израиля

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кто и как изобрел Страну Израиля"
Описание и краткое содержание "Кто и как изобрел Страну Израиля" читать бесплатно онлайн.
Новая книга выдающегося израильского историка Шломо Занда является продолжением и развитием его прославленного научного бестселлера «Кто и как изобрел еврейский народ», в котором был развеян миф о существовании «вечного» еврейского народа.
В книге «Кто и как изобрел Страну Израиля» вскрывается другой иудейский миф — о Стране Израиля, а заодно и подлинный характер современного арабо-израильского конфликта. Автор демонстрирует, как Святая земля была превращена в еврейскую колониальную «метрополию», из которой следовало при первой возможности изгнать местное население. Вскрыв истинные корни сионизма, Занд безупречно разбирает концепцию «исторического права» евреев на территорию Палестины и находит ясный ответ на важнейший актуальный вопрос: как разрубить ближневосточный гордиев узел.
322
Именование «Святая земля» стало широко распространенным в христианском мире лишь после Крестовых походов. См. об этом в статье C. H. J. Geus. The Fascination for the Holy Land during the Centuries // J. van Ruiten, J. c. de Vos (ed.). The Land of Israel in Bible, History, and Theology. — Leiden: Brill, 2009. — P. 405.
323
Сарды — один из крупнейших городов в древней Малой Азии, столица Лидийского царства. Св. Мелитон был богословом и епископом Сард во II веке н. э. Согласно «Церковной истории» Евсевия, Мелитон, ставший епископом при римском императоре Антонине Пие (правившем в 138–161 годах н. э.), посетил Палестину в основном для изучения книг Ветхого Завета. — Прим. пер.
324
Hunt E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire. AD 312–460. — Oxford: Clarendon Press, 1982. См. также его статью Travel, tourism and piety in the Roman Empire: A context for the beginnings of Christian pilgrimage // Echos Du Monde Classique. — 1984. — 28. — P. 391–417.
325
См., например, статью основателя израильской географической школы: Ш. Кляйн. Путевая книга Itinerarium Burdigalense об Эрец Исраэль // Маасаф Цион. — 1934. — VI. — С. 25–29 (на иврите).
326
Путешествие из Бордо // O. Limor. Holy Land Travels. Christian Pilgrims in Late Antiquity. — Jerusalem: Ben-Zvi, 1998 (на иврите). — P. 27.
327
Личность и даже точное имя этой прославленной паломницы не установлены. Она могла зваться Эгерией (Egeria), Этерией (Aetheria) или даже Сильвией, быть мирянкой или монахиней, уроженкой Галлии или Галисии. Википедия, в частности, пишет: «Она оставила отчет о своем путешествии в длинном письме к своим домашним — „Itinerarium Egeriae“, которое фрагментарно сохранилось в составе позднего кодекса XI века. Это произведение, судя по всему — древнейший сохранившийся прозаический текст, написанный женщиной». См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%E3%E5%F0%E8%FF_(IV_%E2%E5%EA). — Прим. пер.
328
Путешествие Эгерии // О. Limor. Holy Land Travels. Christian Pilgrims in Late Antiquity. — Jerusalem: Ben-Zvi, 1998 (на иврите). — P. 70.
329
Ibid. P. 75.
330
Речь идет об уже упомянутом выше св. Иерониме (342–419 или 420), христианском теологе и писателе, авторе «Вульгаты» — беспримерного латинского перевода Библии, сделанного на основе двух параллельных источников — греческой Септуагинты и еврейского текста Ветхого Завета. — Прим. пер.
331
Иероним. Путешествие Паулы // O. Limor. Holy Land Travels. Christian Pilgrims in Late Antiquity. — Jerusalem: Ben-Zvi, 1998 (на иврите). — Р. 139–154. О Пауле см. в книге J. N. D. Kelly. Jerome. His Life, Writings, and Controversies. — London: Duckworth, 1975. — P. 91–103.
332
Милленаризм (тожд. «хилиазм») — изначально учение о тысячелетнем Царстве Божием в конце истории. В настоящее время этот термин обозначает учение о периоде торжества божественной правды на земле. См., например: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%B7%D0%BC. — Прим. пер.
333
Считается установленным, что родившийся в 963 году авантюрист и король Олаф Трюггвасон (обладатель одной из самых фантастических достоверных биографий в истории Европы, вдобавок тесно связанный с Киевской Русью и имеющий отношение к ее крещению) погиб в морском сражении у неопознанного острова Свольд в 1000 году. Однако существуют основанные на слухах источники, утверждающие, что он пережил проигранное сражение и позднее совершил паломничество в Рим и в Иерусалим. — Прим. пер.
334
О причинах, побудивших католическую церковь адаптировать религиозный милитаризм, см. обширное и основательное синтетическое исследование Жана Флори (J. Flori. La Guerre sainte. La formation de l’idée de croisade dans l’Occident chrétien. — Paris: Aubier, 2001).
335
Barbero A. Histoire de croisades. — Paris: Flammarion, 2010. — P. 12.
336
См. отчет епископа Балдерика (Balderic), приведенный в сборнике A. C. Krey. The First Crusade. The Accounts of Eyewitnesses and Participants. — Prihceton: P.U.P., 1921. — P. 33–36. Согласно запискам историка Первого крестового похода монаха Гвиберта Ножанского (Guibert de Nogent), Урбан II, призывая к новому завоеванию Святой земли, воспользовался и другой древней парадигмой — восстанием Маккавеев. Ibid. Р. 36–40. См.: http://www.fordham.edu/halsall/source/urban2-5vers.html.
337
См. на эту тему статью А. Грабойс (A. Grabois). От «священной географии» к «описанию Эрец Исраэль»: перемены в описаниях Эрец Исраэль паломниками в XIII столетии // Cathedra. — 1984. — 31 (на иврите). — С. 44.
338
Это элементарное демографическое обстоятельство не помешало Йеошуа Прауэру, израильскому историку, специализировавшемуся по эпохе крестоносцев, называть Палестину соответствующего периода «наша страна». См., например, его книгу «Иерусалимское королевство крестоносцев» (Иерусалим: Бялик, 1947. С. 4) или более позднюю книгу: J. Prawer. The Crusaders. A Colonial Society. — Jerusalem: Bialik, 1985 (на иврите). В этих книгах нет даже отдельной главы, посвященной мусульманским жителям страны, но, разумеется, их значительные части посвящены ее еврейским жителям. См. с. 250–329 (в «Иерусалимском королевстве крестоносцев»).
339
Миссионерские устремления ушли из иудейской традиции не из-за отсутствия у последней склонности к ним, но лишь потому, что были строго запрещены обеими господствующими религиями. Их отсутствие в постталмудическом иудаизме стало одной из причин относительной второстепенности еврейского паломничества.
340
Паломники, как правило, игнорировали иудеев, живших в Святой земле, ибо те были малочисленны и не привлекали к себе внимания. В то же время в паломнической литературе нередки проявления ненависти и презрения к местным мусульманам. Паломники называли их «собаками», «идолопоклонниками», жалкими «неверными». См. об этом во введении к книге M. Ish-Shalom. Christian Travels in the Holy Land. — Tel Aviv: Am Oved, 1965 (на иврите). — P. 11–12.
341
С формированием этого протонационализма (не обязательно соглашаясь с терминологией и хронологическими построениями автора) можно познакомиться в книге: L. Greenfeld. Nationalism. Five Roads to Modernity. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1993. — P. 29–87.
342
Англиканская церковь с присущими лишь ей особенностями существовала и гораздо раньше: употребление термина «ecclesia anglicana» восходит к 1246 году. Однако до начала XVI столетия она оставалась легитимной разновидностью подотчетного папскому Риму католицизма. Независимой церковью англиканская церковь стала 3 ноября 1534 года, когда парламент, по требованию Генриха VIII, провозгласил ее независимость от Рима, утвердив знаменитый первый Акт о супрематии (Acts of Supremacy), объявивший Генриха VIII (и его преемников) верховными главами «Церкви Англии» — вместо папы. Акт о супрематии был отменен Марией Кровавой, в 1554 году восстановившей в Англии католицизм. В 1559 году Елизавета I приказала издать новый, второй Акт о супрематии, сходный с первым, но называвший королеву не Верховным главой (Supreme Head), а Верховной правительницей (Supreme Governor) церкви. Этот акт был отменен во время Английской революции и вновь восстановлен, уже без изменений, Карлом II. Этот Акт о супрематии остается в силе и сейчас. — Прим. пер.
343
История королевы британского племени иценов Боудикки, возглавившей в 61 году н. э., во времена Нерона, восстание против римлян, сохранена для нас римским же историком Тацитом. Фигура Боудикки была предметом культа в период царствования двух знаменитых английских королев — Елизаветы I (в XVI веке) и Виктории (в XIX веке). — Прим. пер.
344
В конце XVI века «настоящие» евреи все еще представлялись многим англичанам отталкивающими существами. См., например, пьесу Кристофера Марло (Marlowe) «Мальтийский еврей» (ок. 1589 года) и, разумеется, «Венецианского купца» Шекспира (написан между 1596 и 1598 годами). Нет нужды напоминать, что оба драматурга, скорее всего, ни разу не встречали «настоящего» еврея, хотя, впрочем, при елизаветинском дворе состояло несколько живописных испанских и португальских выкрестов. — Прим. пер.
345
Об изменении отношения к евреям в Англии см. поучительную книгу Дэвида Каца (D. S. Katz. Philo-Semitism and the Readmission of the Jews to England, 1603–1655. — Oxford: O. U. P., 1982).
346
См. об этом увлекательную книгу Кристофера Хилла (C. Hill. The English Bible and the Seventeenth-Century Revolution. — London: Penguin, 1994).
347
Цит. по: B. W. Tuchman. Bible and Sword. — London: Macmillan, 1982. — P. 121. Это одно из самых подробных и захватывающих сочинений, описывающих роль Британии в зарождении сионизма. Его главный недостаток — грубый ориентализм, иными словами, полная слепота и равнодушие автора по отношению к местным жителям Палестины.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кто и как изобрел Страну Израиля"
Книги похожие на "Кто и как изобрел Страну Израиля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шломо Занд - Кто и как изобрел Страну Израиля"
Отзывы читателей о книге "Кто и как изобрел Страну Израиля", комментарии и мнения людей о произведении.