Алексей Лосев - Очерки античного символизма и мифологии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки античного символизма и мифологии"
Описание и краткое содержание "Очерки античного символизма и мифологии" читать бесплатно онлайн.
Вышедшие в 1930 году «Очерки античного символизма и мифологии» — предпоследняя книга знаменитого лосевского восьмикнижия 20–х годов — переиздаются впервые. Мизерный тираж первого издания и, конечно, последовавшие после ареста А. Ф. Лосева в том же, 30–м, году резкие изменения в его жизненной и научной судьбе сделали эту книгу практически недоступной читателю. А между тем эта книга во многом ключевая: после «Очерков…» поздний Лосев, несомненно, будет читаться иначе. Хорошо знакомые по поздним лосевским работам темы предстают здесь в новой для читателя тональности и в новом смысловом контексте. Нисколько не отступая от свойственного другим работам восьмикнижия строгого логически–дискурсивного метода, в «Очерках…» Лосев не просто акснологически более откровенен, он здесь страстен и пристрастен. Проникающая сила этой страстности такова, что благодаря ей вырисовывается неизменная в течение всей жизни лосевская позиция. Позиция эта, в чем, быть может, сомневался читатель поздних работ, но в чем не может не убедиться всякий читатель «Очерков…», основана прежде всего на религиозных взглядах Лосева. Богословие и есть тот новый смысловой контекст, в который обрамлены здесь все привычные лосевские темы. И здесь же, как контраст — и тоже впервые, если не считать «Диалектику мифа» — читатель услышит голос Лосева — «политолога» (если пользоваться современной терминологией). Конечно, богословие и социология далеко не исчерпывают содержание «Очерков…», и не во всех входящих в книгу разделах они являются предметом исследования, но, так как ни одна другая лосевская книга не дает столь прямого повода для обсуждения этих двух аспектов [...]
Что касается центральной темы «Очерков…» — платонизма, то он, во–первых, имманентно присутствует в самой теологической позиции Лосева, во многом формируя ее.
"Платонизм в Зазеркалье XX века, или вниз по лестнице, ведущей вверх" Л. А. Гоготишвили
Исходник электронной версии:
А.Ф.Лосев - [Соч. в 9-и томах, т.2] Очерки античного символизма и мифологии
Издательство «Мысль»
Москва 1993
277
Времена изменились и здесь. За последние 10—15 лет Фосслер, Ипльцель и другие коренным образом реформировали старую филологию, мп которую я нападаю в этой работе 1918—1921 гг.
278
относящимся к мужеству в о всем на свете (греч.).
279
знание страшного и безопасного (греч.).
280
как вид (лат.).
281
Постоянно выдвигаются на первый план единство и во всех случаях тождественный характер того, что составляет понятие (нем.).
282
в своем роде (лат.).
283
Некоторые переводчики понимают 191 d просто «во всяком виде войны». Тогда это — обыкновенное формальное значение (т. е. значение «вида» в отношении «рода»), В работе я называю его «формально–отделительным значением».
284
Занимаясь историей неоплатонизма уже после написания этого очерка, я убедился, что мое полу–интуитивное учение о различии у Платона между «эйдосом» и «идеей» вполне подтверждается дальнейшей историей платонизма. Большой текстуальный материал на эту тему из Прокла нет возможности помещать здесь. Это — в одном из следующих томов.
285
Едва ли можно обосновать полное отличие этого «конкретно–отделительного» значения от простого формально–логического. Особой «конкретности» тут никакой мне теперь не представляется. И, как показывает даже тогдашняя моя работа, это формальное значение у Платона преобладает.
286
При таком понимании «эйдоса» в 338а не лучше ли отнести этот текст просто в А I б? (Объяснение этого последнего обозначения, равно как и прочих рубрик значения, см. во второй части этого очерка.).
287
внутреннее отношение… действительность понятия (нем.).
288
определенность основания (нем.).
289
сам эйдос (греч.).
290
согласно единой идее (греч.).
291
данные (лат.).
292
единой форме понятия или представления (нем.).
293
прохожу… воспринимать… удерживать… обладать… прихожу (греч.).
294
оказываться с… охотиться… подходить к (греч.).
295
одно (греч.).
296
Боюсь, что большинство поймет «эндос» в анализируемом месте чисто формально–логически, т. е. в смысле видов (или родов) прекрасного. Это, правда, слишком уж трезво и упрощенно. Но толкование, данное в тексте, наоборот, слишком сложно.
297
вид и способ, процесс (нем.), смеяться… опровергать (греч.).
298
единую идею (греч.).
299
во всем (греч.).
300
следовательно (греч.).
301
природа (греч.).
302
подобающий (греч.).
303
идея блага является должным (греч.).
304
в эйдосе (греч.).
305
эйдос знания = зн себе (греч.).
306
в иной эйдос (греч.).
307
должное (греч.).
308
должное… идея блага является (греч.).
309
всегда таким же… есть то же (греч.).
310
этосом… характером (греч.).
311
согласно чему (греч.).
312
Все эти три текста из «Федра» носят не просто чувственный, но весьма резкий мифологический смысл, который в то же время не есть и мифолого–натурфилософский смысл, находимый ниже, в «Тимее» Эта категория заслуживает полной самостоятельности.
313
необходимо ухватить характер всякого эйдоса (греч.).
314
многообразный в соответствии с формой тела (греч.).
315
Здесь сгруппированы случаи из «Федра» на «конкретно–отделительное», или «формально–логическое», значение. Едва ли имеет смысл внутри этой категории производить деление на «внешнее», «внутренно–внешнее» и т. д. значение. Это — самое бесцветное и невыразительное значение «эйдоса», и указание этих содержательных моментов едва ли что–нибудь вносит новое в самую структуру «эйдоса».
316
Едва ли тут особенно большая разница с такими случаями, как 249b и 253d, отнесенными мною к категории «внешнего» значения.
317
все (греч.).
318
Аргумент–об отсутствии общего рода мало убедителен. «Отде–лительность» — больше чем возможна.
319
переходя от многих ощущений к единому, собираемому в совокупность рассудком (греч.).
320
общий вид (лат.)… понятие или идея (нем.).
321
в одну идею… одной идеей (греч.).
322
как оно есть (греч.).
323
подобающий каждой природе эйдос (греч.).
324
дерзости (греч.).
325
многовидная… этих вот идей (греч.).
326
При «идее» во втором случае (…божественно–ознаменованное… лицо) следует подразумевать «божественно–ознаменованная»… лишенная вида… лицо… видеть (лат., греч.).
327
какая–нибудь форма тела (греч.).
328
разделять по эйдосам (греч.).
329
объявлять это сущностью и π о–нятием души (нем.)… логос в этом месте есть π о н я τ и е… понятие, которое в отношении способностей и природы души ухватывается умом (лат.).
330
одно и то же самое (греч.).
331
родит [ельный] пояснит [ельный] (лат).
332
тело… места (греч.)… образные качества (нем.).
333
один эйдос… одна идея (греч.).
334
некий один эйдос… то же самое (греч.).
335
прекрасное само по себе, благо, великое (греч.).
336
каждый из эйдосов (греч.).
337
все в сущем, взятое по отдель–ности само по себе… все по отдель–ности… сами вещи (греч.).
338
сам… что есть (греч.).
339
удостаиваться того же имени.
340
выдерживать (греч.).
341
принимать… удерживать… це–ниться… изменяться… приходить… подражать… вожделеть… совпадать (греч.).
342
завладевать (греч.).
343
идея… формой… никогда не обернется… идея… противоположная идея (греч.).
344
свойствах (греч.).
345
в одну идею (греч.).
346
один эйдос… одна идея (греч.).
347
полагать… становиться (греч.).
348
некий один эйдос… имеющий сам по себе одну идею (греч.).
349
одним (греч.).
350
эйдос, отличный от всех стей (греч.).
351
неделимая идея (греч.).
352
не имеет частей и является единой идеей (греч.).
353
образным качеством (нем.).
354
ухода в бесконечность (лат.).
355
в бесконечность (лат.).
356
не относительно ли чего–то одного… возникает эта мысль обо всех вещах, являющаяся некоей единой идеей… далее не будет ли эйдосом это мыслимое единство, являющееся всегда одним и тем же во всем (-греч.).
357
н е к у ю е д и н у ю… идею… видя во всем, почему само великое считаешь единым (греч.).
358
подобиях (греч.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки античного символизма и мифологии"
Книги похожие на "Очерки античного символизма и мифологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Лосев - Очерки античного символизма и мифологии"
Отзывы читателей о книге "Очерки античного символизма и мифологии", комментарии и мнения людей о произведении.