Алексей Лосев - Очерки античного символизма и мифологии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки античного символизма и мифологии"
Описание и краткое содержание "Очерки античного символизма и мифологии" читать бесплатно онлайн.
Вышедшие в 1930 году «Очерки античного символизма и мифологии» — предпоследняя книга знаменитого лосевского восьмикнижия 20–х годов — переиздаются впервые. Мизерный тираж первого издания и, конечно, последовавшие после ареста А. Ф. Лосева в том же, 30–м, году резкие изменения в его жизненной и научной судьбе сделали эту книгу практически недоступной читателю. А между тем эта книга во многом ключевая: после «Очерков…» поздний Лосев, несомненно, будет читаться иначе. Хорошо знакомые по поздним лосевским работам темы предстают здесь в новой для читателя тональности и в новом смысловом контексте. Нисколько не отступая от свойственного другим работам восьмикнижия строгого логически–дискурсивного метода, в «Очерках…» Лосев не просто акснологически более откровенен, он здесь страстен и пристрастен. Проникающая сила этой страстности такова, что благодаря ей вырисовывается неизменная в течение всей жизни лосевская позиция. Позиция эта, в чем, быть может, сомневался читатель поздних работ, но в чем не может не убедиться всякий читатель «Очерков…», основана прежде всего на религиозных взглядах Лосева. Богословие и есть тот новый смысловой контекст, в который обрамлены здесь все привычные лосевские темы. И здесь же, как контраст — и тоже впервые, если не считать «Диалектику мифа» — читатель услышит голос Лосева — «политолога» (если пользоваться современной терминологией). Конечно, богословие и социология далеко не исчерпывают содержание «Очерков…», и не во всех входящих в книгу разделах они являются предметом исследования, но, так как ни одна другая лосевская книга не дает столь прямого повода для обсуждения этих двух аспектов [...]
Что касается центральной темы «Очерков…» — платонизма, то он, во–первых, имманентно присутствует в самой теологической позиции Лосева, во многом формируя ее.
"Платонизм в Зазеркалье XX века, или вниз по лестнице, ведущей вверх" Л. А. Гоготишвили
Исходник электронной версии:
А.Ф.Лосев - [Соч. в 9-и томах, т.2] Очерки античного символизма и мифологии
Издательство «Мысль»
Москва 1993
163
Все эти цитаты — из Г Арнима, История античн. филос., пер. По–варнина. СПб., 1910, 6—7.
164
Таннери /7. Первые шаги древнегреческой науки, пер. под ред. А. П. Введенского. СПб., 1902, 11.
165
Diog. Laert. I 24.
166
Rhode Ε. Psyche. 1893, 430. Тут же у Роде и некоторое ограничение этой точки зрения.
167
Трубецкой С. Метафизика в древней Греции. М., 1910, 138.
168
Там же, 141.
169
Новицкий Ор. Постепенное развитие филос. учений в связи с развитием языческих верований. Киев, I860. II 88.
170
Ницше Фр. Философия в трагическую эпоху Греции. Полн. собр. соч. Моск. Книгоиздат. I 332.
171
Diels. Fragm. d. Vors.3 A 13.
172
Zeller. Philos. d. Gr. I Г, 262.
173
A 13 b.
174
Ibid.. А 1.
175
Justin. Martyr. Cohort., p. 7.
176
Diels A I {Diog. Laert. I 24).
177
Ibid.. A 3.
178
Ibid., A 22.
179
Ibid., A 22.
180
Ibid., A 23.
181
Досокр. I 23.
182
Виндельбанд В. Ист. древней филос., пер. Μ. М. Рубинштейна. М., 1911, 40.
183
Diog. Laert. I 35.
184
элементарную влагу (греч.).
185
Ibidem.
186
Zeller. Op. cit., I I7, 264–265.
187
Diels A 13.
188
Zeller. Op. cit., I 1, 263.
189
Diog. Laert. I 35.
190
Трубецкой. Указ. соч., 141.
191
Hartmann N. Platos Logik d. Seins. Giessen, 1909, 12—14.
192
Met. I 3, 983b 24 — о воде, «из которой» возникли веши.
193
Zeller. Op. cit., 269.
194
материи (греч.).
195
воды… беспредельному (греч.).
196
Фрагм. 11.
197
13.
198
14.
199
1.
200
9.
201
l0.
202
II.
203
12.
204
9.
205
Там же.
206
телесные стихии (греч.).
207
9a.
208
Кроме frag. 9 также frag. 16 с дополнением Дильса и цитатами из Аристотеля; отчасти frag. 10, N.
209
10.
210
17.
211
Там же.
212
14.
213
15.
214
А6.
215
А9.
216
А1.
217
А4.
218
А5.
219
А7.
220
АН.
221
А22.
222
А23.
223
В 2.
224
Там же.
225
A 10.
226
Там же.
227
A 10.
228
A 5.
229
Tannery P. Un fragment d'Anaximene dans Olympiodore le chi–miste. Arch. f. d. Gesch. d. Philos. I 314—321; ср. цитату у Ma ко вельс кого, I 57.
230
В первом изд.: сравнительному.
231
Как это делает Гомперц: Греч, мыслители. М., 1911, 1 319—324.
232
Там же, 320.
233
Как это у Виндельбанда: Ист. древн. филос. Μ., Ι9Π, 106—107.
234
Zeller. Op. cit., I 1; 354 слл.
235
Как у Л. М. Лопатина: Ист. древн. филос. М., 1890, 107.
236
Aristoph. Nub. 225 слл., 828 слл.
237
Если и не в такой форме, как это когда–то утверждал Dummler, Akademika. Giessen, 1889, то все же в довольно ощутительной степени, как это отмечают Е. Rhode. Psyche. 1894, 550—551, и в особенности W. Nestle, Untersuchungen uber die philosophische Quellen des Euripides. Lpz., 1902, 578—586. Ср.: Eurip. Troad. 884 слл. с Diets. Lcukippos u. Di genos v. Apollonia. Rhein. Mus. 1887, 12 слл. Eurip. Hek. 884 слл,.
238
Указ. соч., 322.
239
с необходимыми изменениями (лат.).
240
Diets В 2 (пер. С. Трубецкого).
241
Tim. 47е — 51с.
242
Tim. 35а слл.
243
Athenag. Legat., с 21.
244
Zeller. Op. cit., 268—269.
245
Ксеноф. A 28.
246
Пармен. A 34.
247
Ср. и сообщение Феофраста, frag. 46, что для Парменида «ощущение и мышление тождественны».
248
внешней силой… свободную волю (лат.).
249
Rer. nat. II 256.
250
Гюйо. Мораль Эпикура. СПб., 1899, 156.
251
Указ. соч., 86.
252
Frag. 7.
253
8.
254
А 7.
255
Ср. «беспредельное» и «предел» — А 1,6, 10 и др.
256
4.
257
Zeller. Op. cit., 344: «Основным для него является живость и сила первосущности».
258
Diels А 8.
259
Ibid., В 2.
260
Ibid., В 2.
261
В 3—4.
262
В 5 (пер. С. Трубецкого).
263
Дильс. «Da nun also die Abanderung Mannigfach abgestuft ist», равно как и немного выше, πολλοί τρόποι Дильс переводит: «Es giebt viele Stufen der Luft selbst.; denn sie ist vielfach abgestuft…». < И поскольку изменению свойст–венно многоступенчатость… многие разновидности… Имеется много ступеней самого воздуха… потому что он многоступенчат (нем., греч.)>
264
И поскольку изменению свойст–венно многоступенчатость… многие разновидности… Имеется много ступеней самого воздуха… потому что он многоступенчат (нем., греч.).
265
Ср. смешную критику разрежения и сгущения у Диогена, данную Целлером (273 сл.)( критику не только неуместную после сообщения Николая Дам. о срединном между воздухом и огнем веществе (А 5), что в свое время очень хорошо использовал Н. Richter, Gesch. d. Philos. 1836. I 228 и слл., но и враждебную всей греческой философии.
266
Simpl. phys. 33 (пропущено у Дильса).
267
А 19 и др.
268
Tim. 47 b—d (пер. Карпова).
269
IV 6.
270
Указ. соч., II 279—283.
271
Нет настоящей оценки и в лучшем изложении Диогена у М. Richter, с. о. 221—241.
272
Op. cit., 278.
273
На компиляцию из Анаксагора и Левкипла указывалось еще в древности. Ср. Diels А 5.
274
В первом изд.: воскрешает.
275
сущность, бытие, само по себе., природа, облик, вид (греч.).
276
Ко всему этому я, к сожалению, должен в настоящее время присоединить признание, которое для меня невозможно скрыть от других. Дело в том, что настоящий очерк печатается только в 1928 году, т. е. почти через десять лет после его написания. В «Античном космосе», где я дал некоторые выводы своих терминологических исследований по Платону и Плотину (стр. 510—516), я уже указывал (стр. 531), что работа об жэйдосе» и «идее» у Платона писалась в 1918—1921 гг. С тех пор утекло много воды. Несмотря на то, что уже тогда работа подвергалась неоднократному просмотру и в некоторых своих частях коренному исправлению, — теперь, в 1928 г., за корректурой я нахожу многое такое, на что уже не могу дать своего согласия. Однако вводить отдельные исправления сейчас было бы бессмысленно, так как местами пришлось бы подвергать все исследование очень большим изменениям. Я не виноват, что эта работа провалялась у меня среди груды прочих бумаг, целые десять лет. А за десять лет я могу, имею право кое в чем измениться, как и всякий живой человек. Многое мне кажется сейчас в этой работе наивным, слишком сложным и местами даже неверным. Но что же делать! Такова вообще история науки. Разве не наивен Целлер после работы Наторпа или сам Наторп 1903 года после Наторпа 1914—1921 гг.? Поэтому я не произвожу никаких изменений в самом тексте работы, а только ограничиваюсь краткими примечаниями. След., примечания к настоящему III очерку написаны все целиком в 1928 е. и касаются, по условиям времени, лишь незначительного количества мест в тексте. Иначе пришлось бы писать работу, параллельную старой работе. Другим обстоятельством, на которое необходимо указать, является техническая невозможность печатать греческий текст в тех размерах, как это я находил бы нужным. Пришлось ограничиться самым минимальным употреблением греческого шрифта, хотя в рукописи все ι с кеты выписаны у меня полностью.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки античного символизма и мифологии"
Книги похожие на "Очерки античного символизма и мифологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Лосев - Очерки античного символизма и мифологии"
Отзывы читателей о книге "Очерки античного символизма и мифологии", комментарии и мнения людей о произведении.