Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Описание и краткое содержание "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." читать бесплатно онлайн.
Николай Афанасьевич Скабаланович (1848–1918) — профессор общей и церковной истории Санкт–Петербургской Духовной академии, доктор богословия, один из самых талантливых русских церковных историков. Его основополагающая работа «Византийское государство и Церковь…» — это настоящая энциклопедия по Византии, непревзойденный во многих отношениях даже по настоящее время научный труд, в том числе и по своим литературным достоинствам. В приложении даются статьи «Византийская наука и школы в XI в.», «О нравах византийского общества в Средние века», «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии» и другие, позволяющие с большей полнотой и вниманием остановиться на конкретных вопросах как внутренней истории Византийской империи в целом, так и истории Византийско–Вос–точной церкви в частности.
Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия.
2340
Постановлением Константина Мономаха определено было, что от вступающих в пределах епископии в законный брак епископ получает с жениха одну золотую номисму и с невесты 12 локтей пряжи (πανίουπήχεις iß). См.: Zachariae, III, 321. По хрисовулу Исаака Комнина, одобренному синодальным определением Михаила Керуллария, установлена следующая норма платы за хиротонию и подымного канонического сбора: хиротонисующий епископ или архиепископ получает со ставленника семь золотых номисм, именно: одну номисму при рукоположении в чтецы, три при рукоположении в диаконы и три при рукоположении в пресвитеры; подымный канонический сбор (ύπέρ τοΰ κανονικού) собирается практорами, вместе с государственным сбором, и его составляют с каждой деревни, имеющей 30 дымов (καπνούς): 1 золотая номисма, 2 серебряные монеты, 1 баран, 6 модиев ячменя, 6 мер вина, 9 мо-диев муки (пшеничной) и 30 куриц, — с деревни в 20 дымов: '/г номисмы золотом, 1 монета серебром, 1 взрослый ягненок, 4 модия ячменя, 4 меры вина, 4 модия муки, 20 куриц, — с деревни в 10 дымов: 5 серебряных монет, 1 ягненок, 2 модия ячменя, 2 меры вина, 2 модия муки, 10 куриц. Заключительные слова хрисовула показывают, что эта норма была принята и до Исаака Комнина. См.: Zachariae, 111, 322-323.
2341
PG, CXIX, 837.
2342
2 Cedr., II, 479; Georg., 868; Ephr., 404.
2343
PG, CXIX, 832-833.
2344
Cedr., 11, 486, 497 (Glyc., 580-581, 583; Ephr., 129); Zon., IV, 128.
2345
He нужно забывать, что кроме Великой церкви Роман принес немало пожерт
2346
13 Cedr., II, 505 (Glyc., 585).
2347
Скилица—Кедрин ставит событие ранее 2 ноября 1037 г.; из слов Алексия, Что он к тому времени 11,5 лет управлял уже Церковью, видно, что событие произошло после 15 июня 1037 г.
2348
Cedr., II, 517-518 (Zon., IV, 142).
2349
От человека; человеческим аргументом (лат.).
2350
Cedr., II, 516: μηδέν αξνον έχων επισκόπου, άλλά βοϋν άφωνίας έπϊ τί) γλώσσί) φέρων.
2351
Все это необходимо иметь в виду для того, чтобы, предполагая исключительно идеальные мотивы у противников Алексия, не дать превратного толкования факту, по примеру Гфрёрера (Byzant. Gesch., III, 197-209). В объяснение факта Гфрёрер выдвигает следующую гипотезу: с патриарха Полиевкта до Сисиния II, при Полиевкте (956-970), Василии I Скамадрине (970-974), Антонии III Студите (974-979) и Николае II Хрисоверге (984-996), когда поддерживались добрые отношения между Константинопольским и Римским престолами, господствовал и практиковался в Византии закон, по которому патриарх выбирался клиром. При Сисинии II, со времени которого опять проявляются неприязненные отношения к Риму, совершился переворот, закон был отменен, патриаршие выборы устранены, император присвоил себе право назначать патриарха, в возмездие же за это совершенно отказался от вмешательства в денежные дела Церкви, предоставил патриарху исключительное право назначать митрополитов, а митрополитам и епископам отдал в жертву низший клир, — Феофан Фессалоникийский, грабивший низший клир, поступал «по праву». Но в Восточной церкви оставалась могущественная партия, тяготевшая к Риму, начертавшая на своем знамени восстановление порядков, нарушенных Василием Болгаробойцей и патриархом Сисинием; в состав ее входила лучшая и большая часть клира, особенно же монашество, высоко ценившее добытое Полиевктом церковное устройство. При Михаиле Пафлагоне она сгруппировалась вокруг Димитрия Кизического и сделала известную попытку низвержения Алексия, окончившуюся неудачей. В этой гипотезе, что ни слово, то догадка, натяжка и извращение истины. Внутренний источник ошибок — желание историка-паписта показать, что в Греческой церкви нарушение коренных принципов церковного устройства находилось в связи с ее отделением от Западной церкви, что существование чистых и возвышенных начал немыслимо без единства с Римом и без папского главенства. Капитальная ошибка — смешение права с фактом, которые в Восточной церкви должны быть рассматриваемы отдельно: существование практики назначения патриархов императорами, без участия собора, свидетельствует не об изменении закона, а о том, что закон, de jure остававшийся в силе, de facto нарушался. В частности, положение Гфрёрера, что государство отказалось от вмешательства в денежные дела Церкви, противоречит тому, что назначение великого эконома и скевофилакса оставалось в руках императора до Исаака Комнина, и положение об исключительном праве патриарха назначать митрополитов составляет насильственный и нелогичный вывод из слов патриарха Алексия о митрополитах, которых он хиротонисал в течении 11,5 лет, — с равным основанием можно было бы из слов патриарха о трех коронованных им императорах сделать вывод, что Константин VIII, Роман III и Михаил IV назначены на императорский престол патриархом Алексием.
2352
См. выше, кн. I, с. 149.
2353
Отсюда, вероятно, и произошла та редакция рассказа, которая записана Матвеем Эдесским, что на патриарха наложены были, по приказанию императора, цепи и он брошен в тюрьму.
2354
Кн. I, с. 167-168.
2355
Cedr., II, 536-537; Attal., 15; Matth. d'Ed., 72-73; Ибн-ал-Атир, у бар. Розена, 330; Ж. М. Н. Пр., 1875, февр., 445-446.
2356
Брак Льва Мудрого с Зоей Карбонопсиной в 905 г.
2357
Zachariae, III, 227-233.
2358
Psell., IV, 126: εις τρίτους άποκλίναι γόμους οϋτως ίδιωτεύων ετι ΐ)σχύνετο, άτε μηδέ τοΐς 'Ρωμαίων νόμοις δοκούν... (Будучи еще частным человеком, он устыдился вступать в третий брак — это запрещено рсмейскими законами).
2359
Psell., IV, 113; Zon., IV, 157; Cedr., II, 542.
2360
Кентинарий = 100 литр; 25 кентинариев = около 720000 руб. золотом.
2361
Cedr., II, 550 (Zon., IV, 162; Glyc., 595; loel, 63); Georg., 879 (неправильный расчет времени патриаршествования — 15 лет), 868 (тоже — 12 лет). У Зонары круглая цифра — 18 лет.
2362
Psell., IV, 326-329.
2363
Cedr., II, 550.
2364
Во всяком случае, это объяснение кажется нам более законным, чем догадка Гфрёрера (III, 267-276) о каких-то переговорах, которые будто бы в это время происходили между Мономахом и Керулларием и результатом которых была будто бы обратная уступка императору прав, предоставленных некогда Патриарху императором Василием II.
2365
Кн. I, с. 153.
2366
Psell., V, 507.
2367
Zachariae, I, 275.
2368
Psell., V, 351.
2369
Psell., V, 317-322.
2370
' Psell., IV, 324-325.
2371
Psell., IV, 332-333.
2372
Psell., V, 506-507.
2373
Psell., IV, 342-343.
2374
Psell., V, 509-510. -“
2375
Psell., IV, 312.
2376
Psell., IV, 338, 355.
2377
Например, считал дьявола достойным и ненависти (за измену человеческому роду), и сожаления (за то, что послужил виной нашего спасения).
2378
1026 Psell., IV, 336-337, 350.
2379
1027 Psell., IV, 333.
2380
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Книги похожие на "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Отзывы читателей о книге "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.", комментарии и мнения людей о произведении.