Юрген Хабермас - Вовлечение другого. Очерки политической теории

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вовлечение другого. Очерки политической теории"
Описание и краткое содержание "Вовлечение другого. Очерки политической теории" читать бесплатно онлайн.
Сборник, увидевший свет в издательстве «Зуркамп» в 1999 году, содержит новейшие и основополагающие исследования по политической теории, которые автор проводил, самостоятельно развивая свою теорию коммуникации, а также в сотрудничестве со своими единомышленниками и учениками, на академических семинарах и в открытых дискуссиях. Основная тема исследований имеет более практический, прикладной политический смысл, хотя и получает исчерпывающее теоретическое обоснование с позиций герменевтической социологии и исторической политологии. Чрезвычайно актуальная проблематика трактуется из органического контекста всех прежних теоретических изысканий Хабермаса, главной задачей научной деятельности которого всегда был поиск путей сохранения рационального начала западной цивилизации, возможностей диалога и взаимопонимания между различными и изначально несводимыми друг к другу культурно-историческими образованиями, рациональное понимание многосложного мирового политического процесса исходя из истории действующих в нем реалий и идей.
170
Knieper R. Nationale Souveraenitàt. Frankfurt am Main, 1991, 85.
171
Организация экономического сотрудничества и развития.
172
Guehenno J. M. Das Ende der Demokratie. Munchen/Zurich,1994, 86 f.
173
Cuehenno J. M. (1994), 140.
174
По имеющимся данным сегодня десять стран располагают ядерным оружием, более двадцати — химическим, и есть основания предполагать, что на Ближнем и Среднем Востоке существует уже и бактериологическое оружие; см.: Czempiel Е. О. Weltpolitik im Umbruch. Munchen, 1993, 93.
175
Ltibbe H. Abschied vom Superstaat. Berlin, 1994, 33 f.
176
См.: Lepsius M. R. «Ethnos» und «Demos» // Idem.Interessen. Ideen und Institutionen. Opiaden, 1990, 247–256; Idem. Demokratie in Deutschland. Gottingen, 1993.
177
См.: Leggewie С. Ethnizitât, Nationalismus und multikulturelle Gesellschaft // Berding H. (Hg.). Nationales BewuBtsein und kollektive Identitàt. Frankfurt am Main, 1995,54.
178
Connor W. Ethnonationalism. Princeton U.P., 1994, 202: «Наш ответ на столь часто задаваемый вопрос — что есть нация? — таков: это группа людей, которые чувствуют, что они связаны отношениями родства».
179
См.: Schulze H. Staat und Nation in der Europàischen Geschichte. Munchen, 1994.
180
См., например: Scihlins В. P. Boundaries, University of California Press, Berkeley, 1989,
181
Bôckenfôrde Е. W. Die Nation. Frankfurter Allgemeine Zeitung vom 30. September 1995.
182
Bôckenfôrde. Op. cit.
183
См.: Habermas J. Die Normalitàt einer Berliner Republik. Frankfurt am Main, 1995, 181.
184
WehlerH. U. Nationalismus und Nation in der deutschen Geschichte // Berding(1995), 174 f.
185
LubbeH. (1994), 38 f.
186
Sclimitt С. Verfassungslehre (1928). Berlin, 1983, 231.
187
См.: Mausl. Rechtsgleichheit und gesellschaftliche Differenzierung bei Carl Schmitt // Idem. Rechtstheorie und Politische Théorie im Industriekapitalismus. Munchen, 1986, 111–140.
188
Schmitt С. (1983), 228.
189
Ibid. 229.
190
Ibid. 243.
191
Ibid. 227.
192
Ibid. 234.
193
Bryde В. О. Die bundesrcpublikanische Volksdemokratie als Irrweg der Demokratientheorie. StaaLswissenschaften und Staatspraxis, 5, 1994, 305–329.
194
См.: Habermas J. Faktizitât und Geltung. Frankfurt am Main, 1992, Кар. 3.
195
Maus I. «Volk» und «Nation» im Denken der Aufkliirung. Blatter fur deutsche und internationale Politik, 5, 1994, 604.
196
См.: Forst R. Kontexte der Gerechtiskeit. Frankfurt am Main, 1994, Кар. I und III.
197
В связи с этим см.: Mans I. Zut Aufklârung der Demokratientheorie. Frankfurt am Main, 1992.
198
Dahl R. A. Democracy and Its Critics. Yale U. P., New Haven und London, 1989,193.
199
Schmitt C. (1983), 231.
200
Ibid. 233.
201
Лишь после того как при заключении Вестфальского мира Испания признала независимость Соединенных Нидерландов, односторонне провозглашенную в 1581 г., европейские державы смогли однозначно прояснить для себя соответствуюшие вопросы статуса.
202
См.: Frowein J. A. Die Entwicklung der Anerkennung von Staaten und Regierungen im Vôlkerrecht. Der Staat, Jg. II, 1972, 145–159.
203
Составленная с учетом процессов мирной деколонизации после второй мировой войны статья I Пакта о правах человека гласит: «Все народы имеют право на самоопределение. На основании этого права они свободно определяют свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».
204
Verdross Л., Sima В. Universelles Vôlkerrecht, 3. Aufl. Berlin, 1984, 318 (§ 511).
205
См.: Taylor Ch. Multikulturalismus und die Politik der Anerkennung. Frankfurt am Main, 1993.
206
См.: Habermas J. Kampf um Anerkennung im demokralischen Rechtsstaat, настоящий том, с. 332–380.
207
Dahl (1989), 204.
208
См.: Puhle H. J. Vom Biirgerrecht zum Gruppenrecht? Multikulturelle Politik in den USA // Buade K. J. (Hg.). Menschen iiber Grenzen Herne, 1995, 134–149.
209
Raz J. Multiculturalism: A Liberal Perspective. Dissent, Winter, 1994, 67–79, в частности 77.
210
См.: Wolfrum R. Die Entwicklung des intemationalen Menschenrechts-schutzes. Europa-Archiv, 23, 1993, 681–690.
211
См.: Schmitt С. Der Begriff des Politischen (1932). Berlin, 1979.
212
См.: Schmitt С. Die Wendung zum diskriminierenden Kriegsbegriff (1938). Berlin, 1988.
213
Обсуждение данного аспекта работы Уолцера см.: Jahn В. Humanitàre Intervention und das Selbstbestimmungsrecht der Vôlker. Politische Vierteljahresschrift, 34, 1993, 567–587.
214
WalzerM. Just and Unjust Wars. A Moral Argument with Historical Illustrations (1977). N.Y., 1992.
215
Walzer M. The Moral Standing of States. Philosophy and Public Affairs, 9, 1980, 209–229, в частности 211.
216
Walzer M. (1980), 214.
217
Doppelt G. Walzer's Theory of Morality in International Relations. Philosophy and Public Affairs, 8, 1978, 3-26, в частности 19.
218
См.: Senghaas D. Wohin driftet die Welt? Frankfurt am Main, 1994, 185.
219
См.: Nass K. O. Grenzen und Gefahren humanitarer Interventionen. Euro-pa-Archiv, 10, 1993,279–288.
220
См.: Greenwood Ch. Gibt es ein Recht auf humanitàre Intervention? Europa-Archiv, 23, 1993, 93-106.
221
Постановление 2-го Сената Федерального конституционного суда от 12 октября 1993 г. — 2 BvR 2134/92, 2 BvR 2159/92. Europàische Grundrechte Zeitschrift (EuGRZ). 1993, 429–447, в частности 438.
222
См.: Murswiek D. Maastricht und der Pouvoir Constituant. Der Staat, 1993, 161–190.
223
По поводу этого намеренно сниженного словоупотребления см.: Ipsen H. P. Zehn Glossen zum Maastricht-Urteil. Europarecht, 29, 1994, 20: «Вводя понятие „объединения государств“, (постановление) пользуется технико-экономической и потому неподходящей терминологией. Эта терминология чересчур пренебрегает языком сообщества и остальными государствами-членами союза».
224
EuGRZ 1993, 439.
225
См.: Frowein J. A. Das Maastricht-Urteil und die Grenzen der Verfassungs-gerichtsbarkeit. Zeitschrift fur auslândisches ôffentliches Recht und Volkerrecht, 1994, 1-16.
226
Lùbbe H. (1994), 100.
227
Joppke Ch. Nation-Building after World War Two (European University Institute, Florence), 1995, 10.
228
Мотивируя свое решение по Маастрихтскому договору, Федеральный конституционный суд в одном месте даже рекомендовал такую интерпретацию: «Демократия… зависит от наличия определенных доправовых предпосылок, наподобие некоей непрерывной свободной дискуссии между противоположными социальными силами, интересами и идеями, в которой разъясняются и корректируются политические цели и благодаря которой общественное мнение формирует политическую волю… Партии, союзы, пресса и радио являются как средствами, так и факторами этого процесса опосредования, при помощи которого может формироваться общественное мнение Европы» (EuGRZ 1993, 437 f.). Следующая затем ссылка на необходимость общего языка призвана, вероятно, навести мост между этим теоретико-коммуникативным пониманием демократии и гомогенностью государствообразующего народа, которая в остальном считается необходимой.
229
См. одноименный доклад Д. Гримма в: European Law Journal I. November, 1995.
230
Заранее (лат.).
231
Второго первого языка (англ.).
232
Далее я привожу цитаты по подготовленному В. Вейшеделем учебному изданию Научного книжного общества в Дармштадте, изд. Инзель. Франкфурт-на-Майне, 1964. Ссылки без указания заглавия относятся к работе «К вечному миру» (КВМ). Werke, VI, 195–251.
233
Несмотря на то что в «Метафизических началах учения о праве» он упоминает «несправедливого врага», «чья публично выраженная… воля выказывает максиму, согласно которой, если сделать ее всеобщим правилом, невозможно состояние мира между народами…» (§ 60, с. 276–277), однако примеры, им приводимые, как то: нарушение международных договоров или раздел побежденной страны (что в свое время было сделано с Польшей), высвечивают акциденциальное значение этой фигуры мысли. «Карательная война» против несправедливых врагов остается непоследовательной идеей до тех пор, пока мы признаем неограниченность суверенитета государств. Ибо последние были бы неспособны, не нанося ущерба собственному суверенитету, признать судебную инстанцию, которая непредвзято судила бы о нарушениях правил в межгосударственных отношениях. Только победа или поражение имеют решающее значение в определении того, «на чьей стороне право» (КВМ. С. 263).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вовлечение другого. Очерки политической теории"
Книги похожие на "Вовлечение другого. Очерки политической теории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрген Хабермас - Вовлечение другого. Очерки политической теории"
Отзывы читателей о книге "Вовлечение другого. Очерки политической теории", комментарии и мнения людей о произведении.