Юрген Хабермас - Вовлечение другого. Очерки политической теории

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вовлечение другого. Очерки политической теории"
Описание и краткое содержание "Вовлечение другого. Очерки политической теории" читать бесплатно онлайн.
Сборник, увидевший свет в издательстве «Зуркамп» в 1999 году, содержит новейшие и основополагающие исследования по политической теории, которые автор проводил, самостоятельно развивая свою теорию коммуникации, а также в сотрудничестве со своими единомышленниками и учениками, на академических семинарах и в открытых дискуссиях. Основная тема исследований имеет более практический, прикладной политический смысл, хотя и получает исчерпывающее теоретическое обоснование с позиций герменевтической социологии и исторической политологии. Чрезвычайно актуальная проблематика трактуется из органического контекста всех прежних теоретических изысканий Хабермаса, главной задачей научной деятельности которого всегда был поиск путей сохранения рационального начала западной цивилизации, возможностей диалога и взаимопонимания между различными и изначально несводимыми друг к другу культурно-историческими образованиями, рациональное понимание многосложного мирового политического процесса исходя из истории действующих в нем реалий и идей.
114
Разумные разногласия (англ.).
115
«Чего не хватает рационально действующим агентам, так это особой формы моральной чувствительности, которая лежит в основе стремления к честному сотрудничеству как таковому, а также к другим отношениям, вступления в которые было бы разумно ожидать от других как от равных». Rawls J. (1993), 51
116
Rawls J. (1993), 119.
117
Ibid., 137.
118
См. мои соображения: Habermas (1991), 125 ff.
119
Всеобъемлющим учениям (англ.).
120
До поры до времени (англ.).
121
Rawls J. Der Gedanke eines ubergreifenden Konsenses // Idem. (1992), 332.
122
См.: Habermas J. Motive nachmetaphysischen Denkens // Idem. Nachmetaphysisches Denken. Frankfurt am Main. 1988, 35–60.
123
См. Ролзовы «Tanner Lectures», где в конце VII раздела сказано: «Идея состоит в том, чтобы интегрировать в базовую структуру общества некую действенную политическую процедуру, которая отражала бы в этой структуре честное представительство личностей, достигаемое в исходном состоянии». Rawls J. (1992), 203.
124
Rawls J. Der Vorrang der Grundfreiheiten // Idem. (1992), 169.
125
См.: Benhabib S. Models of Public Space // Idem. Situating the Self. Cambridge, 1992, 89-120.
126
См.: Rawls J. (1993), 215.
127
Этот правовой принцип Канта находит у Ролза отражение в его первом принципе.
128
Относительно внутренней взаимосвязи правового государства и демократии см. настоящий том, с. 401–415.
129
Метод воздержания (англ.).
130
Я благодарен Райнеру Форсту, Томасу Маккарти и Лунцу Вингерту за их поучительную критику.
131
Rawls J. Political Liberalism. N.Y., 1993, 12 (далее ссылки на этот источник даются в тексте: PL с указанием страницы).
132
Rawls J. Reply to Habermas// The Journal of Philosophy. XCII. 1995, 141, Fn. 16 (далее в тексте: R с указанием страницы).
133
Оставляя философию как она есть (англ.).
134
Тем самым (лат.).
135
Ср.: Rawls J. The Journal of Philosophy. XCII. 1995, 109–131.
136
Тем самым я продолжу изложение своих возражений, начатое в предыдущей статье; см. выше, с. 142.
137
См.: Habermas J. Théorie des kommunikaliven Handelns. 2 Bde. Frankfurt am Main, 1981. Кроме того, см. мои «Sprechakttheoretischen Erlauterungen zum Begriff der kommunikativen Rationalitat». Zeitschrift fur philosophische Forschung, 50.1996,65–91.
138
Scanlon Т. М. Contractualism and Utilitarianism // Sen А. К., Williams В. (Hg.). Utilitarianism and Beyond. Cambridge U.P., 1982, 199.
139
Rawls J. Kantian Constructivism. The Journal of Philosophy. LXXVII. 1980, 515–573; этого подхода придерживается и R. Milo. Contractarian Constructivism. The Journal of Philosophy. XCII. 1995, 181–204.
140
См.: Wingert L. Gemeinsinn und Moral. Frankfurt am Main, 1993. Teil II, 166 ff.
141
Я рассматриваю «три вида» оправдания в последовательности, указанной Ролзом. Эта логическая последовательность не означает, что ступени следуют друг за другом во временном отношении, но определяет путь, на котором каждый современник может сделать более радикальной свою позицию по актуальным вопросам политической справедливости. Ведь как только его критика обращается к наличному базовому политическому консенсусу с точки зрения конкурирующей концепции справедливости, ему приходится отстаивать свой выбор, следуя такому логическому генезису.
142
Надлежащее оправдание (лат., англ.).
143
См.: Habermas J. Vom pragmatischen, ethischen und moralischen Gebrauch der praktischen Vernunft // Erlâuterungen zur Diskursethik. Frankfurt am Main, 1991, 106 f.
144
Forst R. Kontextc tier Gerechtigkeit. Frankfurt am Main, 1994, 159.
145
См.: Forst (1994), 152–161 и 72 ff.
146
Соответствующим образом (лат.)
147
«Специфический смысл превосходства права заключается в том, что всеобъемлющие концепции блага приемлемы… лишь тогда, когда следование им согласуется с политической концепцией справедливости» (PL, 176, прим. 2).
148
«В этом случае (т. е. когда перекрывающий консенсус достигнут) граждане включают разделяемую ими политическую концепцию в свои разумные всеобъемлющие доктрины. Затем, мы надеемся, граждане смогут рассудить (находясь на своих всеобъемлющих точках зрения), что политические ценности как правило (хотя и не всегда), предшествуют каким бы то ни было ценностям неполитического толка, возможно, конфликтующим с ними, — или перевешивают такие ценности» (R, 147).
149
Этим аргументом я обязан Р. Форсту (1994), см. прим. 8.
150
Я согласен с рассуждениями Ролза относительно противопоставления процедуральной и субстанциальной справедливости (Reply, 170–180); но эти соображения не касаются того смысла, в котором я употребляю выражения «процедура» и «процедурная рациональность», когда утверждаю, что определенным образом организованная практика аргументирования позволяет надеяться на рациональную приемлемость результатов.
151
Таково контекстуалистское толкование Ролзовой теории у Р. Рорти: Der Vorrang der Demokratie vor der Philosophie // Solidaritàt oder Objektivitàt. Stuttgart, 1988, 82-125, в частности 95 и след.
152
Я, разумеется, согласен с Чарльзом Лармором (The Foundations of Modern Democracy. European Journal of Philosophy. 3. 1995, 63), когда он говорит: «Тот факт, что наше понимание благой жизни становится предметом разумных разногласий, отнюдь не означает, что мы должны в дальнейшем прекратить ссылаться на него или считать его впредь просто предметом веры… Нам следует лишь помнить, что подобные доводы, вероятно, неприемлемы для других людей, столь же разумных, но обладающих иной историей своего опыта и рефлексии». Лармор, по-видимому, неверно истолковывает мои слова об этическом употреблении практического разума; см.: Habermas(1991), 100–118.
153
См.: Wingert L. (1993), 252 ff.
154
Свободы (англ.).
155
О внутренней взаимосвязи правового государства и демократии см. настоящий том, с. 401–415.
156
См.: Lepsius M. R. Der europàische Nationalstaat // Idem. Intéresser), Ideen und Institutional. Opladen, 1990, 256–269.
157
Фактически, на деле (лат.).
158
Как известно, в своей статье «О поговорке…» Кант отличает «равенство (отдельного человека) с каждым другим как подданного» от «свободы человека» и «самостоятельности гражданина». Werke (Weischedel), Bd Vi, 145.
159
Нация (лат.).
160
Род (лат.).
161
Государство (лат.).
162
Язык (лат.).
163
«Национальная модель вступила в европейскую историю в виде асимметричных, взаимно противопоставленных понятии». Munkler H. Die Nation als Modell politischer Ordnuns. Staatswissenschaft und Staatspraxis, 5. Jg., H. 3, 1994,381.
164
Schulze H. Staat und Nation in der Europâischen Geschichte. Munchen, 1994, 189.
165
Об этом говорит уже либеральный правовед Иоганн Каспар Блюнчли: «Каждая нация призвана образовать государство и потому имеет на это право… Подобно тому как человечество делится на множество наций, мир должен (!) быть поделен на такое же количество государств. Каждая нация — государство. Каждое государство — национальное образование». (Цит. по: Schulze H. [1994], 225).
166
См.: Schulze H. (1994), 243 ff.
167
Habermas J. Faktizitàt und Geltung. Frankfurt am Main, 1992,493 ff.
168
Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1990, 64; Idem. Beyond Left and Right. Cambridge, 1994, 78 ff.
169
См.: Wallerstein I. The Modern World System. N.Y., 1974.
170
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вовлечение другого. Очерки политической теории"
Книги похожие на "Вовлечение другого. Очерки политической теории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрген Хабермас - Вовлечение другого. Очерки политической теории"
Отзывы читателей о книге "Вовлечение другого. Очерки политической теории", комментарии и мнения людей о произведении.