» » » » С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви


Авторские права

С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви

Здесь можно скачать бесплатно "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Духовный отец в Древней Восточной Церкви
Издательство:
Православный Свято–Тихоновский Богословский институт
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–7429–0117–8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Описание и краткое содержание "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать бесплатно онлайн.



Книга проф. С. И. Смирнова (1870–1916) посвящена истории развития института духовничества в Древней Церкви (рассматривается период Вселенских Соборов). Старчество в древних восточных монастырях и его организация, особенности совершения исповеди и покаяния в миру и монастыре — эти вопросы получают всестороннее освещение в широком контексте истории древнего монашества. Несмотря на то, что книга вышла отдельным изданием еще в 1906 году, она не утратила своего значения и поныне.






582

См.: Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 307; рус. пер.: С. 251–252.

583

Opera. Р. 443–444; рус. пер.: С. 62–64.

584

Житие преп. Феодосия // Палестинский Патерик. Вып. 8, гл. 15–16. С. 26–30. Известны и другие случаи прокормления голодающих монастырями. См.: Besse. Op. cit. P. 451; Казанский П. С. Указ. соч. Т. II. С. 288; Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви. С. 525.

585

«Имея собственное тело приютом и безопасным пристанищем для души, хотя бы случилось ему быть на рынке, или в торжественном собрании, или на горе, или в поле, или среди народного множества, всегда заключен [он] в этом естественном своем монастыре, внутрь собирая ум свой и любомудрствуя. Можно… и находясь на рынке, но соблюдая трезвение, быть как бы в пустыне, обращаться к себе самому и к Богу и не воспринимать чувствами тех мятежей, какие производятся в душе чувственными предметами» (Св. Василий Великий. PG. Т. 31. Col. 1360; рус. пер.: Т. V. С. 371).

586

Слово о труде монашеского обета // Христианское чтение. Ч. XXII. С. 141.

587

Руфин. История монахов. Гл. 21. PL. Т. 21. Col. 443; рус. пер.: С. 91. Лавсаик. Гл. 69. PG. Т. 34. Col. 1172; рус. пер.: С. 199. Ср. предписание преп. Исаии о приеме странника, слово 3. PG. Т. 40. Col. 1110; рус. пер.: Добротолюбие. Т. I. С. 258–259.

588

Преп. Ефрем Сирин. О том, как приобретается смиренномудрие. Гл. 33, 36. Opera. Т. I. Р. 310; рус. пер.: Т. I. С. 565–566.

589

К Евлогию монаху. Гл. 26, ср. 19, 25. PG. Т. 79. Col. 1117, 1128; рус. пер.: С. 259, ср. 248, 258.

590

См.: Об этом можно читать в древних монашеских уставах. (См.: Еп. Феофан. Древние иноческие уставы. С. 141–143, 443–446, 643- 644), у преп. Исидора Пелусиота: ή των ξένων ύπηρεσία («служение гостям (чужестранцам»)) (PG. Т. 78. Col. 404; рус. пер.: Т. I. С. 224).

591

Насколько хлопотлива была должность старца–гостинника, можно видеть из повествования преп. Дорофея, который сам проходил это монастырское послушание. См.: Слово XI. PG. Т. 88. Col. 1741, 1744; рус. пер.: С. 136.

592

Так думает еп. Феофан (Древние иноческие уставы. С. 141). Однако от пришедшего странника по правилам преп. Пахомия требовалось исповедание веры. См.: Besse. Op. cit. P. 476–477.

593

См., например: Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 433 fin; рус. пер.: С. 396.

594

Много данных по вопросу о древней монастырской благотворительности см. у Besse (Les moines d'Orient… Chap. XIX, XXI), Ульгорна (Христианская благотворительность в Древней Церкви. С. 302–316 и др.) и в кн. свящ. Н. П. Добронравова. «Уход за больными в христианстве». М., 1904. С. 71–77 и др.).

595

Воспитание детей в древних монастырях отчасти описано в нашей статье (Как служили миру подвижники Древней Руси. С. 753- 754; отд. отт. С. 106–107). Кроме данных, приведенных там, см.: Ladeuze. Etude sur le cenobitisme… P. 313–314. Была школа при киновии преп. Феодосия, см.: Арх. Феодосии. Палестинское монашество IV‑VI вв. С. 173–174. А. В. Горский в своей статье «Жизнь св. Афанасия Великого» говорит: «Посещение пустынножителей, воспитание у них детей… благоприятно действовало на другую часть христианского общества (т. е. на мирян), в которой не отступали от обыкновенных условий жизни» (Творения св. Афанасия. 2–е изд. Т. 1. С. 10). В Вифлеемском монастыре блаж. Иеронима «было помещение, в котором он (Иероним. — С. С.) обучал детей начаткам веры и знания» (Сладкопевцев 77. Древние палестинские обители… Вып. I. С. 139). В средневековой Византии устройство школ при монастырях было обычным делом. В них воспитывались и те мирские дети, которые не поступали потом в монахи. Например, в школе Студийского монастыря получили свое образование Исаак и Иоанн Комнины, из которых первый был потом императором (1057–1059). См.: Соколов И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII в. С. 512–515. Преп. Иоанн Дамаскин и его сводный брат св. Косма, впоследствии епископ Маюмский, получили превосходное образование в науках светских и духовных под руководством монаха Космы, которого отец Дамаскина выкупил из плена. См.: Житие преп. Иоанна Да- маскина. Гл. 10–18. Acta Sanctorum. Maji. Т. II. P. XII‑XVII. Но не должно забывать и того, что в обучении детей усматривали большую опасность для монашеского целомудрия и нередко очень настойчиво запрещали эту форму служения иноков миру.

596

Пример преп. Коприя (f ок. 530) из обители преп. Феодосия. Иноки обители нашли его за монастырской оградой на гноище — отсюда имя Коприй, где родила и оставила его мать. Приюты для подкидышей назывались βρεφοτροφέΐον.

597

Например, подвижник газской киновии Еваге второй половины VI — начала VII в. преп. Виталий, проявивший свое служение миру в столице Египта Александрии. Также пример Авраамия Затворника, спасшего свою племянницу Марию из пучины разврата. В Константинополе при Юстиниане строились особые приюты для «кающихся грешниц», называвшиеся μετάνοια — дом покаяния. В этих домах покаяния видят монастырское учреждение.

Иногда же для таких грешниц строились и особые монастыри — метании. См.: Дю–Канж. Словарь, μετανοίαι. Vol. I. Col. 917; Улъ- горн. Указ. соч. С. 293, 341.

598

Кроме указанных благотворительных форм монашеского служения миру, надо иметь в виду и другие, тесно сближавшие монастырь с христианским миром, например участие монахов в распространении христианства. Besse. Op. cit. P. 431 sq. См.: Казанский П. С. Указ. соч. Т. И. С. 288–289.

599

См. в кн.: Соколов И. Состояние византийского монашества… С. 523–531 и др.

600

Эти больница и богадельня, подробно изображенные со стороны организации в уставе, данном монастырю императором, не раз описывались в нашей литературе. См.: Безобразов П. В. Материалы для внутренней истории Византии: Неизданные монастырские уставы // Журнал Министерства народного просвещения. 1887. Кн. XI (Т. 254). С. 66–74; Соколов И. Состояние Византийского монашества… С. 528–630; Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Ч. I: Τά τυπικά. Предисловие. С. LXXX‑XCII, подлинный текст С. 682- 699; Свящ. Добронравов Н. П. Уход за больными… С. 82–86.

601

PG. Т. 34. Col. 1035–1036; рус. пер.: С. 40–43. Любопытно отметить, что этот рассказ повторяется и в византийской письменности в доказательство того, что оба пути одинаково спасительны: и путь безмолвия, и путь деятельной любви (статья Мюнхенской рукописи X в. с именем Анастасия Синаита Έπ\ διαφόρων τρόπων σωτηρίου ψυχής κα\ μετανοίας («О различных видах спасения души и покаяния»). См.: Суворов Н. С. К истории нравственного учения… С. 59–60; ср. 34). Два монашеских направления уживались мирно, не мешая друг другу; мы их встречаем нередко в одних и тех же памятниках аскетической письменности. Например, блаж. Феодорит с сочувствием передает речь Аммиана к Евсевию, призывающую затворника к служению ближнему, а в другой раз оправдывает созерцательную любовь к Богу в ущерб служению братьям–христианам. См.: История боголюбцев. Гл. 4, 21. PG. Т. 82. Col. 1342, 1452; рус. пер.: С. 65–66, 183–184.

602

См.: Правила пространные, 15–й вопрос. Творения. Т. V. С. 119— 123; Правила краткие, 53–й вопрос. Там же. С. 182–183; 292–й вопрос. С. 330–331. В странноприимнице при Нитрийском монастыре запрещалось странникам в известную часть дня разговаривать между собой. См.: Лавсаик. Гл. 7. PG. Т. 34. Col. 1020; рус. пер.: С. 22.

603

См.: Житие Антония Великого. Творения св. Афанасия. Т. III, гл. 87 fin. С. 245: «Кто приходил к нему (Антонию Великому. — С. С.) смущенный помыслами и не находил тишины уму?»; Арх. Сергий. Лавсаик и История египетских монахов // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1882. Кн. I. С. 243–244; Руфин. История монахов; рус. пер.: С. 6. Когда св. Иоанн Златоуст жил в монастыре близ Антиохии (375–378), он далеко по окрестностям прославился своей учительностыо и духовной опытностью. «И все называли его отцем, — повествует жизнеописатель его Георгий Александрийский, — и исповедовали ему свои помышления и, приняв рассуждение его, уходили в свои места… И делали это не только монахи, но и многие из мирян (πολλο\ των έν κόσμφ), обуреваемые злыми помыслами. Приходили они к нему и объявляли ему душевные раны, как болящие телом [показывают] свои болезни врачам, и, приняв пластырь, необходимый для исцеления души, с радостью возвращались» (Житие Златоуста, написанное Георгием, патр. Александрийским // Ioannis Chrysostomi opera omnia, edit. / Ε. Savilii. Etonae, 1612–1613. Т. VIII. P. 173; рус. пер.: Великие Че- тии–Минеи, 13 ноября, стб. 926–927 (у Симеона Метафраста это известие пропущено: PG. Т. 114. Col. 1068)). Но Златоуст не был старцем. Он даже не был иноком, потому что не принимал пострижения. Причина описанного здесь хождения к нему для исповеди помыслов — одна: его исключительная учительность и духовная опытность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Книги похожие на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. И. Смирнов

С. И. Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Отзывы читателей о книге "Духовный отец в Древней Восточной Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.