» » » » С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви


Авторские права

С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви

Здесь можно скачать бесплатно "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Духовный отец в Древней Восточной Церкви
Издательство:
Православный Свято–Тихоновский Богословский институт
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–7429–0117–8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Описание и краткое содержание "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать бесплатно онлайн.



Книга проф. С. И. Смирнова (1870–1916) посвящена истории развития института духовничества в Древней Церкви (рассматривается период Вселенских Соборов). Старчество в древних восточных монастырях и его организация, особенности совершения исповеди и покаяния в миру и монастыре — эти вопросы получают всестороннее освещение в широком контексте истории древнего монашества. Несмотря на то, что книга вышла отдельным изданием еще в 1906 году, она не утратила своего значения и поныне.






451

Греческий текст: Κα\ τότε άνιστά^ αύτόν, καταφιλέΐ ώς ο'ικείαν ψυχή ν ε\ δύνατον δέ κα\ την χείρα αύτου τιθέναι έπ\ τόν έαυτου τράχηλον, λέγων αύτφ, ότι έστωσαν ταύτα πάντα άπό του νυν, άδελφέ, έπ\ έμέ. С грузинского: «И потом восстановляет его, приветствует его как сына духовного, а если увидит его омраченным от сильной печали, утешает его сладкой речью и возложит руку на шею свою духовник, говоря ему: «Да будут на мне, сын, все эти грехи твои, и дам ответ за них Господу нашему Иисусу Христу, а ты будешь чист от всего, если только будешь иметь покаяние и послушание и отныне со страхом и раскаянием пред Господом направишь жизнь свою»» (Заозерский Н. А., Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской. М., 1902. С. 74–75).

452

См.: Алмазов А. Тайная исповедь… Т. III. С. 2. Ср.: Т. I. С. 80. Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. С. 102. Приложения.

453

См.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. С. 345. В слове Климента Словенского «О святой Троице, о твари и о суде» говорится при описании Страшного суда: «Каяждо душа… не узрит кождо перьвого богатства, ни слугы предстояща, но дела на выях точно висяща яко бремене тяжка… Кождо возопиет, глаголя… не мнех бо яко явлена имуть быти дела моя пред селицемь народом; ихже ныне на выи взирают си вси» (изд. Н. Л. Туницкого. Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1904. Кн. ΠΙ. С. 24–25 по отд. отт.). Не описанной ли исповедной формулой внушен древнейшему славянскому оратору этот образ грешных душ с бременем злых дел на выях?

454

Алмазов А. Тайная исповедь… Т. III. С. 129; варианты — на С. 111, 137. А. А. Дмитриевский приводит подобные же формулы отпущения грехов. «Сия [грехи], исповеднику изрекшу, приемлет его иерей за десную руку и положит ю на свою выю, глаголя ему сице: «Бог, чадо, простит тя и прощает, и есть, и уже прощен еси в сей час во всех сих реченных тобою согрешениих и в сей век, и в будущий, и к тому не иетяжет Бог от тебе твоих согрешений, но от моея выи и руки». По сем отлагает руку его от своей выи» (Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Ч. I. С. 346–347 и др.).

455

Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 396; рус. пер.: С. 354–355.

456

См.: Патерик, изложенный по главам. Гл. 5, § 41. С. 108–109; PL. Т. 73. Col. 884–885. Приводим аналогичный рассказ из Лавсаика: авва Аполлос говорил предводителю разбойничьей шайки: «Если ты, друг, послушаешься меня, то я умолю Владыку простить тебе грехи» (PG. Т. 34. Col. 1145; рус. пер.: С. 162).

457

Житие Георгия Хозевита // Палестинский Патерик. Вып. 9, гл. 35. С. 31.

458

Vita Stephani. Acta Sanctorum. P. 552; Палестинский Патерик. Вып. 11. С. 95.

459

Άποκρ. 623. P. 307; рус. пер.: С. 403–404.

460

См. выше, с. 86–88.

461

Варсануфий и Иоанн. Άποκρ. 713. Р. 338; рус. пер.: С. 439–440. В греческом подлиннике начало ответа пропущено * вероятно переписчиками рукописи по странности его содержания, но оно сохранилось у Никона Черногорца. См. рус. пер.: С. 440, примеч.

462

Один брат, почувствовав приближение смерти, просил у преп. Варсануфия прощения. Старец ответил ему: «Не скорби, брат: смерть без грехов не смерть… Говорит же тебе Бог, Великий Царь наш: «Прощаются тебе все грехи твои преимущественно за молитвы и моления святых (т. е. старцев — προηγουμένως: διά των εύχων κα\ δεήσεων των άγίων) и ради твоей веры в Него»» (Άποκρ. 144. Р. 72; рус. пер.: С. 101). Однако, признавая себя обладателем права вязать и решить, преп. Варсануфий давал разрешение и в изъявительной форме, как увидим далее.

463

Древнейшие разрешительные формулы изданы у Морина в приложении к его «Commentarius historicus de disciplina poeniteiitiae», у Гоара в «Εύχολόγιον» (sive rituale graecorum. 2 ed. Venetiis, 1730. P. 536–538, notae. P. 539). См. также: Алмазов А. Тайная исповедь… Т. I. С. 151–154; Т. III. Ср.: Суворов Н. С. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках… С. 116–117.

464

Άποκρ. 622. Р. 307; руе. пер.: С. 403. И св. Максим Исповедник пишет: «Знак великого невежества, чтобы не сказать безумия, — искать спасения молитвами святых тому, кто в сердце услаждается пагубными делами, и просить прощения в том, чем с самохвальством в то же время действительно сквернится в мыслях и чувствах…» Молитва в таком случае бесплодна и недейственна (Добротолюбие. Т. Ш. С. 300). Впрочем, не покаянные подвиги сами по себе заслуживали грешнику прощение, а только непрестанное памятование о грехах и сокрушение. Перенеся трехлетнюю епитимию в затворе, блудница Таисия говорит преп. Пафнутию, что, войдя в келлию, она поставила перед очами своими грехи свои и они не отступали от нее, как дыхание от ноздрей. Подвижник ответил ей: «Не за покаяние твое оставил тебе Бог грехи твои, но за мысль, которую ты имела» (Житие преп. Таисии (не позднее 340) написано современником ее, в славянском переводе см. Великие Четии–Минеи, 13 ноября, стб. 1987.

465

По обширности вопроса о монастырском покаянии, а также вследствие недостаточности научной разработки источников (правил о епитимиях с именами св. Василия Великого, преп. £фрема Сирина, св. Иоанна Златоуста, патриархов Иоанна Постника, Софрония, преп. Феодора Студита, патр. Никифора) мы не имеем возможности разрабатывать его со всей обстоятельностью — это могло бы составить задачу целого исследования. Излагаем свои наблюдения по данному вопросу, только близко соприкасающиеся с нашей темой: о духовном отце как органе тайной исповеди и покаяния и на основании главным образом житийного материала.

466

См.: Правило 3: «Кто будет смеяться или разговаривать в храме, тот подвергается епитимии пред жертвенником» (ср.: 4, 9 и 50–е правила. PG. Т. 40. Col. 948, 952. Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. 53*, 54*; Annales du musee Guimet. Т. XVII. P. 636; рус. пер.: Христианское чтение. Ч. 26. С. 288–289, 294).

467

Reg. 8. PL. Т. 23. Col. 66; рус. пер.: Еп. Феофан. Древние иноческие уставы. С. 148.

468

Лествица, слово 4. PG. Т. 88. Col. 701; рус. пер.: С. 56:…бис έπ\ έβδοματιαΐον χρόνον πρό της έκκλησίας στήσας, πασιν μετάνοιαν ποιέιν παρεκέλευσε τόχς είσιουσί τε καΐ έξιουσι κα\ τό δή θαυμαστότερον καΐ τοίγε κληρικοί ύπάρχοντοκ τουτ* 2στι πρεσβυτέρους.

469

См. выше, с. 117–119.

470

В уставе организатора западного монашества Бенедикта Нурсийского предписываются публичные епитимии по крайней мере двух степеней: плачущих и купно стоящих. Опоздавший на богослужение становился позади всех на особом месте, на виду у всех, «а по окончании службы должен он принять публичное покаяние» (publica satifactione poeniteat). Стоянием на особом месте в храме заменялось пребывание вне храма (степень плачущих) во время богослужения по тем соображениям, что иной, стоя вне церкви, там и спать расположится, или просидит, не молясь, а если не один такой будет, заведут пусторечие, и дано будет место лукавому. Запоздавший менее «да не дерзает присоединиться к хору поющих, пока не очистит вины понесением епитимии, разве только авва прикажет, но прощение у всех испрашивать после–службы все же он должен». Отлученные от богослужения и трапезы за тяжкие вины, в уставе, впрочем, не перечисленные, проходят под руководством настоятеля две степени публичного покаяния. Во время богослужения они «должны лежать, простершись на земле вне храма, ничего не говоря, и, когда братия будут выходить из храма, не поднимая головы, припадать к ногам их. Это должен он делать до тех пор, пока авва рассудит, что он довольно уже удовлетворил за вину свою. Это первая степень покаяния, соответствующая степени плачущих. Вторая степень проходилась уже в храме и совпадала с последней степенью публичного покаяния — купностоянием. Виновный принимался в хор или на другую службу в храме. Но участвовать в пении и чтении или в другом служении он мог только с особого разрешения аввы — настоятеля. Сверх того, в конце всякого богослужения должен он, падая ниц на том месте, где стоит, испрашивать прощения и молитв, пока авва признает вину совершенно очищенною. Такое «удовлетворение (satisfacere. — С. С.) требуется и от тех, которые за малые вины отлучаются только рт трапезы с братиями. Его исполняют они, пока разрешит их авва и, благословив, не скажет: «довольно»» (Устав. Гл. 43–44. PL. Т. 66. Col. 675–676, 683–686; рус. пер.: Еп. Феофан. Древние иноческие уставы. С. 630–631).

471

Сократ. Церковная история. Кн. IV, гл. 23; рус. пер.: С. 352.

472

См.: Лествица, слова 4, 5. PG. Т. 88. Col. 704, 763–777; рус. пер.: С. 57, 78–87.

473

См.: Патерик, изложенный по главам. Гл. 5, § 41. С. 108–109; PL. Т. 73. Col. 884–885.

474

См.: Житие преп. Марины Александрийской. PL. Т. 73. Col. 692. Ср.: Преосв. Филарет. Подвижницы Восточной Церкви. С. 56. Патерик, изложенный по главам. Гл. 5, § 37. С. 104; Ibid. Col. 882883. Преп. Пафнутий обратил на путь добра блудницу Таисию. Приведя в женский монастырь, он заключил ее в затвор, повелел давать ей один хлеб на день и воду, молиться только словами: «Создавый мя, помилуй мя». Блудница пробыла в покаянии три года, и Господь простил ее (Житие преп. Таисии. Великие ЧетииМинеи, 13 ноября, стб. 1986).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Книги похожие на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. И. Смирнов

С. И. Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Отзывы читателей о книге "Духовный отец в Древней Восточной Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.