» » » » С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви


Авторские права

С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви

Здесь можно скачать бесплатно "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Духовный отец в Древней Восточной Церкви
Издательство:
Православный Свято–Тихоновский Богословский институт
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–7429–0117–8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Описание и краткое содержание "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать бесплатно онлайн.



Книга проф. С. И. Смирнова (1870–1916) посвящена истории развития института духовничества в Древней Церкви (рассматривается период Вселенских Соборов). Старчество в древних восточных монастырях и его организация, особенности совершения исповеди и покаяния в миру и монастыре — эти вопросы получают всестороннее освещение в широком контексте истории древнего монашества. Несмотря на то, что книга вышла отдельным изданием еще в 1906 году, она не утратила своего значения и поныне.






392

У преп. Иоанна Лествичника есть такое наставление: «Прежде всего исповедуемся доброму вашему судии, и притом ему одному (δικαστή κα\ μόνορ), если же повелит, то и всем» (πασι) (PG. Т. 88. Col. 681; рус. пер.: С. 41). Но здесь говорится только о возможности предписания старцем открытой исповеди и об обязанности послушника исполнить это предписание, как и всякое другое, а не о существовании такой исповеди как обычногб явления. Припомним, что публичную сакраментальную исповедь разбойника в монастыре братия и сам преп. Иоанн приняли как нечто необычайное — невиданное и непонятное (см. выше, с. 132–133).

393

PG. Т. 88. Col. 1740; рус. пер.: С. 133–134. Поучение XI.

394

К. Голль не считает случайным то обстоятельство, что институт обязательной исповеди возник в киновитском монашестве. По его мнению, институт опирался на два предположения: во–первых, что человек всегда грешит по крайней мере в мыслях; вовторых, что человек нуждается в наблюдении и поддержке со стороны других. См.: Голль К. Указ. соч. Р..267–268.

395

Варсануфий и Иоанн. Άποκρ. 317. Р. 165; рус. пер.: С. 224.

396

Преп. Исайя. PG. Т. 40. Col. 1107, 1115; рус. пер.: Добротолюбие. Т. I. С. 252, 266. Латинская редакция: «Ничему так не радуются диаволы, как тому, если кто скрывает помыслы свои от духовного своего наставника» (PL. Т. 103. Col. 434). «Ничто не причиняет столько вреда монахам и радости демонам, как утаение помыслов от отцев духовных» (Патерик, изложенный по главам. Гл. 4, § 27. С. 63; PL. Т. 73. Col. 867).

397

Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 345; рус. пер.: С. 297, То же говорит преп. Варсануфий: «Да не скрывает никто помысла, ибо, если кто скрывает пойыслы, злые духи радуются, [усиливаясь] погубить его душу» (Άπόκρ. 583. Р. 283; рус. пер.: С. 371).

398

Преп. Иоанн Кассиан. PL. Т. 49. Col. 542; рус. пер.: С. 192.

399

См.: PG. Т. 88: Col. 1681–1682; рус. пер.: С. 76–78.

400

См.: Apophthegmata: PG. Т. 65. Col. 317; рус. пер.: С. 263.

401

См.: PG. Т. 88. Col. 701; рус. пер.: С. 56^57. Вероятно, этот игумен применил к исповеди наставление преп. Антония Великого. Антоний поучал братию, как ограждать себя от греха: «Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения как бы с намерением сообщить это друг другу (ώς μέλλovτεc άλλήλοις άπαγγέλλειν), и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что‑либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает, чтобы это видели? Или кто, согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех? Как, наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так если будем записывать свои помыслы с намерением сообщать их друг другу, то легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности» (Св. Афанасий. Житие Антония. PG. Т. 26. Col. 924; рус. пер.: Т. III. С. 251. Ср.: Созомен. Церковная история. Кн. 1, гл. 13; рус. пер.: С. 50).

402

Патерик, изложенный по главам. Гл. 11, § 96. С. 272; PL. Т. 73. Col. 939. Некоторые писатели–подвижники последующего времени старались сделать ежедневную исповедь обязанностью каждого инока. Преп. Симеон Новый Богослов пишет: «Хорошо каждодневно каяться, как повелевает заповедь, ибо слова: Покайтеся, приблизися бо Царствие Небесное (Мф. 3:2) возлагают на нас делание, не ограничиваемое определенным временем, а всегдашнее» (PG. Т. 120. Col. 645; рус. пер.: Т. II. С. 533–534). Симеон Благоговейный, духовный отец его, предписывает: «Каждодневно должно исповедовать всякий помысл духовному отцу своему» (PG. Т. 152. Col. 266; рус. пер.: Т. И. С. 572).

403

См.: Житие св. Георгия // Палестинский Патерик. Вып. 9, гл. 20. С. 18. Ежедневная или еженедельная исповедь в «Вопросах» преп. Феодора Студита признается строгим требованием монашеского или киновитского строя. Однако автор не настаивает на нем (PG. Т. 99. Col. 1733).

404

См.: Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 380; рус. пер.: С. 334.

405

Добротолюбие. Т. IV. С. 553. Ср.: Огласительные поучения.

406

Изд. Оптиной пустыни, 1872. С. 93.

407

Может быть, «вопрошание о помыслах» есть не больше как другое название исповеди помыслов.

408

См.: Варсануфий и Иоанн..· Έρωτ. 378. Р. 190–191; рус. пер.: С. «255–256.

409

См.: Sacerdos dixit ео: nega Deum suum (sic!) et baptismum et propositum monachi et dabo tibi filiam meam. Ille vero consensit.

410

См.: Патерик, изложенный по главам. Гл. 5, § 41. С. 108–109; PL. Т. 73. Col. 884–885; Annales du mus6e Guimet. Т. XVII. P. 440.

411

См.: Патерик, изложенный по главам. Гл. 5, § 29. С. 98; PL. Т. 73. Col. 880.

412

См.: Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 256; рус. пер.: С. 191192. Что грехи плоти были предметом частной исповеди, пример этого можно указать еще в Apophthegmata (PG. Т. 65. Col. 433; рус. пер.: С. 394), а преп. Иоанн Лествичник в Слове к пастырю дает и наставление относительно порядка исповеди их: «Внушай делателям послушания, чтобы грехов плоти и похотения не исповедовали во всей подробности (τά μέν σωματικά κα\ λάγνα μή κατ' είδος έξαγορει5ειν), прочие же грехи во всей подробности памятовали бы денно–нощно» (PG. Т. 88. Col. 1189; рус. пер.: С. 275).

413

Acta Sanctorum. Julii. Т. III. P. 538–540; Палестинский Патерик. Вып. 11. С. 69–72.

414

Преп. Иоанн Кассиан. Т. 49. Col. 537, 547–548; рус. пер.: С. 190191, 194 (неточно).

415

См.: Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 125; рус. пер.: С. 59. Ср.: Патерик, изложенный по главам. Гл. 11, § 10. С. 251.

416

Сказание о преп. Досифее, ученике преп. Дорофея, в рус. пер. сочинений преп. Дорофея. С. 12.

417

См.: Суворов Н, С. Объем дисциплинарного суда… С. 116–119. Ср.: К вопросу о тайной исповеди… С. 105–107, примеч. А. С. Павлов держался другого взгляда на историю тайной исповеди, не так решительно высказывается и по вопросу ρ хранении тайны исповеди., Но он полагает, что тайны исповеди не существовало как обязательного правила, свойственного позднейшей практике, что, с другой стороны, несоблюдение духовным отцом тайны исповеданных прегрешений — поступок, оскорблявший саму святыню таинства, — не наказывался строго канонически даже в XII в. См.: Номоканон при Большом Требнике. 1897. С. 248–254.

418

Это подтверждается толкованием Вальсамона на 52–е Апостольское правило. Канонист констатирует тот факт, что патриархи и епископы «не дозволяют священникам не монахам принимать помыслы людей». Далее объясняет его так: «Думаю, более всего из опасения разглашения» (Σύνταγμα των θείων κά\ Ιερών κανόνων. II. Ρ. 70; Книга Правил… С. 90). Значит, монахи представлялись Вальсамону более надежными хранителями тайны исповеди, чем мирские священники^ Не оттого ли это происходило, что монашеская исповедь была фактически в большей степени тайная, чем частная сакраментальная?

419

См.: Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 228–229; рус. пер.: С. 161–162; Acta Sanctorum. Julii. Т. III. P. 504; рус. пер.: Палестинский Патерик. Вып. 11. С. 7. Ср.: Варсануфий. Άποκρ. 163. Р. 88; рус. пер.: С. 123; преп. Исаак Сирин. Opera. Р. 49–50; рус. пер.: С. 54; Преп. Феодор Студит. Добротолюбие. Т. IV. С. 91.

420

См.: Annales du mus6e Guimet. Т. XVII. P. 243, 244, 307–308. Ср.: 320, 522.

421

Si quern senem interrogaveris de cogitationibus tuis, aperi illas libere, uti se habent, ei, quern tua arcana servaturum confidis. PL. Т. 103. Col. 413; рус. пер.: Добротолюбие. Т. I. С. 390–391. Вариантом к приведенному может служить следующее место из того же автора: Si de cogitationibus tuis senem interrogas, et eum ad ea quae dixeris custodienda fidelem esse cognoveris, animum illi tuum libere patefacito («Если о твоих помышлениях ты будешь спрашивать старца и узнаешь, что он верен в том, что ты просил сохранить, свободно открывай ему свою душу») (PG. Т. 40. Col. 1112; рус. пер.: Там же. С. 261). В неподлинных сочинениях преп. Антония Великого мы встречаем предписание о тайне исповеди, обращенное к старцу: «Если какой брат придет к тебе и откроет свои помыслы, никому их не пересказывай (cogitationes eas necuique reseres, cave), но молись о себе и о нем, да спасет вас Господь обоих» (PG. Т. 40. Col. 1079; рус. пер.: Добротолюбие. Т. I. С. 87).

422

Патерик, изложенный по главам. Гл. 10, § 61. С. 210.

423

Седмь деланий у монаха: Εξαγγελίαν τιv0c тсрбс έτερον άποκαλύπτων ύπευθυνός έστι κακών <&с άρπαγμα ποιούμενη τήν έν щ μέλλοντι χρόνφ του θεου ψηφόν. τότε γάρ των ήμαρτημένών έκάστορ παρά θεφ ή δημοσίευσή διορίζεται* ф πτώμα κρύφιον διήγ/ελται ούκ άσφαλ&; θείων taatc μυστηρίων, бс άμάρ^ημα έξαγορευθέν αύτφ μή τετήρηκεν έν έαυτφ, κα\ συνέκρυψεν, άλλά πρόί έτερον έθριάμβευσε των θείων обтос μυστηρίων άνάξιος («Открывающий чью‑либо исповедь кому‑нибудь другому повинен в дурном, как совершающий похищение Божия решения (жребия. — С. С.) в будущем веке, ибо тогда Бог откроет согрешения каждого. Для того, чье тайное падение уже возвещено, нет уверенности в исцелении [с помощью] Божественных Таинств. Кто не сберег в се; бе грех, исповеданный ему, и не утаил [его], но с триумфом поведал другому, тот недостоин Божественных Таинств») (Opera. Т. III. Р. 406; рус. пер.: Т. III. С. 647 — есть пропуск).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Книги похожие на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. И. Смирнов

С. И. Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Отзывы читателей о книге "Духовный отец в Древней Восточной Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.