» » » » С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви


Авторские права

С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви

Здесь можно скачать бесплатно "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Духовный отец в Древней Восточной Церкви
Издательство:
Православный Свято–Тихоновский Богословский институт
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–7429–0117–8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Описание и краткое содержание "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать бесплатно онлайн.



Книга проф. С. И. Смирнова (1870–1916) посвящена истории развития института духовничества в Древней Церкви (рассматривается период Вселенских Соборов). Старчество в древних восточных монастырях и его организация, особенности совершения исповеди и покаяния в миру и монастыре — эти вопросы получают всестороннее освещение в широком контексте истории древнего монашества. Несмотря на то, что книга вышла отдельным изданием еще в 1906 году, она не утратила своего значения и поныне.






296

См. с. 45.

297

Opera. Р. 265; рус. пер.: С. 48–49.

298

Слово подвижническое. Гл. 21, 22. PG. Т. 79. Col. 748–749; рус. пер.: Т. И. С. 31, 33. Параллельными местами к приведенным словам преп. Нила могут служить следующие: «Когда некоторые из братий прежде полного очищения от скверн и не усовершившись в образе жизни берутся учить других, тогда демоны, смеясь над ними, подают друг другу знаки, так говоря и рассуждая: «Будет он в свое время нашею добычей, осмеливаясь подавать советы вопреки Господней воле»» (Ibid. Col. 245; рус. пер.: Т. IIL С. 5152). Новоначальный не должен «домогаться учительского достоинства… И если сделается способным учить и приносить пользу другим, то пусть делает сие ради награды, отложенной у Бога, как дело, которое обязан исполнить пред Богом и которое от Бога вознаграждается вечными дарами» (Ibid. Col. 533; рус. пер.: Т. III. С. 380–381). Значит, Нил Синайский смотрел на старческое звание не как на право усовершившегося инока, а как на его обязанность.

299

См.: Ibid. Гл. 33. Col. 761; рус. пер.: Т. II. С. 45–46.

300

Ibid. Гл. 24–25. Col. 752–753; рус. пер.: С. 35–36. И преп. Орсисий (преемник Пахомия Великого) поучает братию: «Не будем учеников считать рабами и в их угнетении находить себе удовольствие» (Еп. Феофан. Древние иноческие уставы. С. 159).

301

См.: Житие преп. Илариона. PL. Т. 23. Col. 47; рус. пер.: Палестинский Патерик. Вып. 4. С. 31.

302

См.: Житие Стефана Савваита. Acta Sanctorum. Julii. Т. III. P. 516–517. Палестинский Патерик. Вып. 11. С. 29.

303

См.: Суворов Н. С. Учебник церковного права. 2–е изд. С. 405407.

304

Annales du тшёе Guimet. Т. XVII. Р. 97–99, 322–324, 428–430.

305

См.: Ibid. Р. 199–200. Ср.: Р. 195–196. Преп. Пахомий говорил осуждавшим его за разборчивость в приеме ищущих пострижения, что если бы грехи отосланных сказать братии, то они все стали бы есть и пить с ними, возненавидели бы их и подвергали бы насмешкам. См.: Ibid. Р. 200, 514.

306

Ibid. Р. 202, 515.

307

Ibid. Р. 511. Ср.: 207–209.

308

См.: Annales du musee Guimet. Т. XVII. P. 439–440.

309

Известен случай, когда Пахомий заставляет инока, пришедшего в монастырь из Александрии, признаться в помыслах сврих перед всеми и, когда тот исповедал их публично, изгнал его. Ibid. Р. 205–207. См. также Р. 509–510, 518; Vita Pachomii. С. 66–67. Parall. С. 2–4. Подобный случай встречается в практике Феодора Освященного. См.: Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. 58*; рус. пер.: С. 36.

310

См.: Vita Pachomii. С. 68. Acta Sanctorum. P. 26*; Annales du musee Guimet. Т. XVII. P. 153–155, 494, 584–585. Ср.: Арх. Палладий. Св. Пахомий Великий. С. 115–117.

311

Epist. Ammoni. С. 20. Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. 60*. Отдельно письмо преп. Антония. PG. Т. 40. Col. 1065; рус. пер. в: Христианское чтение. 1827. Ч. 26. С. 53–54.

312

Вот слова преп. Феодора;, сказанные братии до получения письма преп. Антония: «Почти во всяком месте, где только проповедано имя Христово, твердо сохранившие Христову веру [в которой и мы стоим], плакали (έκλαυσαν) о том, в чем согрешили, и Бог, принимая искреннее раскаяние, прощал грехи их. Итак, если и из вас которые искренне оплакали грехи свои, сделанные после крещения, должны быть уверены, что они получат отпущение» (Acta^Sanctorum. Maii. Т. III. P. 60*; рус. пер.: С. 51).

313

См.: 2–я беседа о покаянии. PG. Т. 49. Col. 285 sq.; рус. пер.: Т. II, кн. I. СПб., 1896. С. 314–336. Полнее, чем у Златоуста, разные способы покаяния перечисляются в статье, надписанной именем преп. Анастасия Синаита: неосуждение, прощение согрешений ближнему, смирение и покаянное настроение мытаря и Давида, слезы («И немногие слезы могут доставить очищение и прощение, если только не будем оставаться во грехе»), молитва и содействие отцов и братьев, милостыня, болезни и испытания, некоторая похвальная безбоязненность к Богу, выражающаяся в чистой и неотступной молитве. См.: Суворов Н. С. К вопросу о тайной исповеди и духовниках в Восточной Церкви. С. 80–83. Перечисляя разные способы очищения от грехов, преп. Иоанн Кассиан говорит: «И слезы омывают грехи» (PL. Т. 49. Col. 1160; рус. пер.: С. 538). В недавно изданной статье: Του άγΙου 'Αθανασίου κα\ του άγίου Ιωάννου περ\ διαφόρων τρόπων aoa^piac κα\ περί μετανοίας (святого Афанасия и святого Иоанна о различных видах спасения и о покаянии), — резюмирующей то, что в разное время и разными церковными писателями высказывалось по вопросу о способах покаяния, слезы стоят на четвертом месте: «И немногими слезами можно получить очищение и прощение, если только не будем оставаться во грехе. Петр и блудница очищены и оправданы этим путем, ибо божественная слеза есть крещение, чрез Святого Духа она действует в имеющих ее» (Суворов Н. С. К истории нравственного учения в Восточной Церкви // Византийский временник. 1903. № I. С. 55–56). В параллель этому месту можно поставить изречения о слезах преп. Диодоха (Изд. Попова К. Киев, 1903. С. 86–90, 522), в которых благодатные слезы признаются удостоверением прощения грехов. Харитон Исповедник говорил о брани в своем предсмертном поучении: «Много и других, [кроме смирения], очищений греховной нечистоты преподал Спаситель и Творец душ наших, как‑то: слезы, стенания, сердечное сокрушение и т. д.». Но всех легче и действеннее он считает «отпущение павшим прегрешений» (Палестинский Патерик. Вып. 10. С. 24). Об одной плате, как средстве покаяния, говорит преп. Нил Синайский (Epist. lib. II. 330, ср.: III, 257; PG. Т. 79. Col. 361, 513; рус. пер.: Т. III. С. 178179, 353), у Оригена (Ibid. Т. XII. Col. 417–419) в числе семи способов прощения грехов плач или слезы не указаны. У Никона Черногорца также (Пандекты, 51 слово, рукопись Московской духовной академии. № 56. Л. 601). Ряд свидетельств по приведенному вопросу см.: Алмазова А. Тайная исповедь… Т. II. С. 330–337; Суворова Н. С. (указ. статья в «Византийском временнике»).

314

Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. 60*; рус. пер.: С. 54. Может быть, это происшествие, описанное еп. Аммоном, легло в основу ежегодного отпущения грехов в монастырях Пахомия, о котором свидетельствует блаж. Иероним в Предисловии к переводу его правил: «В месяце, называемом месор, т. е. в августе, празднуется по примеру юбилея день отпущения, причем отпускаются всем грехи и имевшие какую‑либо вражду примиряются между собою» (PL. Т. 23. Col. 64; рус. текст Т. IV. С. 57; cfr. Acta Sanctorum. Ibid. P. 318). Только из описания блаж. Иеронима не видно, такой ли обряд сопровождал ежегодное отпущение грехов; при том же срок его — август — не совпадает со временем получения Феодором письма от преп. Антония — это произошло 26 афира (22 ноября) (Ер. Ammonius. С. 19. Р. 604; рус. пер.: С. 50). Следует отметить, что указаний на такой обряд в других монастырях не имеется.

315

Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 333; рус. пер.: С. 304. В письмах преп. Антония, правда неподлинных, читаем: «И говорите: «Грешники мы во всем», и оплакивайте самих себя за то, что сделали не так» (Epist. XVI; PG. Т. 40. Col. 1037).

316

Epist. Ammoni. С. 12. Acta Sanctorum. P. 58*; рус. пер.: С. 3637:…xoic dyloic άνδράσιν xoic περ\ Πεκι5σσοιν κα\ Ψενταήσιον ίδια έκαστος έαυτων φανερώσω, δεήσει προσέφερεν προσεύχεσθαι ύπέρ αύτου ярбс τόν Θεόν.

317

Пекиссий упоминается простым иноком при жизни Пахомия в его житии (Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. 18, 25*); Пентаисий назван только аввой в Apophthegmata; (PG. Т. 65. Col. 438–437; рус. пер.: С. 343); Рассказав о приходе к Пахомию Псентаисия и Пёкиссия, жизнеописатель тут же говорит о запрещении Пахомия инокам принимать священство (§ 17–18. Р. 23*).

318

Vita Pachomii. С. 85. Acta Sanctorum. Maii. Τ. ΠΙ. P. 40*. Κ. Holl (Enthusiasmus und Bussegewalt… S. 262t Anm. 2) делает такое примечание к приведенному свидетельству: «Легенда Пахомия не наследована, поэтому надо с осторожностью принимать это свидетельство о покаянии среди монахов. Да это и не говорило покаянии, а только о доверии, каким пользовался преп. Феодор Освященный». Но, во–первых, греческое житие преп. Пахомия, откуда заимствовано свидетельство, признается очень надежным источником; вовторых, по связи с приведенным выше показанием еп. Аммона слова жития надо относить к частной исповеди, заменявшей публичную как акт покаяния.

319

См.: Vita Pachomii. P. 18. Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. 25*; Annales du musee Guimet. Т. XVII. P. 33–34, 40, 372, 385–386. Лавсаик. PG. Т. 34. Col. 1161; рус. пер.: С. 182–183. Ср.: Besse. Les moines dOrient… P. 413–414. КазанскийП. С. История православного монашества. Т. I. С. 139. Арх. Палладий говорит, что «ни греческие, ни коптские источники не указывают пресвитеров» между монахами Пахомиевых монастырей. Исключение — а: вва Григорий, который, сделавшись пресвитером после пострижения, пробыл в монастыре Пахомия тринадцать лет, затем перешел к преп. Макарию. См.: Св. Пахомий Великий… С. 88, примеч. 271. Когда в Пахомиевых монастырях появились свои пресвитеры, точных данных на это не имеется. См.: LadeuzeP. Etude sur le c6nobitisme Pakomien pendat le Γν–е siecle et la premiere moitie du V‑e. Paris, 1898. P. 290.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Книги похожие на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. И. Смирнов

С. И. Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Отзывы читателей о книге "Духовный отец в Древней Восточной Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.