» » » » С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви


Авторские права

С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви

Здесь можно скачать бесплатно "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Духовный отец в Древней Восточной Церкви
Издательство:
Православный Свято–Тихоновский Богословский институт
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–7429–0117–8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Описание и краткое содержание "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать бесплатно онлайн.



Книга проф. С. И. Смирнова (1870–1916) посвящена истории развития института духовничества в Древней Церкви (рассматривается период Вселенских Соборов). Старчество в древних восточных монастырях и его организация, особенности совершения исповеди и покаяния в миру и монастыре — эти вопросы получают всестороннее освещение в широком контексте истории древнего монашества. Несмотря на то, что книга вышла отдельным изданием еще в 1906 году, она не утратила своего значения и поныне.






359

…Ούδέ γάρ sic θέατρόν σε άγω των συνδο\5λων των σων, ούδέ έκκαλι5ψαι тоТс άνθροόποκ: άναγκάζω τά αμαρτήματα. У Созомена параллельное выражение встречаем о публичной исповеди: епископам казалось тяжким «объявлять грехи будто на зрелище пред собранием всей церкви» (Созомен. История. Кн. VII: Гл. 16).

360

Ephraemis S. Opera. Т. ΙΠ. Р. 458; рус. пер.: Т. III. С, 653.

361

Ibid. Р. 186; рус. пер.: Т. ΠΙ. С. 294: Ού χρήζει μετάνοια κόμπου, ούδέ πομπή*: έπιδέειταί γε έξομολογήσεακ.

362

См.: Ibid. P. 178; рус. пер.: Т. III. С. 279.

363

См.: Житие прей. Евфимия // Палестинский Патерик. Вып. 2. С. 83–84, 94.

364

Лествица. Слово 4. PG. Т. 88. Col. 681, 684; рус. пер.: С. 42–43. В 52–м слове Пандект Никона Черногорца (№ 56. Л. 615–616; также в Прологе под 21 июня, старопеч. Л. 484об. — 485) рассказывается очень похожий случай. К некоему старцу в горе Олимп (в Вифинии) пришел мирянин для исповеди и «начат глаголати таковая, якоже несть подобно и в слух человеком приити, или писанию предати…». Старец постриг его в монашество и отпустил с миром. Иноки удивились и спросили своего авву: «Как, честный отче, тому таковая исповедавшу пред всеми нами, не даси ему ни малу заповедь или запрещение?» Старец ответил, что он видел чудного мужа, и, «яко человек той к моей худости пред вами глаголаше своя согрешения, он тростию поглажаше, ельма убо, яко человеколюбец Бог та простил есть». Здесь рассказан случай публичной исповеди, хотя несакраментальной. К сожалению, нам неизвестно, к какому времени относится описанное происшествие.

365

…Qui et absque illius verecundiae publicatione curare et sine improperio peccata donate consuevit…

366

См.: Собеседование 20. Гл. VHI. PL. Т. 49. Col. 1163–1164; рус. пер.: С. 539.

367

PL. Т. 66. Col. 693–694; рус. пер.: En. Феофан. Древние иноческие уставы. С. 536. Глава устава 46.

368

Алмазов А. Тайная исповедь… Т. I., С. 30, 39–40.

369

Четвертое правило Неокесарийского собора гласит: «Аще кто, вожделев жены, решится преспати с нею, но его намерение не приведется в действие, видимо есть, яко благодатию избавлен».

370

VI Вселенский Собор, прав. 43.

371

Иоанн Мосх. Луг духовный. PG. Т. 87. Col. 3109, variae lectiones; рус. пер.: С. 267. Ср.: Преп. Исаак Сирин: «Никого не обличай в каком бы то ни было проступке, но себя почитай во всем ответственным и виновным в прегрешении» (Opera. 1770. Р. 49; рус. пер.: С. 53).

372

Патерик, изложенный по главам. Гл. 15, § 29. С. 330; PL. Т. 73. Col. 957.

373

См.: Там же. Гл. 11, § 85. С. 270. PL. Т. 73. Col. 938. Ср.: Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 308; рус. пер.: С. 252. Старец (Нистерой) сказал: «Монах и вечером и утром должен давать себе отчет, чего не исполнил он из того, чего хочет Бог, и сделал то, чего не хочет, и, таким образом испытывая себя всю жизнь, каяться. Так должно быть монаху. Так жил авва Арсений». Приведя наставление апостола «себе искушайте» (2 Кор. 13:5), преп. Антоний Великий заповедал обычно каждому приходящему к нему иноку: «Поэтому пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да перестанет грешить…» (Житие Антония. Творения св. Афанасия. Т. ΠΙ, гл. 55. С. 223). Пресвитер Исихий предписывает одну мысленную исповедь в день — вечером: «Ежедневные наши дела мы должны ежечасно взвешивать внимательно и, сколько можно, облегчать непременно тяжесть их вечером через покаяние» (Христианское чтение. Ч. 25. С. 185).

374

«Кто впал в великий грех, но тайно и никого не соблазнив, тот понесет меньшее наказание, нежели кто прегрешил меньше, но открыто и с соблазном для многих» (PG. Т. 68. Col. 1488; рус. пер.: Т. III. С. 308).

375

Слово 2. Гл. 5; рус. пер.: С. 364.

376

PG. Т. 65. Col. 921; рус. пер.: Добротолюбие. Т. I. С. 466.

377

Цит. по: Алмазов А. Тайная исповедь… Т. I. С. 64.

378

PL. Т. 49. Col. 1168–1169; рус. пер.: С. 542.

379

Сравнение страсти в разные периоды развития заимствуем у преп. Нила Синайского (PG. Т: 79. Col. 780; рус. пер.: Т. П. С. 6566); «Не надобно пренебрегать незначительными, по–видимому, падениями^ потому что и малый грех может довести человека до великих беззаконий» (Ibid. Col. 513; рус. пер.: Т. Ш. С. 354–355. Ср.. рус. пер.: Т. И. С. 206).

380

Патерик, изложенный по главам. Гл. 10, § 86. С. 218; PL. Т. 73. Col. 922–923.

381

Творения; рус. пер.: Т. IV. С. 181. В Пандектах Никона Черногорца (№ 56. Л. 630) с именем Марка приводятся слова: «Всем всегда много лепо есть покаяние — грешным же и праведным, хотящим спасение получити». В дополнение к нашим суждениям см.: Ной К. Enthusiasmus und Bussgewalt… S. 259–261.

382

См.: Правила, кратко изложенные. Вопрос 293. PG. Т. 31. Col. 1288–1289; рус. пер.: Т. V. С. 331–332.

383

Подвижническое слово. PG. Т. 31. Col. 881; рус. пер.: Т. V. С. 69.

384

Правила, кратко изложенные. Вопрос 227. Т. 31. Col. 1233; рус. пер.: Т. V. С. 295.

385

Правила пространные. Вопрос 44. Ibid. Col. 1029–1032; рус.

386

Ibid. Col. 1036; рус. пер.: Т. V. С. 177–178.

387

Μησέν μεν ψυχη^ κίνημα άπόκρυφον φυλάσσεν παρ' έάυτφ μησένα δέ λόγον άβασανίστακ προίεσθαι.

388

PG. Τ. 31. Col. 985–988; рус. пер.: Т. V. С. 143.

389

Определяя в другом месте, кто должен принимать исповедь иноческих грехов, св. Василий Великий пишет: «Грехи необходимо исповедовать пред теми, кому вверено домостроительство Таин Божиих» (ТоТс πεπιστευμένοις τήν ο’ικονομίαν των μυστηρίων του θεου έξομολογεισθαι τά άμαρτήματα) (Правила, кратко изложенные. Вопрос 288. Ibid. Col. 1284; рус. пер.: Т. V. С. 329). Но нельзя здесь разуметь исповедь перед лицом иерархического сана, хотя слова: «Кому вверено домостроительство…», заимствованные из 1 Послания к Коринфянам (4:1), прилагаются там к апостолам. Св. Василий Великий употребляет этот текст й в другом месте (Там же. Вопрос 184. Ibid. Col. 1205; рус. пер.: С. 276–277), но применяет их к монастырским властям, делающим выговоры братии, т. е. отправляющим не сакраментальную, а дисциплинарную обязанность. С другой стороны, на вопрос кому именно следует открывать свои недозволенные поступки, параллельный 288–му, святой отец отвечает: «Как телесные немощи люди открывают не всем и не первому встретившемуся, а только искусным в уврачевании их, так и обнаружение грехов должно быть перед способными уврачевать их по писаному: вы силънии немощи немощных носите (Рим. 15:1), т. е. устраняйте своим тщанием», (Там же. Вопр. 229. Ibid. Col. 1236; рус. пер.: С. 295–296). Таким образом, в данном 288–м вопросе разумеются только более опытные из братии, а не представители иерархии. Ведя речь об исповеди по правилам св. Василия Великого, мы не называем второго вида предписанной им исповеди тайной, а только частной, руководясь тем, что у него нет предписаний о хранении тайны исповеди, и не известно, стояли он за это. При составлении данного отдела мы руководились отчасти кн.: ΉοΙΪ К. Enthusiasmus… S. 261–268.

390

См. предыдущ. примеч.

391

Преп. Пахомий предписывал смотрителям домов доносить на подчиненных, наказывал их за молчание и потворство греху, но это когда дело шло о важном нарушении монашеского устава. См.: Казанский П. С. История монашества. Т. I. С. 133. В Номоканоне Иоанна Постника читаем: ' Η γνουσα xivoc κρυπτόν άμάρτημα κα\ μή φανερώσασα τούτο τη πρωεστοόση, τό αυτό (διπλόν) έχέτω έπιτίμιον τη διαπραττομένη τό άμάρτημα. ή γάρ θεωρούσα κλέπτην κα\ συντρέχουσα, κα\ μετά μοιχού τήν μερίδα τιθέΐσα, συγκοινωήσει δόλον, δτι κα\ συμμετρίσαι έκείνη κα\ τό έπιτίμιον (рус. пер. с груз.: «Кто знает тайный грех какого‑либо брата и не объявит настоятелю, подлежит той же вине (двойной епитимии. — С. С.), как написано: если видишь вора, то грабишь вместе с ним»); Заозерский Н. А., Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника… С. 90–91: преп. Феодор Студит также предписывает братии: «Когда кто уклонится в неверие, к общему вреду, [к нему — духовному отцу], прибегите и все расскажите» (Большой катехизис. Добротолюбие. Т. IV. С. 91). Но следует отметить, что первое известие взято из епитимии инокиням (Διδασκαλία μοναζουσων — дословно «поучение инокиням»), составленной по Правилам св. Василия Великого, а преп. Феодор Студит был ревностным последователем киновитского идеала этого святого отца. Преп. Иоанн Пророк также предписывал доносить авве на брата (Преп. Дорофей; рус. пер.: С. 258259) для его пользы, но не по страсти. Но отсюда же и видно, насколько трудно было проводить в жизнь монастыря эту меру.

392

У преп. Иоанна Лествичника есть такое наставление: «Прежде всего исповедуемся доброму вашему судии, и притом ему одному (δικαστή κα\ μόνορ), если же повелит, то и всем» (πασι) (PG. Т. 88. Col. 681; рус. пер.: С. 41). Но здесь говорится только о возможности предписания старцем открытой исповеди и об обязанности послушника исполнить это предписание, как и всякое другое, а не о существовании такой исповеди как обычногб явления. Припомним, что публичную сакраментальную исповедь разбойника в монастыре братия и сам преп. Иоанн приняли как нечто необычайное — невиданное и непонятное (см. выше, с. 132–133).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Книги похожие на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. И. Смирнов

С. И. Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Отзывы читателей о книге "Духовный отец в Древней Восточной Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.