Сергей Трубецкой - Сочинения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сочинения"
Описание и краткое содержание "Сочинения" читать бесплатно онлайн.
Настоящий том Сочинений известного русского философа С. Н. Трубецкого (1862–1905) включает основное его произведение по истории античной философии «Учение о Логосе в его истории» и две небольшие работы — «О природе человеческого сознания», «Основания идеализма», в которых глубоко раскрываются собственные философские взгляды мыслителя, так называемый конкретный идеализм.
4 Под влиянием эмпиризма Локка и идеализма Беркли английский философ Д. Юм (1711–1776) пришел к обоснованию закона причинности как закона ассоциаций представлений, который с определенных позиций объясняет работу сознания. От Юма берет свое начало ассоциативная психология, глубоко укоренившаяся на английской почве. — 489.
5 Продолжая традиции Бэкона и Юма, Д. С. Милль (1806–1873), английский философ и психолог, рассматривал психические процессы как продукты соединения простых элементов; закон такого рода соединений он видел в ассоциациях. Воззрения философа были необычайно популярны в России в конце прошлого века. — 489.
6 Речь идет о системах И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра. При всем различии подходов их создателей эти системы, несомненно, имеют и внутреннее родство, па которое указывает С. Н. Трубецкой. — 490.
7 Согласно С. Н. Трубецкому, подлинную основу немецкого идеализма составляет пантеизм, уходящий своими корнями в немецкую мистику. Аналогичную интерпретацию истоков немецкого идеализма мы находим в работах Л. М. Лопатина (1855–1920), старшего современника и друга С. Н. Трубецкого.
8 С. Н. Трубецкой имеет в виду учения А. Шопенгауэра и особенно Э. Гартмана (1842–1906).- 490.
9 В немецком идеализме проблема «трансцендентального толчка», который рождает индивидуальное сознание, впервые была поставлена Фихте. Вслед за ним эта проблема рассматривается в работах Шеллинга, Шопенгауэра, Гартмана. — 491.
10 Речь идет, видимо, о немецких философах Я. Ф. Фризе (1773–1843) и Ф. Э. Бенеке (1798–1854). Оба они исходили из критической философии Канта (свой основной труд Фриз не случайно назвал «Neue Kritic der Vernunft», 1807), но толковали Канта в духе психологизма, обосновывая трансцендентализм с помощью эмпирической психологии. — 491.
11 С. Н. Трубецкой имеет в виду прежде всего учения немецких мистиков — Мейстера Экхарта (ок. 1260–1327), его учеников Иоганна Таулера (1304–1361) и Генриха Сузо (1295–1366), Якоба Бёме (1575–1624) и др. Мистика была одним из духовных источников Реформации, поскольку искала непосредственного откровения Бога в глубинах человеческой души, ослабляя тем самым значение церковной общины и церковного предания, традиции и авторитета. Не случайно Лютер высоко ценил так называемую «Немецкую теологию» — мистический трактат, появившийся предположительно в конце XIV в. в Саксонии и опубликованный им в 1518 г., в котором излагалось основное содержание учения Экхарта. — 492.
12 Пиетизм (от лат. pietas — благочестие) — возникшее в конце XVII–XVIII в. направление в немецком протестантизме, противопоставившее себя ортодоксальной протестантской теологии. Ведущие представители пиетизма — Ф. Я. Шпенер (1635–1705) и А. Г. Франке (1663–1727) противопоставляли внешней, догматически-рационалистической стороне религии и церковной жизни внутреннее религиозное переживание и чувство, стремясь возродить изначальный дух лютеранства и соответственно тяготея к мистическим течениям эпохи Реформации. В XVIII в. пиетизм противостоял рационализму Просвещения; пиетистами были И. Г. Гаман, И. К. Лафатер. Определенное влияние пиетизм оказал на И. Г. Гердера и И. В. Гёте, на немецких романтиков — Вакенродера, Новалиса, Шлейермахера. — 499.
13 Под влиянием позитивизма О. Ковта, с одной стороны, и натур-философии Шеллинга и шеллингианцев, с другой, Г. Спенсер (1820–1903), английский философ и социолог, создал философию эволюционизма, применив идею развития ко всем областям сущего — к миру физическому, психическому, социальному и этическому. — 507.
14 Пытаясь дать физиологическое объяснение душевной жизни, Генри May дели (1835–1915), английский ученый и философ, рассматривал сознание лишь как эпифеномен физических процессов, протекающих в мозге. — 504.
15 Александр Бэн (1818–1903), английский психолог и философ, разработал основные идеи ассоциативной психологии. — 506.
16 Плодовитый ученик (лат.). — 506.
17 С. Н. Трубецкой, видимо, подразумевает течение «авиценнизирующий августинизм», к которому принадлежали архиепископ Толедский Иоанн (XII в.), Вильгельм Овернский, Александр Гэльский (ок. 1170–1245), Жан де-ля-Рошаль, Д. Ф. Бонавевтура (1221–1274), Роберт Гроссетест (1170–1253), Джон Пеккам, — 505.
18 Речь идет о Птоломее из Лукки, Эгидии Лессинском и Гервее из Неделлец. — 508.
19 Как верно отмечает С. Н. Трубецкой, «шотландская школа», глава которой шотландский философ Томас Рид (1710–1796), не смогла вполне освободиться от общих предпосылок эмпиризма — от рассмотрения сознания как совокупности субъективных состояний. — 514.
20 В центре внимания Ф. Баадера (1765–1841), немецкого ученого и философа, — построение теогонического процесса, в который вплетены как бы осевые точки мировой истории — грехопадение и искупление. — 520.
21 Для немецких естествоиспытателей и философов Людвига Бюхнера (1824–1899) и Карла Фохта (1817–1895) проблема сознания, мышления сводилась к изучению функций мозга. — 520.
22 «Наукословие», или «Наукоучение» (Wissenschaftslehre), — основное произведение И. Г. Фихте. Первый его вариант вышел в свет в 1794 г. За свою жизнь немецкий философ несколько раз перерабатывал это свое произведение. — 520.
23 С. Н. Трубецкой имеет в виду натурфилософию Шеллинга и его последователей — естествоиспытателей Л. Окена (1779–1851), X. Стеффенса (1773–1845), К. Г. Каруса (1789–1869) и др. Натурфилософия возрождала неоплатоническое и неопифагорейское учение о природе как о едином космическом целом, одушевляемом мировой душой; природа при этом рассматривалась как интеллигенция в ее становлении, как бессознательный разум, стремящийся и развивающийся к самосознанию. — 520.
24 В своем знаменитом труде «Элементы психофизики» (1860) немецкий психолог, физик, физиолог и философ Г. Т. Фехнер (1801–1887) установил основной психофизический закон: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Одним из первых применял точные методы в психологии и таким образом заложил фундамент экспериментальной психологии. В 1879 г. В. Вундт (1832–1920), немецкий психолог, физиолог и философ, создал первую в мире психофизическую лабораторию. — 520.
25 С. Н. Трубецкой объединяет А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, создателей волюнтаристски ориентированной философии бессознательного (бессознательное выступает у них как воля), с представителями классического немецкого идеализма не без основания: некоторые предпосылки философии бессознательного можно обнаружить уже у Канта в его учении о продуктивной способности воображения, но особенно — у Фихте и Шеллинга. Не случайно Шопенгауэр считал себя учеником и истинным последователем Канта, а Гартман осуществил своеобразный синтез Шопенгауэра, Шеллинга и Гегеля. — 520.
26 «Итак, философия рассматривает абсолютное, во-первых, как… идею… во-вторых… в его деятельности, в его воплощениях, и это есть путь абсолютного к тому, чтобы стать для себя, духом; таким образом, бог есть результат философии, о котором мы узнаем, что он есть не только результат, но и вечное самосозидание, предшествование самому себе. Односторонность результата снимается в самом результате» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии религии // Философия религии в двух томах. Т. 1. М., 1975. С. 224–225). «Бог есть Бог лишь постольку, поскольку он знает самого себя; его знание самого себя есть, далее, его самосознание в человеке» (нем.) (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть третья: Философия духа. М., 1956. С. 350). — 522.
27…мыслящая себя идея, знающая истина (нем.) (Гегель Г. В. Ф. Философия духа. С. 364). -522.
28 На эту роль притязал, с одной стороны, позитивизм, с другой — неокантианство. — 523.
29 Фридрих Альберт Ланге (1828–1875) — немецкий философ, представитель так называемого критического идеализма, толковавший кантовский априоризм с психологической и даже психофизической точки зрения (ср. Гельмгольца). Наиболее известен своей работой «История материализма и критика его значения в настоящее время» (1866). — 525.
30 Парацелъс — псевдоним немецкого естествоиспытателя и теософа Ф. А. Т. Б. фон Гогепгейма (1493–1541), чье мистико-герметическое учение оказало сильное влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Германии: на Бёме, Вейгеля, Шеллинга и романтиков (особенно Новалиса). — 528.
31 Срамная часть (франц.). — 528.
32 «Логику, согласно этому, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа» (нем.) (Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Соч. Т. V. М., 1937. С. 28). -528.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сочинения"
Книги похожие на "Сочинения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Трубецкой - Сочинения"
Отзывы читателей о книге "Сочинения", комментарии и мнения людей о произведении.