» » » » Сергей Трубецкой - Сочинения


Авторские права

Сергей Трубецкой - Сочинения

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Трубецкой - Сочинения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Издательство «Мысль», год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Трубецкой - Сочинения
Рейтинг:
Название:
Сочинения
Издательство:
Издательство «Мысль»
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
5-244-00578-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сочинения"

Описание и краткое содержание "Сочинения" читать бесплатно онлайн.



Настоящий том Сочинений известного русского философа С. Н. Трубецкого (1862–1905) включает основное его произведение по истории античной философии «Учение о Логосе в его истории» и две небольшие работы — «О природе человеческого сознания», «Основания идеализма», в которых глубоко раскрываются собственные философские взгляды мыслителя, так называемый конкретный идеализм.






23 С. Н. Трубецкой имеет в виду натурфилософию Шеллинга и его последователей — естествоиспытателей Л. Окена (1779–1851), X. Стеффенса (1773–1845), К. Г. Каруса (1789–1869) и др. Натурфилософия возрождала неоплатоническое и неопифагорейское учение о природе как о едином космическом целом, одушевляемом мировой душой; природа при этом рассматривалась как интеллигенция в ее становлении, как бессознательный разум, стремящийся и развивающийся к самосознанию. — 520.

24 В своем знаменитом труде «Элементы психофизики» (1860) немецкий психолог, физик, физиолог и философ Г. Т. Фехнер (1801–1887) установил основной психофизический закон: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Одним из первых применял точные методы в психологии и таким образом заложил фундамент экспериментальной психологии. В 1879 г. В. Вундт (1832–1920), немецкий психолог, физиолог и философ, создал первую в мире психофизическую лабораторию. — 520.

25 С. Н. Трубецкой объединяет А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, создателей волюнтаристски ориентированной философии бессознательного (бессознательное выступает у них как воля), с представителями классического немецкого идеализма не без основания: некоторые предпосылки философии бессознательного можно обнаружить уже у Канта в его учении о продуктивной способности воображения, но особенно — у Фихте и Шеллинга. Не случайно Шопенгауэр считал себя учеником и истинным последователем Канта, а Гартман осуществил своеобразный синтез Шопенгауэра, Шеллинга и Гегеля. — 520.

26 «Итак, философия рассматривает абсолютное, во-первых, как… идею… во-вторых… в его деятельности, в его воплощениях, и это есть путь абсолютного к тому, чтобы стать для себя, духом; таким образом, бог есть результат философии, о котором мы узнаем, что он есть не только результат, но и вечное самосозидание, предшествование самому себе. Односторонность результата снимается в самом результате» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии религии // Философия религии в двух томах. Т. 1. М., 1975. С. 224–225). «Бог есть Бог лишь постольку, поскольку он знает самого себя; его знание самого себя есть, далее, его самосознание в человеке» (нем.) (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть третья: Философия духа. М., 1956. С. 350). — 522.

27…мыслящая себя идея, знающая истина (нем.) (Гегель Г. В. Ф. Философия духа. С. 364). -522.

28 На эту роль притязал, с одной стороны, позитивизм, с другой — неокантианство. — 523.

29 Фридрих Альберт Ланге (1828–1875) — немецкий философ, представитель так называемого критического идеализма, толковавший кантовский априоризм с психологической и даже психофизической точки зрения (ср. Гельмгольца). Наиболее известен своей работой «История материализма и критика его значения в настоящее время» (1866). — 525.

30 Парацелъс — псевдоним немецкого естествоиспытателя и теософа Ф. А. Т. Б. фон Гогепгейма (1493–1541), чье мистико-герметическое учение оказало сильное влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Германии: на Бёме, Вейгеля, Шеллинга и романтиков (особенно Новалиса). — 528.

31 Срамная часть (франц.). — 528.

32 «Логику, согласно этому, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа» (нем.) (Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Соч. Т. V. М., 1937. С. 28). -528.

33 «Философствовать о природе — значит творить природу» (нем.).-529.

34 Давно прошедшее (лат.). — 529.

35 «Я знаю, что для многих в этих указаниях содержится требование, исполнение которого непосильно даже в мышлении» (нем.). — 529.

36 § 279: «Комета выступает… как некий формальный процесс, некая неустановившейся формы масса паров» (Гегель Г. В. Ф. Философия природы//Соч. Т. II. М.; Л., 1934. С. 132). § 288: «Землетрясения. вулканы и их извержения могут рассматриваться как принадлежащие процессу огня, процессу перехода затверделости в освобождающуюся отрицательность для себя-бытия. Такого же рода явления могут иметь место и на Луне. Напротив, облака могут рассматриваться как начальная стадия пометных тел» (Там же. С. 160). — 530.

37 § 282 (Воздух) и § 283 (Элементы противоположности): «Воздух есть в себе огонь (как это показывает сжимание)…» (Там же. С. 147).- 530.

38 Трубецкой ссылается здесь на работу: Erdmann J. E. Grunde der Geschichte der Philosophie. Bd II, 13, 1866.— 530.

39 Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841), немецкий философ, соединил кантовское учение о вещи-в-себе с некоторыми элементами Лейбницевой монадологии и создал так называемый реализм — учение о «реалах» — простых, нематериальных сущностях, составляющих онтологическую основу как природы, так и духа. — 534.

4 °C. Н. Трубецкой не признает автономии индивидуального сознания. Принцип автономии, составляющий предпосылку трансцендентального идеализма, русский философ относит к коренным заблуждениям протестантски ориентированной культуры. Именно этому принципу Трубецкой противопоставляет свою теорию метафизической соборности сознания, взаимопроницаемости индивидуальных «Я». — 537.

41 С. Н. Трубецкой считал величайшим открытием Канта учение немецкого философа об априорных формах чувственности. Он не принимал, однако, предложенное Кантом истолкование этих форм как принадлежащих трансцендентальному субъекту и, таким образом, субъективных образований. Согласно Трубецкому, пространство и время составляют априорные формы универсально-космической чувственности, которую он мыслил наподобие мировой души неоплатоников. Вслед за В. С. Соловьевым Трубецкой пытался раскрыть природу универсальной чувственности и в этой связи, по сообщению современников, занимался проблемой софиологии, но, к сожалению, это свое исследование не завершил и не опубликовал. «Я знаю, — писал в своих воспоминаниях брат философа К. Н. Трубецкой, — что он незадолго до окончания университетского курса работал над сочинением о св. Софии… но рукописи его я не видал и не знаю, уцелела ли она» (Трубецкой E. И. Из прошлого. Вена, 1922. С. 82). Хотя работу о Софии С. Трубецкой писал еще в молодые годы, однако это сочинение было бы весьма интересно сегодня, особенно учитывая, что полемика вокруг софиологии в начале века велась довольно острая. Характерно, что E. И. Трубецкой, близкий к своему брату по философской ориентации, критически относился к софиологии В. С. Соловьева и особенно С. И. Булгакова и П. А. Флоренского, считавших Софию посредницей между Богом и творением и едва ли не «четвертой ипостасью» Бога. «София, — писал E. Н. Трубецкой, — вовсе не посредница между Богом и тварью… Она — неотделимая от Христа Божия Мудрость и сила. Если так, то мир, становящийся во времени, есть нечто другое по отношению к Софии» (Трубецкой E. Н. Смысл жизни. М., 1918. С. 104).-539.

42 Хотя немецкий философ А. Тренделенбург (1802–1872) испытал на себе сильное влияние немецкого идеализма, однако в своих «Логических исследованиях» он подверг гегелевскую спекулятивную диалектику основательной критике с позиций аристотелевского реализма. Тренделенбург оказал влияние на развитие немецкое философии второй половины XIX века. — 541.

43 «Когда наступит этот период, мы сказать не можем. Но, когда он настанет, тогда приидет Бог» (Шеллинг Ф. В. И. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1987. С. 466).

44 См. примечание 11.

45 Речь идет о работе Фихте «Об основании нашей веры в божественное мироправление» (Veber den Grim unseres Glaubens an eine gottliche Weltregierung. Philos. Journal. Bd VIII. 1798). — 543.

46 Пьер Жане (1859–1947), французский психолог и психопатолог, изучал простейшие автоматизмы сферы бессознательного. Опираясь на работы французского психопатолога Ж. Шарко, создал психологическую теорию неврозов. Трубецкой ссылается на книгу П. Жане «Психологический автоматизм. Опыт экспериментальной психологии низших форм человеческой активности». — 552.

47 «Бесполезно теоретически рассуждать о происхождении любви между родителями и детьми, которая, по-видимому, лежит в основе социальных привязанностей». — 555.

48 Эрнст Геккель (1834–1919), немецкий зоолог и философ, был близок к материализму, защищал и пропагандировал идеи эволюции. Его основное произведение — «Мировые загадки. Общедоступные лекции о философии биологии» (1899) — пользовалось в начале века большой популярностью, особенно в России. — 569.

49 После этого, — значит, по причине этого (лат.). — 580.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сочинения"

Книги похожие на "Сочинения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Трубецкой

Сергей Трубецкой - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Трубецкой - Сочинения"

Отзывы читателей о книге "Сочинения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.