Сергей Трубецкой - Сочинения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сочинения"
Описание и краткое содержание "Сочинения" читать бесплатно онлайн.
Настоящий том Сочинений известного русского философа С. Н. Трубецкого (1862–1905) включает основное его произведение по истории античной философии «Учение о Логосе в его истории» и две небольшие работы — «О природе человеческого сознания», «Основания идеализма», в которых глубоко раскрываются собственные философские взгляды мыслителя, так называемый конкретный идеализм.
49 После этого, — значит, по причине этого (лат.). — 580.
50 Вряд ли принцип соборности сознания позволяет достаточно убедительно обосновать понятие реальности и причинности, особенно если учесть, что, по утверждению самого Трубецкого, соборное сознание есть нечто скорее возможное, долженствующее осуществиться, нежели нечто действительное, осуществленное. Здесь обнаруживаются значительные трудности, с которыми сталкивается концепция соборного сознания, которая призвана обосновать всеобщность и необходимость научного знания. — 583.
51 Необходимость (лат.). — 555.
52 В качестве доказательств своей правоты древнегреческий философ Зенон Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н. э.) сформулировал ряд антиномий, парадоксов (апорий), известных под названием «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела» и «Стадий», в которых стремился показать, что движение и множественность невозможно мыслить без противоречия. — 586.
53 Начал искать всеобщее в этическом (др. — греч.). — 589.
54 Из опыта (лат.).- 589.
ОСНОВАНИЯ ИДЕАЛИЗМАРабота «Основания идеализма» была напечатана в журнале «Вопросы философии и психологии» (1896. Кн. XXXI–XXXV). Она является программной для С. Н. Трубецкого, поставившего перед собой задачу определить основные принципы своего учения — «конкретного идеализма» — путем исторического анализа различных форм идеализма отвлеченного, которые, как пытается показать философ, внутренне противоречивы. По убеждению Трубецкого, идеализм не есть какое-то определенное учение, но есть результат развития всей мировой философской мысли; поэтому цель своего исследования философ видит не в опровержении идеализма как такового, а в критике его односторонних форм, каковыми являются эмпиризм, рационализм и мистицизм. «Философия стремится к системе цельного знания, и потому предметом ее являются основные начала всякого знания и основные начала сущего, — пишет С. Н. Трубецкой, разъясняя исходные посылки своего учения. — Основным началом всякого знания, всякой науки является прежде всего самый разум… Поэтому основным вопросом философии может служить вопрос об отношении познающего разума к вещам или к сущему или же, наоборот, об отношении самого сущего к разуму» (Трубецкой С. И. Собр. соч. Т. II. С. 286). В трех названных видах идеализма различными являются воззрения на разум и соответственно на вопрос об отношении разума к сущему: эмпиризм признает единственным источником познания чувственный опыт, а потому определяет сущее как то, что является; отвлеченный рационализм считает источником знания чистую мысль, и сущее выступает для него как идея; наконец, мистицизм видит источник знания в вере, или мистической интуиции, и сущее определяется им как сверхчувственная, или духовная, реальность. Преодоление односторонних форм идеализма предполагает выяснение неразрывной связи всех трех источников познания и тем самым их конкретного единства. Только таким образом мы можем решить вопрос метафизики. Статья печатается по: Трубецкой С. Н. Собр. соч. Т. II.
1 Речь идет о философских системах Шеллинга, Фихте, Гегеля. — 594.
2 «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1,1).- 594.
3 Такую именно позицию заняла протестантская теология второй половины XIX в. в лице Р. Ричля, А. Гарнака и др. Против этого противопоставления разума (Логоса) и веры С. Н. Трубецкой выступил в своей работе «Учение о Логосе в его истории» (1900). — 595.
4 Пенелопа — в греческой мифологии супруга Одиссея, в течение двадцати лет сохранявшая ему верность и ожидавшая его возвращения из странствий. Осаждаемая женихами, Пенелопа в течение трех лет отказывает им под тем предлогом, что она прежде должна соткать погребальный саван для своего свекра: каждую ночь она распускает то, что было соткано ею днем. — 597.
5 И в самом деле, Кант решительно отклоняет тезис, разделявшийся большинством философов эмпирического направления от Локка до Беркли, что явления внутреннего опыта даны нам более непосредственно, чем явления внешнего опыта. «Идеализм предполагает, — пишет Кант, — что единственный непосредственный опыт — это внутренний опыт и что, исходя из этого опыта, мы только заключаем о внешних вещах, да и то без достаточной достоверности, как это всегда бывает, когда мы заключаем от данных действий к определенным причинам… Между тем мы доказали здесь, что внешний опыт непосредствен в собственном смысле слова и что только при его посредстве возможно если не сознание нашего собственного существования, то все же его определение во времени, т. е. внутренний опыт» (Кант И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 287–288). — 600.
6 См. примечание 41 к с. 539.— 603.
7 С. Н. Трубецкой имеет в виду послекантовский немецкий идеализм, особенно Гегеля. — 605.
8 Наиболее известная апория Зенона Элейского, смысл которой в том, что быстроногий Ахиллес не сможет догнать черепаху, ибо, пока он пробежит разделяющий их отрезок пути, черепаха продвинется на какое-то расстояние; так будет повторяться всякий раз до бесконечности. — 608.
9 См. диалог «Тимей» 52 а — Ь. По Платону, посредством «незаконнорожденного умозаключения» мы мыслим пространство. Оно отличается как от умопостигаемой идеи, которая есть предмет истинного знания (эпистеме), так и от чувственных явлении, составляющих предмет «мнения» (докса). С. Н. Трубецкой предметом «незаконнорожденного умозаключения» считает бессознательное. — 612.
10 Книга Эдварда Кэрда (1835–1908) «Гегель» была переведена на русский язык и вышла под редакцией и с предисловием С. Н. Трубецкого в 1898 г. (см. «Труды Московского Психологического Общества» VI). -618.
11 Парменид из Элеи (конец VI–V в. до н. э.) — древнегреческий философ, основатель Элейской школы. — 620.
12 «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» (нем.) (Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 53). — 621.
13 См. примечание 23 к с. 520.— 621.
14 Носитель мира, субъект познания (нем.). — 624.
15 Здесь С. Н. Трубецкой присоединяется к аргументации Канта против отождествления мышления и бытия. «Сто действительных талеров, — писал Кант, — не содержат в себе ни на йоту больше, чем сто возможных талеров. В самом деле, так как возможные талеры означают понятие, а действительные талеры — предмет и его полагание само по себе, то в случае, если бы предмет содержал в себе больше, чем понятие, мое понятие не выражало бы всего предмета и, следовательно, не было бы адекватным ему. Но мое имущество больше при наличии ста действительных талеров, чем при одном лишь понятии их» (Кант И. Соч. Т. 3. С. 522). С помощью этого примера Кант хочет продемонстрировать, что бытие не есть реальный предикат; бытие есть только полагание вещи, т. е. превращение возможного, содержащегося в ее понятии, в действительное. Гегель резко критиковал этот тезис Канта. — 627.
16 См. примечание 25 к с. 520.— 627.
17 Согласно Гегелю, мировой процесс, природа и история, возникает в результате отпадения идеи от себя самой. «Абсолютная свобода идеи, — пишет Гегель, — состоит в том, что она не только переходит в жизнь, и также не только в том, что она, как конечное познание, позволяет жизни отражаться в ней, а в том, что она в своей абсолютной истине решается произвести из себя момент своей особенности или первого определения и инобытия, непосредственную идею, как свое отражение, решается на самое себя свободно отпустить себя в качестве природы» (Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. 1. М.; Л., 1929. С. 344). Природа, таким образом, мыслится Гегелем как идея, обладающая бытием. — 627.
18 См. примечание 42 к с. 541.— 634.
19 Древнегреческий философ Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н. э.) доказывал, что нет никакого сущего, ибо последнее не может ни возникнуть, ни существовать вечно. Но даже если бы сущее и было, то оно, согласно Горгию, было бы непознаваемым и немыслимым. Наконец, если бы оно было познаваемым, знание о нем нельзя было бы сообщить другим, так как слова суть знаки, отличные от обозначаемого. Горгий создал концепцию своеобразного «диалектического нигилизма». — 640.
20 Речь идет о школе элеатов, доказывавших немыслимость, а потому и несуществование небытия. — 640.
21 Платон. Софист, 256 е, 260.- 640.
22 «Всеединство» — важнейшее понятие В. С. Соловьева, оказавшего влияние на творчество С. Н. Трубецкого. — 643.
23 Посредством субстанции я мыслю то, что существует в себе И постигается в себе (лат.)… Что не сказывается ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем (др. — греч.) (Аристотель. Категории, 5, 2a). - 644.
24 Именно так и мыслили субстанцию представители эмпирического направления от Локка до Юма, что и привело у последнего к устранению самого понятия «субстанция» как не соответствующего никакой реальности. — 645.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сочинения"
Книги похожие на "Сочинения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Трубецкой - Сочинения"
Отзывы читателей о книге "Сочинения", комментарии и мнения людей о произведении.