Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Проблема «бессознательного»"
Описание и краткое содержание "Проблема «бессознательного»" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга возникла как попытка обобщения итогов не только ряда теоретических и экспериментальных исследований. Она является также результатом долгих и порой очень страстных споров.
Обстоятельства сложились так, что автору пришлось на протяжении нескольких лет участвовать в дискуссиях по поводу разных сторон теории «бессознательного», в которых противопоставлялись психоаналитические, психосоматические и феноменалистические подходы к этой теории, с одной стороны, и диалектико-материалистическое понимание проблемы неосознаваемых форм психики и высшей нервной деятельности — с другой.
Уже сама упорядоченность организации психической жизни и системы отношений, которую последняя представляет, не могла бы рассматриваться как строгая детерминация, закономерности которой выражаются с помощью представления о рефлексе. Автономность и свобода сознательного существа гарантируются его преднамеренной «гештальтизацией» («Gestaltisation intentionnelle»). Я полагаю, что именно это обстоятельство шокирует авторов, к искренности которых я в свою очередь позволяю себе обратиться (с позиций именно диалектики, которая, организуя сознание, обусловила восхождение человека от животного к подлинно человеческому уровню). Я просил бы авторов присоединиться к мысли о том, что центральная нервная система — это орган, освобождающий, а не связывающий нас (если иметь в виду и социальную среду). Свобода человека зависит не Только от его социальной среды, которая отражается в его речи и поведении (в этом отражении сущность рефлекса), но и от его собственной, личной организации, расстройство которой вызывает психическую болезнь. В этом плане я более требователен, чем господа... имея, в виду, что в конечном счете болезнь провоцируется поражением нервных структур, а не только изменением: социальных условий существования (я особенно резко критиковал на «Интернациональных встречах» в Женева в 1964 г. теорию социогенеза психической болезни, защищаемую идеологией, которая является антиподом диалектико-материалистической рефлексологии, т.е. культуралистской антропологией экзистенциализма или англо-саксонским бихэвиоризмом). Представление о диссолюции или функциональной деструкции является для; меня в патогенезе психических расстройств основным. И я придерживаюсь этого представления до такой степени, что после того, как я «эклектически» позаимствовал; у феноменологии Husserl и Heidegger или у психоанализа: то, что в них есть ценного, я отверг эти учения за их неспособность дать научное определение феноменов, являющихся предметом психиатрии. Я являюсь поэтому, возможно, «эклектиком», который заимствует справа и слева, но который направляет одновременно направо и налево критические соображения по поводу оспаривающих друг друга психиатрических концепций. Отсюда следует, что я не эклектичен, а критичен в своей позиции. Я не «эклектик» в органодинамической психиатрической концепции, которую сформулировал, опирась на естественную организацию динамики отношений, а скорее «синтетик», учитывающий интегрированный характер функций центральной нервной системы.
Когда авторы меня упрекают за то, что я не показал «как данные, например, феноменологического анализа картины шизофрении можно было бы логически соотнести с результатами изучения распадающихся условнорефлекторных динамических стереотипов», «каким образом отрицающий всякое рациональное постижение экзистенциалистский подход можно сочетать с признанием церебральной обусловленности психического расстройства», когда эти выдающиеся ученые признают, что они не видят в этом выражение «интеллектуальной небрежности» и когда они верят, что я не могу не понимать, что средство, позволяющее прийти к такому синтезу, создает для меня «одну из наиболее грозных перспектив, которые вообще могут раскрыться перед научным исследованием»[121], я в свою очередь обязан их спросить, не думают ли они, что именно понятия эволюции и диссолюции нервных функций или, выражаясь более обобщенно, идея интеграции (Jackson и своеобразие позитивного и негативного в нейропсихической патологии), или различие между первичными и вторичными признаками по Bleuler — что именно эти фундаментальные категории являются тем, что позволяет построить научную модель, научную теорию, не подлежащую подобной критике?
Не желая быть эклектиком, т.е. тем, кто оппортунистически соглашается то с одной, то с другой школой или идеологией, я должен, однако, сказать, что отмеченное мною выше совпадение наших мнений по фундаментальным вопросам побуждает меня не задерживаться на разногласиях частного порядка. Я критиковал и продолжаю критиковать павловскую теорию обусловливания в ее применении к психопатологии, но благодаря этому я становлюсь только более свободным, утверждая, что значение организации мозга, от которого зависит более или менее непосредственно организация сознания, мне представляется главным. Ибо еще раз, и это будет моим последним словом, психическая болезнь зависит не от внешнего мира, который благодаря нервной системе воспринимается индивидом, а от патологических особенностей внутренней организации этого индивида. Это справедливо в той мере, в какой эти особенности представляют уязвимую иерархию структур, образующих поле сознания (непосредственно переживаемый опыт) и поле операциональное («champ opérationnel»), в котором личность, опираясь на свою историю и свою систему оценбк, создает собственный мир. Таковы в действительности логические связи в научной концепции, которая пыталась (возможно, без того, чтобы это было на деле достигнуто!) устранить противоречия, заключенные в самом ее объекте: в дезорганизации психического, которая не может быть понята без общей гипотезы об организации психики, т.е. о способе включения мира, внешнего для субъекта, в мир внутренний. Сознание — это не простое отражение, не смутный эпифеномен, не сцепление рефлексов, это непосредственно сама организация как таковая.
Реплика профессора Brisset.
Я не хочу увековечивать спор с проф. Бассиным. Я полагаю, что каждый из нас должен остерегаться думать, что только он располагает научным методом. Девизом Маркса было: «De omnibus dubitandum». Этот девиз предостерегает против догматизма, за которым скрывается призрак всемогущества науки, это неизбежное перевоплощение нарциссизма знания.
Литература
1. Абашев-Констатиновский A. Л. Вопр. психол., 1958, 4.
2. Анохин П. К. В сб.: Проблемы высшей нервной деятельности. М., 1949.
3. Анохин П. К. Взаимодействие специфических и неспецифических возбуждений в интегративной деятельности головного мозга. В кн.: Тезисы докладов на сессии Института нормальной и патологической физиологии АМН СССР. М., 1962.
4. Анохин П. К. БМЭ. М., 1964, т. 35, стр. 339-357.
5. Бассин Ф. В. Вопросы психологии, 1958, 5, 133—145; 6, 140—153.
6. Бассин Ф. В. Идеологическая борьба с современным фрейдизмом. В кн.: I Congressus psychatr. bohemo-slovenicus cum part, intern., 1959. Praha, 1961, pp. 171—176.
7. Бассин Ф. В. Вопросы психологии, 1960, 3, 149—157.
8. Бассин Ф. В. Журн. невропатол. и психиатр., 1960, 3, 348— 354; 10, 1378-1384.
9. (Бассин Ф. В.) F. V. Bassin. le conflit affectif et le syndrome clinique a la Lumiere de la theorie du nervisme. В кн.: The III World Congr. of Psychiatry Montreal, Canada, 4—10/VI—61. Vol. 1, pp. 313—317. Montreal—Toronto, 1961.
10. (Бассин Ф. В.) Bassin F. V. Magyar Pszichologiai Szemle, Kotet, I szam., 3—25, 1961.
11. (Бассин Ф. В.) Bassine Ph. W. Rev. med. psychosom., 1962, 4, 2, 203—216.
12. (Бассин Ф. В.). Ph. Bassin. Verschiedene Deutungsmoglichkeiten der Rolle nervoser Factoren in der Pathogenese klinischer Syndrome. Psychiatrie. Neurol, u. med. Psychol., 1964, 9, S. 343-344.
13. (Бассин Ф. В.). Ph. W. Bassine. L’inconscient du point de vue pavlovien et selon la cybernetique. В кн.: Memoires du Congres International d’hypnose et de Medicine. Psychosomatique. Paris, 1965, pp. 29—33. Springer—Verlag. Berlin—Heidelb.—N. Y., 1967.
14. Бассин Ф. В., Бернштейн H. А., Латаш Л. П. В сб.: Физиология в клинической практике. М., 1966.
15. Бассин Ф. В., Рожнов В. Е. Журн. невропатол. и психиатр., 1966, 66, 2, 310-315.
16. Бассин Ф. В. Доклад на Берлинском симпозиуме по проблеме сознания и бессознательного, 1967.
17. Бернштейн Н. А. Арх. биол. наук, 1935, 38, 1, 1—34.
18. Бессознательное. Под ред. Н. О. Лосского и Э. Л. Радлова. СПб., 1914.
19. Бехтере в В. М. Общие основы рефлексологии человека. М.-Л., 1923.
20. Бжалава И. Т. Труды Тбилисского медицинского института. Тбилиси, 1948, т. 5.
21. Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966.
22. Блинков С. М., Глезер И. И. Мозг человека в цифрах и таблицах. Л., 1964.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Проблема «бессознательного»"
Книги похожие на "Проблема «бессознательного»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»"
Отзывы читателей о книге "Проблема «бессознательного»", комментарии и мнения людей о произведении.