Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Проблема «бессознательного»"
Описание и краткое содержание "Проблема «бессознательного»" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга возникла как попытка обобщения итогов не только ряда теоретических и экспериментальных исследований. Она является также результатом долгих и порой очень страстных споров.
Обстоятельства сложились так, что автору пришлось на протяжении нескольких лет участвовать в дискуссиях по поводу разных сторон теории «бессознательного», в которых противопоставлялись психоаналитические, психосоматические и феноменалистические подходы к этой теории, с одной стороны, и диалектико-материалистическое понимание проблемы неосознаваемых форм психики и высшей нервной деятельности — с другой.
По поводу характера «логических» связей. Как уже было упо'иянуто, при павлоЕском (а не психоаналитическом) понимании патогенеза истерических нарушений нельзя считать исключенной возможность возникновения подобных нарушений и на фоне ясно осознаваемых логи- ческтгх отношений (между «выгодой» и синдромом), не стоящих, однако, ни в какой связи с психоаналитической «конверсией» и т.п.
По поводу клинических форм истерии. В основном я согласен с тем. что в этой связи пишет д-р Smirnoff (о неудовлетворительности существующих классификаций и т.п.).
Наконец, по поводу того, что следует рассматривать как «физиологическое обоснование» павловских представлений о патогенезе истерии. Соответствующий материал был еще много лет назад накоплен павловской школой в результате изучения особенностей функционального состояния центральной нервной системы истерикой и действия на этих больных разнообразных стимулов. Подробные данные по этому поводу д-р Smirnoff мог бы найти в полемике И. П. Павлова с Janet, в работах Павлова, специально посвященных проблеме истерии и во< многих других источниках.
(Далее в «Ответе» излагаются кратко некоторые из положений, детально изложенных в основном тексте настоящей книги).
Дополнение к приведенному выше «Ответу д-ру Smirnoff»:
Д-р Smirnoff заканчивает свою статью следующими словами: «Если бы я мог предложить проф. Бассину новое направление для нашего диалога, я избрал бы путь, который приведет нас, возможно, к лингвистике или к кибернетике. Я думаю, что основы психоанализа нельзя надлежащим образом рассматривать ни при так называемом определении позиций, ни прослеживая их в областях, далеких от психосоматической клиники. Как разъяснения, так и критика психоанализа должны сосредоточиваться только вокруг его главной проблемы, а именновокруг вопроса о бессознательном (разрядка наша.— Ф. Б.), понимаемом как особое явление» (там же, стр. 88).
Д-р Smirnoff высказал это мнение в 1962 г. Я полагаю, что, написав несколько лет спустя настоящую книгу, я сделал все, что мог, чтобы пойти навстречу его пожеланиям.
Ответ д-ру Koupernik.
Мне представляется, что в отклике д-ра Koupernik на мою статью не содержится каких-либо принципиальных возражений против сформулированных в ней положений. Некоторые из этих положений он даже поддерживает.
Он обращает, однако, внимание на два специальных момента: на вопрос о влиянии восточной-индийской и китайской медицины на медицину европейскую и на критику И. М. Сеченовым идей Virchow.
Первый из этих вопросов очень сложен и требует обстоятельного анализа, который было бы трудно провести в рамках настоящего ответа. Замечу только вскользь, что безоговорочно отрицательное мнение д-ра Koupernik по поводу акупунктуры представляется слишком поспешным. Опыт исследований, проведенных за последние годы, говорит скорее о том, что терапевтическая эффективность этого метода в значительной степени определяется квалифицированностью (точностью) его применения. А этот интересный факт заставляет думать, что в данном случае мы сталкиваемся с воздействием на вполне реальные, хотя и очень тонкие и латентные физиологические механизмы, в сущности которых пока недостаточно разбираемся.
Что касается второго вопроса, то я позволю себе обратить внимание д-ра Koupernik, что приводимая им аргументация направлена по существу против него же самого. Действительно, д-р Koupernik утверждает, что представление И. М. Сеченова, по которому клетка, будучи единицей анатомической, не является таковой с точки зрения физиологии, опровергается фактом, который был неизвестен И. М. Сеченову: различием между химическими составами веществ, находящихся внутри и снаружи клетки, и обменом, который происходит между этими веществами.
Я полагаю, однако, что если бы этот факт был известен И. М. Сеченову, то он был бы использован им как лишний аргумент в пользу именно его тезиса о физиологической несамостоятельности клетки, в пользу того, что эта «морфологическая единица» является в функциональном (физиологическом) отношении глубоко зависимой от непосредственно окружающей ее среды и что, следовательно, рассматривать ее как единицу физиологическую можно только очень условно.
Ответ д-ру Klotz.
Я могу высказать только искреннее согласие с духом и основным содержанием статьи д-ра Klotz, содержащей многие выразительные и точные формулировки. Импонирующая широта подхода этого исследователя создает благоприятные возможности для дальнейшего углубления нашей дискуссии с учетом разных представленных в ней точек зрения.
Думается, что и в представлениях д-ра Klotz о рациональности психоаналитического лечения неврозов содержатся определенные ограничения, отличающие позицию их автора от характерной для ортодоксальных психоаналитиков.
Дискуссии с проф. Еу и проф. Brisset (Париж, Франция)В 1963 г. нами в соавторстве с проф. С. А. Саркисовым и проф. В. М. Банщиковым была опубликована работа «Некоторые теоретические вопросы современной
неврологии и психиатрии» (Медгиз). В пятой главе этой монографии («Проблема роли нейрофизиологических понятий в психопатологии») содержатся критические высказывания по поводу представлений, поддерживающих психоаналитическое направление, изложенных одним из ведущих французских психиатров проф. Еу в его программном докладе («Психиатрические теории») на III Международном психиатрическом конгрессе (Монреаль, 1961 г.)[119].
Здесь же сформулированы некоторые наши возражения проф. Brisset, давшему (в «Revue de medicine psycho- somatique», 1961, 3, 4), как уже указывалось, развернутый критический отклик на наши статьи, опубликованные в «Журнале невропатологии и психиатрии» (1960, № 3 и 10).
Журналом «Revue de medicine psychosomatique» был опубликован перевод пятой главы нашей работы, после которого были помещены ответ проф. Еу и короткая реплика проф. Brisset (1965, 7, 1).
Мы приводим ниже отрывок из статьи проф. Brisset, наш короткий ответ ему (публикуемый впервые), полный текст ответной статьи проф. Еу и завершающую изложение материалов дискуссии реплику проф. Brisset.
Из статьи проф. Brisset:
«Остается определить место психоанализа в этой (психосоматической. — Ф.Б.) медицине. Этот вопрос был очень плохо понят проф. Бассиным... Психоанализ это метод межсубъективной коммуникации. На основе этого метода возник остов научного истолкования неврозов и перверсий, принимаемый всеми, кто достаточно эрудирован... Это и только это можно назвать психоаналитической "доктриной". Распространение исследований... в область психосоматических заболеваний... произошло еще слишком недавно, чтобы дать что либо большее, чем рабочие гипотезы. Другими словами психоаналитической "доктрины" психосоматической медицины не существует. Психоанализ дает... метод, гипотезы, связанные между собой фрагменты знания — и только... Все эти знания... не доказуемы экспериментально... Научное убеждение а этой области не основывается на экспериментальных доказательствах — так, как это происходит в естественных науках. Ограниченность экспериментального метода в том, что касается выявления взаимоотношений, обусловливает, что доказательство здесь приобретает особый характер. Речь идет о том, чтобы понимать, а не объяснять. Мы оказываемся здесь в области наук исторического порядка. Личность — это история. "Можно объяснить природу, но историю можно только понимать", говорит Дильтей... Согласие по поводу этих вопросов внутри определенного круга ученых может возникнуть на основе доверия к духу критики, на основе взаимного контроля, вследствие того, что время придает достоверность опыту и толкованию. Именно так обстоит дело с психоанализом. Проф. Бассин имеет право не верить психоаналитикам, но он не имеет права требовать у них "доказательств", которые чужды характеру их познания (разрядка наша.— Ф.Б.)...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Проблема «бессознательного»"
Книги похожие на "Проблема «бессознательного»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»"
Отзывы читателей о книге "Проблема «бессознательного»", комментарии и мнения людей о произведении.