Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Проблема «бессознательного»"
Описание и краткое содержание "Проблема «бессознательного»" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга возникла как попытка обобщения итогов не только ряда теоретических и экспериментальных исследований. Она является также результатом долгих и порой очень страстных споров.
Обстоятельства сложились так, что автору пришлось на протяжении нескольких лет участвовать в дискуссиях по поводу разных сторон теории «бессознательного», в которых противопоставлялись психоаналитические, психосоматические и феноменалистические подходы к этой теории, с одной стороны, и диалектико-материалистическое понимание проблемы неосознаваемых форм психики и высшей нервной деятельности — с другой.
Из сказанного вытекает много ошибок в его статьях... Так, он совершенно ложно истолковывает понятие символа... Психосоматическая медицина, с точки зрения психоаналитиков, не является и не может быть поиском символов. Символ — это выражение переработки, происходящей на очень высоком уровне в области языка или жеста, в области движений, лучше всего приспособленных для экспрессии. Символ — это коммуникация. Это обстоятельство необходимо учитывать, чтобы понять разницу между истерией и психосоматическими синдромами...
Истерия — это символическое выражение. При ней действительно речь идет о языке тела, используемом вместо артикулярной речи, т.е. о том же, что имеет место при мимике и жестах.
Что же касается психосоматического синдрома.., то это гораздо более глубокий регистр. Больной символически нам ничего больше не сообщает. Он выходит за пределы символической коммуникации столь же решительно, как и больной психотический... Значит ли это, что его поведение вообще перестает быть что-то означающим? Весь вопрос заключается в этом. Подобно тому, как при психозах наблюдатели... обнаруживают... понятные смыслы, психосоматические синдромы и болезни также позволяют уловить за расстройствами, связанными с физиологическими процессами, обстоятельства, имеющие определенное жизненное значение — тем самым они приобретают определенное место в истории личности больного. Они не являются случайными эпизодами... Однако подобному тому, как психоз требует для своей реализации других условий, помимо связанных с историей личности больного, возникновение психосоматических болезней также определяется иными факторами: унаследованными или приобретенными предрасположениями, придающими хрупкость определенным физиологическим системам. Вопрос, который подлежит разрешению, — это каким способом организм приходит к выражению некоторых аффектов скорее висцеральным путем, чем развитием психоза или невроза или на основе нормального использования речи и жестов. Этот вопрос не решен и именно поэтому я говорю, что не существует психосоматического объяснения. Психоаналитики разрабатывают эту проблему. Непсихо- аналитики — также. И поэтому я хотел бы, чтобы проф. Бассин нам открыл свою собственную точку зрения...»
Ответ профессору Brisset.
Мы привели выше лишь небольшой фрагмент из обширной статьи проф. Brisset. Нам представляется, что именно в этом отрывке изложены основные воодушевляющие проф. Brisset идеи. По их поводу мы хотели бы сформулировать два замечания.
Если проф. Brisset полагает, что психоанализ дает знания, которые принципиально нельзя проверять опытным путем, что здесь речь идет не об «объяснении», а о «понимании», что у критиков психоаналитической концепции «нет права» требовать от защитников этой концепции каких-либо «доказательств» и т.д., то не кажется ли ему, что тем самым он отвергает право психоанализа на детерминистическую интерпретацию каких бы то ни было психических проявлений и состояний, т.е. на позицию, которую многие объявляют особенно характерной для Freud?
Мы полагаем, что если принять трактовку возможностей и задач психоанализа, которую предлагает проф. Brisset, то это скорее, чем что-либо другое, означает исключение этой концепции из круга не только «естественных» наук (противопоставляемых наукам «историческим»), но из области рационально аргументируемого знания вообще. Согласуется ли такое понимание с традиционными установками самой психоаналитической школы?
И второе замечание. Проф. Brisset утверждает, что психосоматический синдром не символичен в том смысле, в каком символичен синдром истерический. К этой мысли можно только присоединиться. Но в чем же тогда специфика психосоматического синдрома? В том, что в нем отражаются за покровом физиологического расстройства «обстоятельства, имеющие жизненное значение» для больного? Но разве не очевидно, что именно связь с историей жизни больного, с историей его организма и с историей его личности — и только эта связь — и придает психосоматическому синдрому его роль своеобразного зеркала «жизненно важных значений»?! И не кажется ли проф. Brisset, что если аффект выражается «висцеральным путем», то понять механизмы проявляющихся здесь связей можно — как это и делает на каждом шагу клиника — без всякой аппеляции к специфическим представлениям психоанализа?
Мы ограничиваемся постановкой этих вопросов, потому что наш ответ на них достаточно подробно изложен на предыдущих страницах настоящей книги, в связи со всем тем, что было сказано выше о патогенетической роли установок.
Ответ профессора Еу.
То, что сознание реализуется только мозгом; то, что, завися от социальных факторов, сознание не сводимо к его физиологической основе; то, что философия диалектического материализма показала невозможность исчерпать нормальное состояние сознания его физиологическими характеристиками и тем самым показала ограниченность объясняющей роли физиологических понятий в теории сознания; то, что, напротив, анализ психопатологических состояний приводит нас к нейрофизиологическим сдвигам, — таковы очевидные истины или по крайней мере положения, соответствующие систематизированной концепции, которую я разработал как органо-динамическую теорию в психиатрии. Я поражен и счастлив, что могу найти контакт по этим фундаментальным положениям с «марксистско-ленинской диалектикой» и с авторами. Я уже обратил внимание (в дискуссии, имевшей место в Бонневале, в 1947 г. по проблеме психогенеза неврозов и психозов), что все метафизические в общие концепции, затрагивающие вопрос о природе человека и его организации, совпадают в некоторых пунктах. Мне представляется, что именно эти области совпадения мнений придают философской и научной мысли ее значимость, ее логическую ценность и реалистичность. И я думаю в этой связи, что теория психической болезни, которую я защищаю, может быть принята диалектическим материализмом так же, как и спиритуалистическим томизмом, ибо она рассматривает как предмет нашего познания то, что является существенным для этих политических, религиозных или философских систем, а именно идею эволюции и иерархии функций, которая определяет диалектический прогресс формирования существа в окружающем его мире.
Последнее положение может вызвать недовольство, авторов, которые более специальным образом рассматривают «идеалистические» (?) концепции феноменологии и психоанализа в связи с моим пониманием этих теорий, т.е. в связи с моим толкованием клинической реальности. Они меня упрекают в диалектическом подходе[120]поскольку я, стремясь преодолеть противоречия между психогенезом и органогенезом (противоречия между детерминирующей ролью факторов внешнего и внутреннего порядка), попытался создать, опираясь, на «научные» как мне кажется, принципы Jackson возможно более ясное представление о структурных уровнях, которые скрыты в нормальном состоянии и которые болезнь «выявляет».
Я стремился построить существенно архитектоническую теоретическую модель, организация отношений в которой может обрисоваться только после того, как раскрывается совокупность структурных связей, освещаемых каждой из существующих теорий лишь частично. Если авторы рассматривают как эклектику это стремление понять целостность организации человеческого существа, я согласен быть эклектиком или, точнее говоря, синтетиком. в моей научной работе. Если же они хотят сказать, что я эклектик, потому что располагаю рядом разнородные точки зрения, не имеющие друг с другом связей, я им предлагаю (они меня извинят за это в связи с уважением, которое они мне оказывают и которое я со «своей стороны испытываю по отношению к их работам) прочитать мою книгу «Сознание». Я не допускаю, что они смогут это сделать, не заметив, что упрек, который они мне адресуют, плохо обоснован. Я не заимствую у феноменологии ее способ описания явлений, составляющих сущность сознания, его структуру и природу; я не заимствую у психоанализа его представление о бессознательном (которое я к тому же критикую, основываясь на работах самого Freud), ибо сознательное существо не может себя воспринимать и еще менее может ощутить себя во всей своей реальности, не прибегая к заключенному в нем бессознательному. Это не потому, что я основываюсь на этих теориях, которым авторы не доверяют, по каким-то непонятным причинам (или, вернее, по причинам, понимаемым мною достаточно хорошо, чтобы увидеть в них их собственные философские предубеждения), я должен стать эклектиком, озабоченным только тем, как можно позаимствовать немножко «тут», немножко «там», немножко «справа», немножко «слева», и не беспокоящимся, каким образом можно свести все эти данные во внутренне увязанную систему.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Проблема «бессознательного»"
Книги похожие на "Проблема «бессознательного»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»"
Отзывы читателей о книге "Проблема «бессознательного»", комментарии и мнения людей о произведении.