Рене Груссэ - Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан"
Описание и краткое содержание "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан" читать бесплатно онлайн.
Перевел с французского языка Хамит Хамраев Алматы, 2006. 592 с. ISBN 9965-432-41-2 Автор книги – выдающийся французский историк и востоковед. Его перу принадлежат многочисленные труды по истории Азии. В книге на основе объемного материала дается подробнейшее описание жизни Великой Степи с периода античных времен по XVIII век. Повествование основано на исторических исследованиях автора с привлечением большого количества источников европейской, китайской, персидской и др. культур. Новизна издания – в отображении точки зрения на известные события истории крупного западноевропейского исследователя, мнение которого лишено предвзятости и конъюктурности. Книга адресована широкому кругу читателей. Данное издание публикуется на русском языке впервые.
[494] Нам известно имя Татона только благодаря кит. транскрипции. Пельо отклоняет вариант Тататуна, предлагаемый Бартольдом (Бартольд, Туркестан, 387; Pelliot, Notes sur le Turkestan, Toung-pao, 1930, I, 33).
[495] Пельо пришел к выводу, что для этого слова форма курилтай более предпочтительна, чем курултай у Бартольда и Владимирцова. (Notes sur le Turkestan, Toung pao 1930, 52, et Sur la legende d Utuz-khan, ibid., 347).
[496] Каган было древним наименованием титула жуан-жуаней (то есть монголов), использованного впоследствии правителями тюрков тукю, разрушителями и преемниками империи жуан-жуаней во второй половине VI в. Монгольско-чингизханидская форма кахан в Секретной Истории, по транскрипции, приводимой Хенишем и каан, в других текстах (кан в современном ор-досском), см. Mostaert, Ordosica, Bull. Catholic University Peking, n9,1934,p.73) «Я сомневаюсь, пишет Пельо, что Чингиз-хан носил когда-либо титул кагана. Его истинным титулом мне кажется был Чингисхан, или Чингиз-хан» (Pelliot, Notes sur le Turkestan, Toum-pao, 1930,1,25). Aussi Pelliot, Les Mongols et la Papoute, Revue de 1 Orient Chretien, 1923, 19.
[497] Чингизханидские монголы иногда называли себя Голубыми Монголами (Кека Монгол). Уже древние тукю на надписях Кошо-Цайдама называли себя Голубыми Тюрками (Кек Тюрк). Cм.Thomsen, Inscription de 1 Orkhon, p.98. Эпитет голубой заимствован у неба, тангри, представителями и уполномоченными которого считали себя каганы ту-кю, называвшие себя посланниками неба на земле (джайагату или джайату на монг. яз. эпохи Чингизхана). Впрочем, известно, что монголов неправильно называли татарами или тартарами и по поводу чего они высказывали свой протест во встречах с западными путешественниками в ХШ в. «Монголы, отмечает Рубрук, не желают, чтобы их называли тартарами, к тому же Татары были другим народом, как бы я выразился, последующим народом, насколько это мне стало известно (Рубрук, гл. XVIII).
[498] Э. Хениш переводит Таб-тангри (Теб-тенгери в своей транскрипции Секретной Истории), как «ganz gottlich, Uebergott, Erzgott» (Manghol un niuca tubcaan, p. 119).
[499] Мюнглик, как доверенное лицо Есугея и Елен-еке, имел поручение, что после смерти Есугея он пойдет за молодым Тимужином и он благополучно привел того к себе. Но некоторое время спустя тот же Мюнглик покинул Темужина, которому было тридцать лет, уведя с собой стада клана. После первых успехов Чингиз-хана, он, впрочем, вернулся обратно. Именно он предупредил вовремя Чингиз-хана отказаться от встречи с кераитским Ван-ханом, которая была ни чем иным, как западней, устроенной Сангюном. Достоверно, что Мюнглик женился на вдове Елен-ке.
[500] Pelliot, Les Mongols et la Papoute, Revue de lOrient Chretien, 1923, p.22.
[501] См. Pelliot, Notes sur le Turkestan, Toung-pao, 1930, p,32. рассматриваемого как символ и жилище духа-хранителя (сул-де) императорского клана, золотого клана (алтан урук) «Именно сулде, дух Знамени, говорит Владимирцов, вел Монголов к завоеванию мира».
[502] Перевод Владимирцова, Жизнь Чингиз-хана, 83, Гренар, Чингиз-хан, 63. Итак, давно еще в решающей битве найманов против Тайяна в 1204 г., Кассар командовал центром монгольской армии.
[503] Бартольд, Туркестан, 391.
[504] В связи с этим, напомним, что Чингиз-хан обратился для своей выводы к духу, даже букве древних протоколов каганов ту-кю VII-VIII веков, такими, каковыми они фигурировали на надписях Кошо-Цайдама: «Я тот, кто подобен Небу и я послан Небом, Бильга каган тюрков». (Thomsen, Inscription de 1 Orhon-122).
[505] Rachid ad-Din, apud d'Ohsson, I, 123, Vkdimirtsov, Life of Chingis khan, 92.
[506] «В высочайших указах императора Чингиз-хана говорится: – Повелеваю, чтобы хо-шаны (буддистские священники), йеликовены (несторианские священники), сьен-шены (таоистские священники) и ташеманы (мусульманские священники), не облагались ни земельными, ни торговыми, ни другого вида, налогами, но предписываю им взывать к небу и молиться о счастье для императора». Указ императора Хубилая 1275 г. у Шаванна, письменные документы концелярии, Тун-пао, 1908, 377-378.
[507] Pelliot, Notes sur le Turkestan, dans Toung-pao, 1930, 34.
[508] Относительно тамги (тюрк, слово, монг. транскр. тамага), см. Pelliot, Toung-pao, 1930, 35.
[509] Pelliot, Toung-pao, 1930, 38, 40 et sq, rectifiant Barthold et Vladimirtsov.
[510] Джасак или джасса по-монгольски, яссак или ясса по-тюркски «урегулировать, фиксировать». См. Pelliot, JA april-mai 1913, 456 et april-juin 1925, 256.
[511] Вот каким образом Жуэнвиль (изд, Вейли, 263) говорит, опираясь на свидетельства францисканских миссионеров о том, что он знает о ясаке: «Статус, который он (Чингиз-хан) придал им, был предусмотрен для того, чтобы держать народ в мире; он был таким, что бы никто не посягал на чужую вещь, не украл ее, если хотел быть в покое и чтобы никто не прелюбодействовал с чужой женой, ни с дочерью другого, если хотели быть в покое и не быть казненными. Он предоставил им другие возможности для обеспечения мира».
[512] «В словаре Хуа йи йи, от 1389, ноян является эквивалентом куей – благородный. Современное произношение – нойон, но кажется, что оно звучало для иностранцев средневековья как ноин». (Pelliot, Revue de 1 Orient chrelien, 1924, p.306, 110). Pluriel noyad.
[513] Таркан или даркан в принципе, освобожденный от налогов. (Mostaert, Ordosica, p.38) Sur le nokur, Ralph Fox, Gengis-khan, 109.
[514] Что касается данных терминов, см. Pelliot, Notes sur le Turkestan, Toung-pao, 1930, 28 et sq. корректирующий Бартольда, Туркестан, 383. Et Chavannes, T. p., 1904, 429-432.
[515] Бартольд, Туркестан, 384. Нам известно, что группа из 10 000 человек называлась тюмен; из 100 000 человек – туг (от туг – знамя).
[516] Дословно «левая рука».
[517] Дословно «правая рука».
[518] Бартольд (Чингиз-хан. Исл. Энц. с. 831. Допускает, что во всей монгольской армии насчитывалось 129 000 человек. Подобный подсчет, взятый у Рашид ад-Дина, встречается у Д'Охссона, 11, 3-5. Эрдаманн (Темужин, 455) приводит по тем же персидским источникам другие цифры: охрана – 1000, основные силы – 101 000, правый фланг – 47 000, левый – 52 000, охрана принцев императорской семьи – 29 000 человек. Итого – 230 000 человек.
[519] Grenard, Gengis-khan, 76. Плано Карпини, указывая дату 1246 г., дает подробное описание этого оружия, в частности, пики с крючком, которую использовали для того, чтобы подцепить и выбить из седла всадника.
[520] Гренар, то же самое. Добавим, что это переброженное кобылье молоко, кумыс, который был любимым напитком монголов. CfPeliiot, J. A., 1920, 1,170.
[521] См. Altunian, Die Mongolen und Hire Eroberungen, p.74 (Kriegskunst und Taktik der Mongolen), Berlin, 1911.
[522] Yuan-che, trad. Krause, Cingis Han, p.28.
[523] См. Pelliot, Chretiens d Asie Centrale et dExtreme-Orient, Toung-pao, 1914, p.630.
[524] «Энергичная женщина Алагай-баки, после смерти своего мужа, правила своим племенем». (Pelliot, Chretiens dAsie centrale,!.с.,631).
[525] Монголы называли императора Цин по имени Алтан-хан (алтан, по-монг. имеет то же значение, что и цин по-кит.: Золотой правитель.)
[526] На источник этой кампании указывает Юань-ши, перев. Краузе, Чингиз-хан, стр. 30-31. Он в период засухи дает точную картину топографии.
[527] Yuan-che, trad. Krauseop. cit., p.32.
[528] Yuan-che, ibid., p.33. Но он молча обходит случаи расправы – Пекин в повествовании Секретной Истории (Хениш, с. 86) обозначается по-монгольски под наименованием Джунглу, по-кит. – Чонту.
[529] «Я пришел к выводу, сказал Шижи Кутуку Чингизхану, что все что есть в Пекине принадлежит тебе после его завоевания и никто другой, кроме тебя, не имеет право на что-то претендовать». Подобное поведение Шижи Кутуку, с одной стороны, и Онггура и Аркая, с другой – описывается Эрдманном на основе персидских источников. Temudschin, 329. См. Histoire secrete, ed. Haenisch, 86.
[530] Что касается жестокостей, совершенных в Китае, в частности, в Пекине, армией Чингиз-хана, останков трупов, разбросанных по земле, полей, покрытых человеческими костями, эпидемий, возникших в результате кровавой бойни, то о них рассказываается в мусульманских источниках Табакати Нашири в изложении хорезмского посла Беха ад-Дина Рази, воочию видевшего эти ужасные события (Бартольд, Туркестан, 393-394). Юань-ши, для которого монгольский завоеватель в ретроспективном плане и посмертно является императором Китая, пытается стыдливо завуалировать имеющиеся факты.
[531] Из племени сальджиутов (Эрдманн, 328).
[532] Всего 62 000 по оценке Бартольда, (Чингиз-хан, Ислам. Энцик., 882.)
[533] Yuan-che, trad. Krause, loc. cit.,35-38.
[534] Но и здесь монголы не закрепились прочно в Тамине, так Мукалибыл вынужден во второй раз в 1220 г. захватить его (Краузе, 36)
[535] Это был именно офицер цинов, примкнувший к монголам Миньян, который с также примкнувшим отрядом джурджитов участвовал наряду с Самукой во взятии Пекина. Cм. Erdmann, Temudschin, 328.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан"
Книги похожие на "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рене Груссэ - Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан"
Отзывы читателей о книге "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан", комментарии и мнения людей о произведении.