Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
Среди писавших на украинском языке следует отметить Леонида Первомайского, Натана Рыбака, И. Стивуна; на белорусском - Змитрока Бядулю (Самуила Плавника), одного из основоположников белорусской литературы.
В области литературной критики и литературоведения заняли важное место Михаил Гершензон, Абрам Эфрос, Юлий Эйхенвальд, Аркадий Горенфедьд, Виктор Шкловский, Леонид Гроссман, Илья Зильберштейн, Петер Коган.
В области изобразительного исскуства следует отметить Марка Шагала (в первые годы после революции), Илью Гинзбурга, Давида Штернберга, Натана Альтмана, Эли Лисицкого, Б. Ефимова, А. Синклера, Р. Фалька.
Старое поколение евреев-композиторов - Ю. Энгель, А. Крейн,
М. Гнесин - занималось изучением еврейской народной музыки. Они оказали также немалое влияние на музыкальное образование в России. С тридцатых годов начинают отличаться ряд блестящих музыкальных исполнителей: Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Рейзен, В. Ашкенази, Я. Финер, Я. Зак, С. Фейнберг, Г. Гинзбург, М. Гринберг, М. Полякин.
В области естественных наук важнейший вклад внесли А. Ф. Иоффе, Л. О. Мандельштам, С. Н. Бернштейн, В. Ф. Каган, Л. Д. Ландау, Г. С. Ландсберг. Я. И. Френкель, А. А. Фридман, И. Е. Тамм, В. И. Векслер, И. М. Франк, А. Н. Фрумкин, Д. Л. Талмуд, С. Э. Хайкин, А. И. Китайгородский, С. В. Фалькович, Л. С. Лейбзон и многие другие.
В общественные науки - Е. Варга, И Рубин, И. Трахтенберг,
М. Рубинштейн, Д. Розенберг, Е. Тарле, Ц. Фридлянд, Е. Липшиц,
А. П. Каждан, И. Минц, {649} А. С. Ерусалимский, А. Деборин,
М. М. Розенталь, Э. Кольман, Б. Быковский, О. Трахтенберг, Т. Ойзерман.
***
С началом пятилеток советская промышленность абсорбировала безработные еврейские массы, которые с тех пор начали быстро свыкаться с новыми условиями жизни и труда, с языком окружающей среды и с ее понятиями и обычаями.
С большой скоростью проходил процесс пролетаризации и перехода к физическому труду. В 1926- 1935 гг. число евреев, добывавших себе пропитание физическим трудом, увеличилось втрое, и оно составляло около половины трудящихся из среды еврейского населения.
В течение нескольких лет значительная часть их стала квалифицированными рабочими.
По данным переписи населения 1939 года, 50% еврейских трудящихся были квалифицированными рабочими, 40% - полуквалифицированными и лишь 10 % неквалифицированными.
Число еврейских учащихся в высших учебных заведениях тоже росло быстрым темпом; в то время, как евреи составляли меньше 2 % всего населения Советского Союза (1927/28 гг.), их было 14,4 % из общего числа студентов, а в 1935 году, несмотря на огромный приток учащихся всех советских национальностей в вузы 13,3 процента. Многим из детей тех евреев, которые сами подверглись процессу пролетаризации, удалось окончить высшие учебные заведения и влиться в ряды передовой интеллигенции.
В мощный государственный аппарат СССР включились десятки тысяч евреев-инженеров, врачей и педагогов; некоторые из них заняли в нем видное положение. Среди выдающихся ученых Советского Союза было немало евреев; заметным стало их участие также в культурной и художественной деятельности.
Одновременно с этими сдвигами шел все более интенсивный процесс расселения евреев по всей территории Советского Союза; выпускники высших учебных заведений были обязаны, закончив образование, работать всюду, куда их направляли. В то же время увеличилось число евреев в больших городах, являвшихся административными, экономическими и культурными центрами обширных областей.
В 1939 году около 40 процентов всех {650} евреев СССР жило в шести городах - в Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове, Днепропетровске.
Тридцатые годы были годами упадка еврейской национальной культуры в СССР и максимального сближения евреев с окружающей средой. Этому способствовал целый ряд факторов: исключительно быстрое внедрение евреев в экономику и культуру страны; их участие, намного превосходившее их процент в населении, в хозяйственном и культурном строительстве; отсутствие национальных основ в сельскохозяйственном поселении, как в Европейской части СССР (одной из важнейших причин ухода из еврейских коммун была начавшаяся в 30 годах политика т. н. "интернационализации", т. е. включения еврейских колхозов в украинские и белорусские), так и в Еврейской автономной области; игнорирование культурно-национального наследия в еврейской школе; тяжелое положение еврейских религиозных общин, служивших постоянной мишенью для правительственной антирелигиозной пропаганды и не имевших ни средств, ни свободы действия для содержания синагог, подготовки раввинов, печатания молитвенников, Библии и Талмуда.
Все это происходило на фоне подавления национальных культур народов СССР вообще под лозунгом борьбы с "националистическими уклонами" (на этой почве покончил самоубийством в 1933 г. старый украинский большевик Скрыпник), усилившегося с началом сталинского террора против видных партийных деятелей после убийства Кирова в декабре 1934 г., и с разгулом "органов безопасности" во главе с Ежовым и Берией.
Режим террора и беззакония в первую очередь сказался на положении евреев. Еще в конце 20-х годов были закрыты все некоммунистические организации и научно-исследовательские учреждения, а в 1930 г. была распущена и евсекция.
Борьба с антисемитизмом, которая велась в высшей степени энергично в 1927-1932 гг., совершенно прекратилась. Много еврейских коммунистов было в 1934-38 гг. арестовано, расстреляно или сослано в концлагеря, среди них такие видные писатели, как Изи Харик, и Мойше Кульбак.
Ряд руководителей Еврейской автономной области и бывших главарей евсекции и других {651} еврейских учреждений был также репрессирован. Была запрещена деятельность еврейских зарубежных организаций, как ЕКО и Джойнт. Резко сократилось издание книг и журналов, а вместе с тем и литературная деятельность. В начале 1939 г. было даже внесено предложение издавать произведения еврейских писателей, творивших на идиш, не в оригинале, а в переводе на русский или украинский языки.
Еврейский народ подвергся в СССР быстрой насильственной ассимиляции, которая, как казалось, должна была подточить основы его национального существования.
Во второй половине 1939 г. и в течение 1940 г. к Советскому Союзу были присоединены обширные области Западной Украины и Западной Белоруссии, Прибалтийские страны, Бессарабия, Буковина и Закарпатская Русь.
К 3.020 тыс. евреев - по переписи от января 1939 г. прибавилось еще около двух миллионов из этих районов. Несмотря на административные преграды, между "западниками" и евреями Советского Союза, проживавшими в прежних границах, быстро наладились родственные связи.
В новых областях продолжали еще некоторое время функционировать еврейские общины, организация, учебные заведения и научные учреждения. Однако все партии были сразу распущены, иврит запрещен и школьные программы изменены. Десятки тысяч "ненадежных элементов" были арестованы и сосланы в Сибирь и в Казахстан.
Все же общение с собратьями из западных районов усилило биение пульса еврейской жизни и в старых границах СССР. Выяснилось, что еще живы еврейская культура и еврейская солидарность, особенно на фоне нависшей гитлеровской опасности извне и растущего антисемитизма внутри страны.
В эти годы были почти целиком "очищены" от евреев высший партийный аппарат, министерство иностранных дел и ряд других государственно-административных секторов. И хотя после пресловутого "пакта о ненападении" между Молотовым и Риббентропом в СССР было запрещено даже упоминание зверинного антисемитизма нацистов, еврейские массы инстинктивно предчувствовали приближавшуюся смертельную опасность.
{652}
Глава четвертая
РАСЦВЕТ ЕВРЕЙСКОГО ЦЕНТРА В США; ЕВРЕИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Борьба за права национального меньшинства, являвшаяся одной из центральных проблем еврейской жизни в Восточной Европе, почти совсем не коснулась евреев в США, в Западной Европе и в некоторых странах Центральной Европы, как, например, в Германии и Италии.
Ассимиляционные тенденции были там настолько сильны, что их общественная деятельность, как евреев, ограничивалась исключительно областью религии и филантропией, направленной главным образом на поддержку новоприбывавших иммигрантов или преследуемых собратьев в других частях света.
Вера в то, что правовая эмансипация и демократический образ правления в этих государствах обеспечивают место евреев и их постепенную интеграцию в окружающую среду, была непоколебима. Даже национально настроенные круги еврейства этих стран и приверженцы сионистского движения, довольно сильно развитого в США и в Англии, считали, что задачей сионизма является помощь преследуемым и угнетенным евреям Восточной Европы и Оттоманской империи, а не разрешение их собственных жизненных вопросов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.