Александра Ленель-Лавастин - Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран"
Описание и краткое содержание "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран" читать бесплатно онлайн.
Национальный вопрос особенно болезнен для стран, претерпевших национальное унижение. Таким унижением было поражение фашистской Румынии во Второй мировой войне. Одним из способов восстановления национального престижа является воздвижение на пьедестал исторических героев нации. Для Румынии ими стали выдающийся ученый М. Элиаде, известный публицист Э. Чоран и драматург с мировым именем Э. Ионеско.
Автор книги, не умаляя их профессиональных заслуг, сосредоточивает внимание на социально-политических взглядах, гражданской позиции в трагичные для страны годы фашизма. Доказывая на огромном фактическом материале их профашистские настроения, А. Ленель-Лавастин предостерегает современные поколения от некритической эйфории в отношении «великих румын», способной объективно привести к поддержке обретающего силу неофашизма.
Книга написана живым, ярким, нередко полемичным языком и предназначена для широкого круга читателей.
930
Так, в черновике письма, датированного 10 мая 1957 г., адресат которого неизвестен, обнаруживаем следующую фразу: «Вам известно, что Румыния всегда была моей навязчивой идеей; если бы было по-другому, разве я очернял бы ее с такой яростью и с такой грустью? Пути любви разнообразны; я выбрал любовь карающую; но, карая свое происхождение, я наказываю сам себя». Bibliothèque littéraire Jacques Doucet, Fonds Cioran (неаттрибутированная переписка).
931
Stolojan S. Au balcon de l’exil roumain... P. 212.
932
Cioran E. Un peuple de solitaires. P. 71.
933
Cioran E. Desi am parasit România. Рукопись текста на румынском языке, на отдельном листке // Bibliothèque Jacques Doucet, Fonds Cioran, CRN, ms. 734.
934
Ionesco E. Présent passé, passé présent. P. 93 (фрагменты из дневника за 1967 г.).
935
Ibid. P. 69.
936
Ibid. P. 88.
937
Ionesco E. Antidotes. P. 47.
938
Kluback W., Finkenthal M. Un clown dans l’agora. P. 88.
939
Ionesco E. Journal en miettes. P. 162.
940
Ibid. P. 40.
941
Ionesco E. Antidotes. P. 48.
942
Он даже включен в этой связи в Словарь французских интеллектуалов (Dictionnaire des intellectuels français. / sous la dir. de J. Julliard et M. Winock. P., 1996. P. 616-618). Однако в посвященной ему заметке не говорится ни слова о должности, которую он занимал в Виши в 1942—1944 годах, ни о его коммунистических симпатиях в первые послевоенные годы. В том же словаре есть заметка о Чоране, наличие которой представляется нам менее оправданным, учитывая, что он весьма редко упоминался во французских масс-медиа (за исключением работ критиков с разбором его книг). Все это, впрочем, отмечает Ф. Туркану, автор указанной заметки (P. 265-266).
943
Об этом либеральном антикоммунистическом созвездии См.: Grémion Р. Intelligence de l’anticommunisme. P. 1995.
944
Hassner P. La Violence et la paix. P., 2000. P. 11 (первое издание — 1995 г.).
945
Eliade M. Fragments d’un journal I. P. 245-246.
946
Мы не будем здесь касаться существенных методологических трудностей, возникающих в рамках подхода Элиаде, которому часто вменяли в вину абстрактный подход к конкретным историческим и культурным условиям — ни проблематичность некоторых из его постулатов, начиная с того, как он встречает своего знаменитого «архаического человека», краеугольный камень всей его теоретической конструкции, и который совершенно не выглядит сам собой разумеющимся. Эти вопросы, выходящие за рамки нашего исследования, подробно обсуждаются специалистами уже в течение ряда десятилетий. См., в частн.: Dudley D. Religion on Trial: Mircea Eliade and His Critics. Philadelphia, 1977.
947
См. по этому поводу рассуждения в гл. IV настоящей работы.
948
Вспомним, что в статье 1935 г., посвященной диктатуре Муссолини, Элиаде восторгался способностью итальянского режима выдвигать на передний план необыкновенных личностей. Та же идея обнаруживается в том пассаже из «Отрывков из дневника II», где в 1973 г. он воспроизводит фразу из «Дневника» А. Жида: «Угнетение не может принизить лучших; а что до остальных, это не имеет значения» (Op. cit. P. 145). В более общем виде следует подчеркнуть, что категория элиты являла собой в XX веке один из важнейших параметров предвыборного объединения ряда крайне правых движений и некоторых эзотерических течений. Это хорошо показал А. Фэвр (в частности, в работе; Faivre A. L’Ésotérisme. P., 1992). Достаточно вспомнить тезисы Рене Генона касательно перспективы «интеллектуального возрождения» на основе восстановления Традиции или проекты Анри Корбена по поводу воссоздания «духовного рыцарства». На эту тему см. подробно: Noll R. The Jung Cult. Origins of a Charismatic Movement. L., 1996.
949
Eliade M. Initiation, rites, sociétés secrètes. P., 1999. P. 270 (первое издание — 1959 г.)
950
См.: Eliade M. Briser le toit de la maison. P. 1986. P. 317.
951
Не разделяя целиком взглядов называемых ниже специалистов, сошлемся, однако, на исследования Д. Дюбюиссона, которые заключаются, в частности, в разложении на составные части «чарующего эзотеризма» Элиаде, и И. Стренски, специально занимающегося правовым аспектом выдвинутой Элиаде теории мифа. Оба они, каждый в своей области, один — во Франции, другой — в США, практически одновременно одними из первых отказались выполнять настойчивое требование историка религий «допускать религиозный факт как религиозный факт». Оба они решили сосредоточить внимание на том втором языке, который прорывается в его научных рассуждениях, преображая с помощью определенных кодов их основной язык, академичный, лишенный политической окраски. И. Стренски приходит на этой основе к заключению, что Элиаде придал всеобщий характер герменевтике мифа и религиозного, основанного на «ностальгии по архаике и по земному (tellurique) / Он считает, что данный концепт несет на себе отпечаток ортодоксального (православного?) мистицизма Железной гвардии.
952
См., в частности: Sur la civilisation essoufflée. La Tentation d’exister. P. 27-50; La Russie et le virus de la liberté // Histoire et utopie. P., Gallimard. Coll. «Idees». 1977. P. 33-52 (первое издание — 1960 г.)
953
Cioran E. Exercices d’admiration. P. 209.
954
Cioran E. Sur deux types de société. Histoire et utopie. P. 22-23.
955
Cioran E. À l’ école des tyrans. P. 69.
956
Ibid. P. 52.
957
Ibid. P. 57.
958
Cioran E. Entretiens. P. 179-180. Публикация в «Die Zeit» от 4.4.1986.
959
Hofstede R. La violence bridée de Cioran. Liber № 28. Septembre 1996. P. 4.
960
Taguieff P.-A. Sur la nouvelle droite. Jalons d’une analyse critique. P., 1994. P. 174. Отметим, что критика иудео-христианства в сочетании с разработкой неоязыческой доктрины, которые и позиционируют концепт Алена де Бенуа в спектре антилиберальных и антидемократических теорий 1960—1970-х годов, демонстрируют черты определенного сходства с позициями Элиаде по названным вопросам. О различных формулировках отказа от иудео-христианства у Алена де Бенуа см.: Цит. соч. P. 86 и далее.
961
Ibid. P. 178-179.
962
Это можно констатировать, обратившись к черновику его письма к Алену де Бенуа от 18 ноября 1979 г. Чоран пишет, что находит совершенно справедливыми замечания Бенуа о своей «точке зрения на самоубийство и о противоречиях, касающихся отвращения. Но одновременно он стремится положить конец попыткам восстановления: «Меня смущает определение «реакционный мыслитель», которое представляется очень спорным», — пишет он. А затем идет следующий пассаж, впоследствии зачеркнутый: «В чем я не разделяю Вашей точки зрения, так это в том, что имеет отношение к политике, и вот почему». Вычеркнув эту фразу, Чоран заменяет ее другой: «Поворот истории, свидетелями которого мы являемся, носит настолько решающий характер, что прежние категории «правые» и «левые», на мой взгляд, предстают устаревшими». По правде говоря, Ален де Бенуа и сам мог бы подписаться под этими словами; сейчас не найдешь «правых и левых» времен юности Чорана. Этот последний продолжает, однако: «Разумеется, при случае мы для удобства можем пользоваться этими терминами, однако на самом деле они только затушевывают сущность проблемы. Вы задали мне вопрос, почему я не кончаю с собой; я, в свою очередь, мог бы Вас спросить, почему Вы придерживаетесь некоторых химер (Вы сами употребляете это слово), и даже их провозглашаете, организуете на их основе доктрину. Чем больше я размышляю о будущем, тем меньше я понимаю, как можно примыкать к чему бы то ни было. С наилучшими пожеланиями» (Bibliothèque littéraire Jacques Doucet, Fonds Cioran (неаттрибутированная переписка)).
963
Stolojan S. Au balcon de l’exil roumain. P. 97 (запись от 7 июля 1980).
964
Ibid.
965
Ibid. P. 259 (запись от 18 июня 1986 г.) Есть и другой отрывок на ту же тему, от 28 мая 1977 г.: «Мое посещение Чорана. Озабоченный политическим будущим Франции, он считает, что смешение рас, которое можно наблюдать на улице, — важнейшее явление. В последнем номере Nouvelle Revue Française опубликована его статья о современном изменении народа (Völkerwanderung), которое он сравнивает с инфильтрацией в общество низов. Он настаивает на значимости и масштабах явления, которое изменило лицо Франции» (P. 43).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран"
Книги похожие на "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Ленель-Лавастин - Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран"
Отзывы читателей о книге "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран", комментарии и мнения людей о произведении.