» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






30 июля ударная группировка 6-й армии перешла в наступление в районе Мариновка и Успенская против 2-й гвардейской и 28-й армий. Ожесточенные бои, длившиеся четверо суток, привели к ликвидации плацдарма на Миусе — потрепанные советские войска были вынуждены переправиться на левый берег реки. Впрочем, немецкие части также понесли в этих боях тяжелые потери. Тем не менее ободренный успехом Манштейн предложил Гитлеру провести аналогичное наступление против более крупного плацдарма Юго-Западного фронта, нависавшего над 6-й армией с севера, но разрешение фюрера на проведение этой операции получено не было.

Как мы видим, фокус внимания командования группы армий «Юг» во второй половине июля был прочно прикован к 1-й танковой и 6-й армиям. Наступление Красной Армии севернее Белгорода и в районе Харькова в ближайшее время представлялось ему маловероятным, несмотря на поступавшие данные разведки, свидетельствовавшие о начале сосредоточения крупных соединений танков и пехоты. Фельдмаршал хорошо помнил тот урон, который удалось нанести Советам в ходе июльских сражений. В своих мемуарах Манштейн приводит данные, согласно которым только к 13 июля удалось уничтожить порядка 1800 танков, 267 орудий и еще около 1080 противотанковых орудий[288]. То, что противник восстановит силы в течение всего двух недель, немецкому полководцу представлялось нереальным.

Однако вскоре последовавшие события убедительно продемонстрировали — ресурсы советской стороны оказались далеко не исчерпаны, а ее организаторские способности явно недооценены противником. Именно эта недооценка сделала фатальной ошибку с определением сроков будущего советского наступления в районе Белгорода и Харькова. Манштейн отмечал, что надежда на передышку перед фронтом 4-й танковой армии и группы генерала Кемпфа «оказалась роковой для развития обстановки на северном фланге группы, так как противник начал наступление раньше, чем мы предполагали»[289].

Теперь стоит обратиться к рассмотрению событий, имевших непосредственное отношение к планированию и подготовке советским командованием наступления на белгородско-харьковском направлении. Сталин, рассчитывавший, что продвижение войск Н. Ф. Ватутина и И. С. Конева будет развиваться без оперативной паузы, был крайне недоволен возникшей в конце июля задержкой. По воспоминаниям Г. К. Жукова, ему и А. М. Василевскому с большим трудом удалось убедить Верховного не торопиться, бросая войска в бесполезные атаки, а дать время командующим фронтами для всесторонней подготовки наступательной операции, которая вскоре получила наименование «Полководец Румянцев». В первую очередь было необходимо пополнить личным составом и техникой 1-ю и 5-ю гвардейскую танковые армии, без которых достижение решающего успеха представлялось весьма проблематичным. После некоторых колебаний Сталин дал «добро», отведя на подготовку наступления всего 10 дней.

Поставленные в столь жесткие рамки представители Ставки и командующие фронтами вынуждены были отказаться от плана наступления на Харьков, разработанного ранее. Согласно ему предполагалось создание мощных фланговых группировок Воронежского фронта, концентрические удары которых должны были бы поставить под угрозу окружения 4-ю танковую армию и группу «Кемпф». Однако реализация этого плана, требующего скрытой перегруппировки крупных танковых соединений, представлялась в сложившихся обстоятельствах невыполнимой.

В результате план наступательной операции был разработан практически заново, отличаясь простотой и оригинальностью. Само планирование было также весьма необычным. Дело в том, что как такового графического или письменного документа операции до самого ее начала не существовало.

Представители Ставки на местности в войсках отрабатывали с командующими армиями задачи на предстоящую операцию. 1 августа Жуков согласовал в Москве общие положения плана со Сталиным. Забегая вперед, стоит все-таки отметить, что уже на третьи сутки после начала наступления в Москву были представлены уточненные планы наступлений Воронежского и Степного фронтов, которые и были утверждены Верховным Главнокомандующим соответственно 6 и 8 августа[290].

План операции предполагал, что прорыв немецкой обороны осуществят смежные фланги Воронежского (5-я и 6-я гвардейские армии) и Степного (53-я и 69-я армии) фронтов. После этого в образовавшуюся брешь на фронте 5-й гвардейской армии будут введены два танковых объединения — 1-я танковая армия генерал-лейтенанта М. Е. Катукова и 5-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта П. А. Ротмистрова. Перед ними стояли наиболее масштабные задачи. После выхода в район западнее Харькова 1-я танковая армия должна была развернуться фронтом на запад, удерживая оборону по линии Богодухов — Валки — Новая Водолага. 5-я гвардейская танковая армия, наступавшая восточнее армии М. Е. Катукова, нацеливалась на охват Харькова с юга-запада в район Мерефа. Сюда же навстречу танкистам П. А. Ротмистрова должны были выйти части правофланговой 57-й армии Юго-Западного фронта. Таким образом, предполагалось окружить значительную часть группы «Кемпф» в районе Харькова.

Задача по освобождению Белгорода ставилась перед войсками Степного фронта. Ее решение в чем-то напоминало операцию Воронежского фронта по охвату Харькова. 53-я армия генерал-лейтенанта И. М. Манагарова, усиленная 1-м механизированным корпусом, должна была обойти город с запада, выйдя на его южные окраины, одновременно обеспечивая продвижение левого фланга Воронежского фронта. Здесь она должна была встретиться с 7-й гвардейской армией генерал-лейтенанта И. М. Шумилова, в задачу которой входило форсирование Северского Донца и перехватывание дорог, идущих из Белгорода на юг.

На третьи сутки операции предусматривалось также разворачивание наступления 27-й и 40-й армий, усиленных тремя танковыми корпусами, в юго-западном направлении на Ахтырку и Боромля, что, с одной стороны, расширяло прорыв в западном направлении, а с другой — обеспечивало правый фланг ударной группировки Воронежского фронта. Как видно, план наступательной операции «Полководец Румянцев» предусматривал расчленение мощными ударами левого крыла группы армий «Юг» и уничтожение ее по частям.

Пожалуй, теперь самое время рассмотреть, в каком состоянии пришла к началу наступления на Белгород и Харьков авиация противоборствующих сторон, а также какие задачи возлагало на нее советское и германское командование.

5.2. Авиационные группировки противоборствующих сторон

Стянув к началу операции «Цитадель» значительные силы авиации со всего Восточного фронта, немецкое командование вплоть до 12 июля сохраняло составы авиационных группировок 4-го и 6-го воздушного флотов неизменными. Лишь с развертыванием советского наступления на Орел началась передача первых авиационных частей из подчинения группы армий «Юг» объединению генерала Грайма. Как мы уже упоминали ранее, в период с 13 по 17 июля на аэродромы в районе Орловской дуги перебазировались III/JG52, I и III/StG2, I/SchG1 и II/KG27.

Последовавшие вслед за этим 17 июля советские удары на Северском Донце и Миусе привели к тому, что процесс сокращения немецкой авиационной группировки в районе Белгорода принял обвальный характер. Практически все силы 4-го воздушного флота были брошены на поддержку 1-й танковой и 6-й армий. Так, 16–17 июля на аэродром Сталино перебазировались три бомбардировочные группы самолетов He-111 — I/KG100, II и III/KG55. Положение аэродрома позволяло оказывать поддержку немецким войскам как в районе Изюма, так и на Миус-фронте. С аэродрома Полтава по наступающим войскам Юго-Западного фронта наносили бомбовые удары также Ju-88 из состава I и II/KG3, а четвертая группа, действовавшая на He-111 — III/KG27, оказывала поддержку 6-й армии генерала Холлидта.

Наиболее действенным оружием в руках немецкого авиационного командования продолжали оставаться соединения пикирующих бомбардировщиков — действовавшая в составе трех групп эскадра StG77, а также II/StG2. Как и советские штурмовики, группы немецких бомбардировщиков базировались относительно недалеко от линии фронта. Не стали исключением и новые места базирования эскадры StG77 — аэродромы Барвенково и Краматорская. Расположенные южнее и юго-восточнее Изюма на расстоянии от 20 до 50 километров, они обеспечили эффективную работу по наступающим войскам Юго-Западного фронта. Впрочем, аэродромы базирования «штук» не раз сами становились объектом ударов советских авиаторов. Один из таких налетов, произведенный 20 июля на аэродром Краматорская, вывел на время из строя весь отряд 7./StG77. В ходе бомбардировки один Ju-87 был уничтожен, а еще девять «восемьдесят седьмых» получили повреждения разной степени тяжести. Понесли потери от ударов с воздуха и соединения двухмоторных He-111, базировавшихся на более «безопасном» аэроузле Сталино. Так, например, только в результате налетов советских самолетов 18–20 июля в II и III/KG55 пришлось списать 3 самолета, тогда как еще 2 машины получили серьезные повреждения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.