» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






«Илы» действовали восьмерками, сделав по стоянкам самолетов два захода, под сильным огнем зенитной артиллерии, потеряв при этом 4 машины, одну из которых пилотировал командир 724-го шап подполковник С. М. Ярославцев. Отметим, что 724-й шап прошел подготовку как полк «охотников» для действия парами-четверками в тылу противника, но, несмотря на «специализацию», в этой роли так ни разу и не использовался. Пилоты истребителей и штурмовиков не поскупились на победные реляции, заявив об уничтожении ни много ни мало 35 самолетов противника (26 одномоторных и 9 двухмоторных). Однако найти подтверждения или опровержения этому факту в немецких источниках автору не удалось.

Тем не менее одна победа экипажей 724-го шап весьма примечательна. Во время атаки на соединение штурмовиков северо-восточнее Карачева оказался сбит известный ас Ганс Гетц, FW-190А-5 «черная двойка» которого после атаки на группу Ил-2 упал в лес северо-восточнее Карачева. На момент своей гибели немецкий ас, командовавший 2-м отрядом JG54, имел 82 подтвержденные победы. Напомним, что буквально накануне из воздушного боя над Кромами не вернулся командир I/JG54 Герхард Хомут (Homuth Gerhard). Сменивший его на посту Гетц погиб, не успев даже как следует войти в курс дела. Отметим, что среди командиров группы I/JG54 это была третья жертва тяжелого лета 1943 года. О подробностях гибели Гетца можно только догадываться, так как экипажи 724-го шап заявили за день об уничтожении 10 FW-190, а список потерь I/JG54 содержит упоминание об еще одном сбитом и одном поврежденном в воздушных боях самолетах. Тем не менее приведем наиболее правдоподобные доклады летчиков-штурмовиков.

Первый сбитый «фокке-вульф» отмечается в документах 11-го сак уже в 7:10 утра, когда при атаке аэродрома Карачев один из напавших на штурмовики FW-190 оказался сбит огнем воздушных стрелков. Около 12:40 при повторном ударе по аэродрому младший лейтенант Сидоров сблизился с парой разгонявшихся «фоккеров» и одного из них расстрелял в упор. В этом же бою воздушный стрелок младший лейтенант Заяц, отбивая атаку семерки FW-190, сбил одного из нападавших. Целых пять побед заявили пилоты в ходе вечернего налета на немецкий аэродром, когда погиб командир полка С. М. Ярославцев. Спасая обреченный самолет командира, младший лейтенант Комыгин уничтожил один немецкий истребитель. В этом бою отличился также и старший лейтенант Какурин, бесстрашно атаковавший в лоб целую дюжину FW-190, один из которых и стал его жертвой.

Наиболее же правдоподобно выглядит донесение ст. сержанта Макарова, попавшего в составе своей группы около 12:10 под атаку четверки FW-190. Ведущий истребитель, после неудачной атаки по самолету Макарова, попытался пристроиться в хвост штурмовику сержанта Малышева, следовавшего впереди. Макаров довернул свой самолет в сторону зависшего в 50 метрах «фокке-вульфа» и залпом РС-82 и пушечным огнем сбил вражеский самолет. Оставшиеся истребители продолжали атаки Ил-2, произведя до 5 заходов. Вскоре от всей вражеской группы остался лишь один «сто девяностый», который продолжал атаки, но был сбит огнем воздушных стрелков.

Отметим, что потеря опытного аса была очень чувствительной, но далеко не последней потерей эскадры «Зеленых сердец» летом 1943 года. Уже после окончания Курской битвы в районе Витебска истребителями Як-9 был сбит один из ведущих асов эскадры Макс Штотц (Stotz Мах), имевший на момент гибели 189 побед.

Впрочем, не только немецкие летчики попадали в прицелы советских авиаторов, но, как оказалось, и куда более заметные фигуры. 2 августа «сталинские соколы» чуть было не покончили с самим командующим группой армий «Центр» генерал-фельдмаршалом фон Клюге. Около 17:30 самолет командующего был атакован советскими истребителями юго-восточнее Карачева и на вынужденной посадке перевернулся. Клюге при этом получил разрыв связок левого плеча, но командование войсками не оставил[279]. К сожалению, документы советских истребительных частей не содержат упоминания об этом редком и интересном эпизоде Курской битвы.

Между тем 6 августа войска Брянского фронта во второй половине дня перешли в решительное наступление с целью овладения Хотынец и развития дальнейшего наступления на Карачев. Уже к 15:30 оборона 253-й пехотной дивизии оказалась прорвана по всей полосе наступления. В дело были введены оба танковых корпуса 4-й танковой армии и 25-й танковый корпус, который должен был охватить Хотынец с юга.

Поддержку с воздуха осуществляли экипажи 15-й воздушной армии, которые неожиданно понесли в первый день наступления большие потери не от действий противника, а от… грозы. Серьезно пострадала 113-я бад, лишившаяся по этим, в общем-то не боевым, причинам 10 Ил-4. Обстоятельства этого трагического случая таковы: 6 августа 73 бомбардировщика дивизии в районе Волхов попали в мощную кучевую десятибалльную облачность высотой от 500 до 200 метров, которая простиралась от Болхова до Брянска. По оценкам пилотов, толщина облачности составляла около 5000 метров. Экипажи пытались обойти область непогоды, но, к сожалению, это оказалось невозможным. При развороте некоторые самолеты вошли в облака, потеряв связь с группой и землей. В итоге от грозовых разрядов сгорело и разрушилось 7 бомбардировщиков, а еще 3 пропали без вести. На свой аэродром все же вернулись 3 летчика, 3 штурмана и 6 воздушных стрелков, которые и поведали о печальной участи других экипажей. Для восполнения потерь с Иркутского авиазавода 14–15 августа прибыло 15 Ил-4. Этот случай вызвал разбирательство на высшем уровне с назначением комиссии ВВС КА во главе с членом Военного совета генерал-лейтенантом Н. С. Шимановым.

7 августа наступление на Хотынец продолжало развиваться при усиливавшемся сопротивлении противника. Действия немецкой авиации заметно активизировались. В среднем в начале августа части 6-го воздушного флота совершали от 1300 до 1600 самолето-вылетов в сутки. 6 августа это число заметно уменьшилось до 756 вылетов, но уже 7 августа снова составило 1400 самолето-вылета, причем из них почти 950 совершили бомбардировщики и штурмовики. Действия немецкой авиации не остались незамеченными командованием Брянского фронта, отмечавшим массированные налеты по боевым порядкам 11-й гвардейской и 4-й танковой армий, а также огневым позициям артиллерии.

Несмотря на то что сражение постепенно подходило к своему логическому завершению, накал боев ни на земле, ни в воздухе не ослабевал. 7 августа невосполнимую потерю понес 63-й гв. иап, лишившийся в воздушном бою своего командира подполковника Н. П. Иванова. В районе Шишкино его Ла-5 был внезапно атакован со стороны солнца одиночным «фокке-вульфом», после очередей которого у истребителя Н. П. Иванова разрушилось хвостовое оперение. Неуправляемый самолет вошел в штопор, а затем и врезался в землю. Посмертно 2 сентября 1943 года Н. П. Иванову, сбившему в воздушных боях 15 немецких самолетов, было присвоено звание Героя Советского Союза. Отметим, что немецкая сторона также понесла в этот день тяжелую утрату — в районе Карачева был сбит огнем зенитной артиллерии и погиб самый результативный на тот момент ас эскадры JG51 Эрих Хофемайер (Höfemeier Erich), одержавший за свою летную карьеру 96 побед.

7 августа экипажи 15-й воздушной армии провели 39 воздушных боев, в которых ценой потери 26 самолетов было заявлено об уничтожении 50 вражеских машин. В то же время штаб 6-го воздушного флота отметил потерю 10 своих самолетов при 68 одержанных пилотами объединения победах. Необходимо отметить, что часть из них пришлась на полосу наступления Западного и Калининского фронтов, начавших Смоленскую наступательную операцию.

Высокими продолжали оставаться потери штурмовых частей и соединений. Так, потери 224-й шад, имевшей после пополнения на 1 августа 89 Ил-2, составили до конца месяца 30 Ил-2, а еще 18 самолетов получили повреждения. Выход из сложившейся ситуации командование 15-й воздушной армии нашло в выведении в тыл на отдых большинства полков дивизии. В то же время оставшаяся в полках материальная часть была передана в 566-й шап. Кроме того, 513-й иап к 11 августа получил из 234-й иад 4 Як-1 и 12 Як-7б. Образованная таким образом боевая группа из двух полков была перебазирована на аэродром Красная Гора, откуда оба полка продолжали вести боевую работу.

Большие потери сопровождали боевую работу и штурмовых частей 11-го сак. 568-й шап и 724-й шап недосчитались только за первую половину августа 19 и 8 самолетов соответственно. Кроме того, общие потери 11-го сак за август составили, по разным оценкам, от 30 до 33 Ил-2 и 39 Як-9, т. е. 49 % штурмовиков и 42 % истребителей первоначального состава. Еще более тяжелая ситуация сложилась во 2-м иак, который к 9 августа был отведен в тыл вместе с большей частью 224-й шад. Например, в 7-й гв. иад к этому моменту насчитывалось 14 исправных и 12 требующих ремонта «яков». Подводя итог деятельности 2-го иак в составе 1-й и 15-й воздушных армий, укажем, что потери за период с 12 июля по 9 августа составили 114 самолетов и 74 летчика[280].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.