» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Командование 6-го воздушного флота в полной мере использовало преимущества центрального расположения аэродромов орловского аэроузла, последовательно концентрируя основные усилия своих экипажей против Брянского (12–13.7.43, 18–26.7.43), Западного (14–18.7.43) и Центрального (1–8.8.43) фронтов. Безусловно, что приведенные временные отрезки носят весьма условный характер. Тем не менее они неплохо «накладываются» на основные фазы сражения и практически всегда связаны с вводом в сражение крупных танковых соединений Красной Армии. Мы уже не раз были свидетелями, как массированные удары люфтваффе по частям 1-го гвардейского, 20-го, 1-го, 25-го и 9-го танковых корпусов, а также трех танковых армий срывали планы советского командования по развитию успеха из тактического в оперативный практически на всех участках Орловской дуги. Это способствовало достаточно долгому удержанию противником такого важного узла обороны, как Волхов, значительному замедлению наступления Брянского и Центрального фронтов на всех фазах операции. Однако даже на этом фоне наибольшим успехом немецких экипажей выглядит устранение угрозы перехвата коммуникации противника войсками 11-й гвардейской армии в районе Хотынец, что во многом определило исход всего сражения. Не проявило достаточной настойчивости в ударах по коммуникациям противника командование АДД. В первую очередь это относится к такому крупному железнодорожному узлу, как Брянск. Основной целью ударов дальних бомбардировщиков стали в основном Орел и Волхов, непрерывные вылеты по которым осуществлялись в период с 14 по 22 июля. К сожалению, оценить реальный эффект этих операций не представляется возможным.

Потери советской фронтовой авиации в ходе битвы за Орел с 12 июля по 18 августа составили около 996 самолетов. Потери АДД за июль — август на всех участках советско-германского фронта равнялись 140 самолетам. За тот же период безвозвратные потери (самолеты, имеющие повреждения свыше 40 %) 6-го воздушного флота в районе Орловской дуги, согласно далеко неполным отчетам генерал-квартирмейстера, могут быть оценены в 300–310 самолетов. Соотношение потерь как 1:3,5–1:3,8, по мнению автора, достаточно точно отражает качественное и количественное соотношение сил ВВС Красной Армии и люфтваффе, имевшее место летом 1943 года.

К середине августа острие ударов советских войск все больше смещалось на юг и юго-запад, в направлении Украины, где и развернулись основные бои конца 1943 — начала 1944 года. Но стартом для них послужило советское наступление на Харьков. О боевых действиях авиации в этой операции будет рассказано в следующей части книги.

Часть 5

Операция «Полководец Румянцев»

5.1. Между обороной и наступлением

(общая обстановка перед началом советского наступления)

Развернув с 17–18 июля преследование отходящих частей 4-й танковой армии, Воронежский и Степной фронты к 23 июля в основном вышли на рубежи, которые советские войска занимали в начале месяца. Тяжелые наступательные бои еще продолжались на всей линии фронта севернее Белгорода, однако сложившаяся ситуация несла для командования Красной Армии очевидный заряд оптимизма. Несмотря на все промахи и тяжелые потери, понесенные в оборонительном сражении, главная задача по срыву немецкого наступления была выполнена.

Неудивительно, что 24 июля на свет появился приказ Верховного Главнокомандующего по итогам оборонительного сражения. Июльское наступление вермахта в районе Курской дуги было объявлено «окончательно ликвидированным». Этот приказ имел огромное политическое значение, фактически провозгласив провал планов, на которые противник возлагал столь большие надежды. После двух лет крайне неудачных летних кампаний, заканчивавшихся унизительными поражениями, Сталин с особым удовлетворением мог отметить — благодаря массовому героизму и мужеству, а также значительному росту боевого мастерства Красной Армии удалось разоблачить легенду о том, что «немцы летом в наступлении всегда одерживают успехи, а советские войска вынуждены будто бы находиться в отступлении»[286]. Именно с выходом упомянутого приказа официальная советская историография связывает окончание оборонительной фазы битвы под Курском.

Нисколько не приуменьшая мужество и стойкость принявших на себя первый удар войск Центрального и Воронежского фронтов, в то же время нельзя не заметить, что исход оборонительного сражения во многом определялся его взаимосвязью с ходом наступательной операции в районе Орловской дуги, а также июльского наступления Юго-Западного и Южного фронтов. Эти последовавшие друг за другом почти с недельным перерывом операции со всей очевидностью продемонстрировали руководству вермахта «реальные масштабы игры». Немецкая ставка на проведение одной, даже очень хорошо спланированной и подготовленной операции в рамках летней кампании оказалась несостоятельной.

Как и рассмотренная нами в предыдущей части Орловская наступательная операция, наступление войск Юго-Западного и Южного фронтов имело весьма амбициозные цели. В советской историографии это наступление подразделяется на две операции: Изюм-Барвенковскую и Миусскую. Их задачи декларируются — в лучшем стиле советских времен — как вспомогательные, имевшие основной целью сковывание мощной группировки немецких войск в Донбассе с целью недопущения их переброски в район Курской дуги. В реальности советское командование предполагало проведение операции на окружение значительной части донбасской группировки, состоявшей из 1-й танковой и 6-й армий. Войска Юго-Западного фронта генерала армии Р. Я. Малиновского должны были развернуть наступление из района Изюма, захватить плацдармы на правом берегу Северского Донца и в дальнейшем, введя в прорыв части 1-го гвардейского механизированного и 23-го танкового корпусов, развивать наступление на Сталино. Сюда же был направлен и удар части сил Южного фронта генерал-полковника Ф. И. Толбухина, перед которыми ставилась также задача по разгрому таганрогской группировки противника. Таким образом, восточнее Сталино намечалось окружение значительных сил 1-й танковой и 6-й армий[287].

Начавшиеся 17 июля с рубежа рек Северский Донец и Миус наступления войск Р. Я. Малиновского и Ф. И. Толбухина поставили командование группы армий «Юг» перед необходимостью существенного усиления 1-й танковой и 6-й армий. Немецкому командованию, опираясь на данные армейской и радиоразведки, во многом удалось разгадать советские планы, вскрыв состав и места сосредоточения ударных группировок противника. Все это не только позволило заранее привести свои войска в повышенную боеготовность, но и выделить резервы для 6-й армии, которой, по мнению командования группой армий «Юг», грозила серьезная опасность. Армия генерала Адольфа Холлидта (Hollidt Adolf) получила усиление в виде 23-й танковой и 16-й моторизованной дивизий. Эти соединения сыграли важную роль в отражении советского наступления и стабилизации южного участка Восточного фронта. В полосу 1-й танковой армии были переброшены части 17-й танковой дивизии, а также дивизии СС «Викинг» из состава 24-го танкового корпуса, на передаче которых в состав группы «Кемпф» 13 июля так настаивал Манштейн. В то же время управление соединения было передано в 6-ю армию.

Развернувшееся сражение носило едва ли не более тяжелый характер, чем бои в районе Белгорода. Несмотря на захват плацдарма в районе Изюма, развить наступление войскам генерала Р. Я. Малиновского не удалось. Наступление же Южного фронта было не только богато на потери, но в итоге проведенного немцами контрудара привело в начале августа к потере плацдарма на Миусе. Впрочем, этот оперативный успех достался командованию группы армий «Юг» ценой больших потерь и напряжения сил, заставив использовать в боях практически все имевшиеся под рукой резервы.

Оценивая ситуацию, сложившуюся к двадцатым числам, со сдержанным оптимизмом и не желая упустить возможность нанести противнику максимальный урон, Манштейн и его штаб решили провести две операции по ликвидации советских плацдармов на Миусе и Северском Донце, образовавшихся в ходе боев. По мнению немецких генералов, эти плацдармы являлись источником постоянной потенциальной опасности советского наступления на Донбасс и южную Украину.

Для проведения операции против войск Южного фронта командованию группы армий «Юг» не оставалось ничего иного, как заняться фактически ликвидацией ударной группировки 4-й танковой армии, чем была окончательно предопределена кончина «Цитадели». Начиная с 18–19 июля процесс «растаскивания» танковых соединений армии Гота и группы генерала Кемпфа постепенно начал набирать обороты. За период с 18 по 22 июля они расстались со многими своими подвижными соединениями. С 26 июля в полосе 6-й армии стали сосредотачиваться части 2-го танкового корпуса СС в составе дивизий «Рейх» и «Мертвая голова», а также 3-й танковой дивизии. Корпус лишился одной из наиболее боеспособных своих дивизий «Адольф Гитлер», которая, оставив материальную часть на Восточном фронте, убыла в Германию в связи с намечавшейся переброской в Италию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.