Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
не есть нечто незыблемое и существующее само по себе, а содержится
в целом, как снятое. Догматизм рассудочной метафизики состоит в
том, что односторонние определения мысли удерживаются в их
изолированности; идеализм спекулятивной философии, напротив,
обладает принципом целостности и выходит за пределы односторонности
абстрактных определений рассудка. Так, например, идеализм
утверждает: душа не только конечна и не только бесконечна, а она есть по
существу своему как то, так и другое, и, следовательно, она не
есть ни то, ни другое, т. е. такие определения в их изолированности
не имеют значимости, а имеют силу лишь как снятые. — Идеализм
встречается также в нашем обычном сознании; мы соответственно ему
говорим о чувственных вещах, что они изменчивы, т. е. что они обладают
как бытием, так и небытием. — Упорнее держимся мы
рассудочных определений. Последние, как определения мысли, признаются
более прочными и даже абсолютно незыблемыми. Мы их
рассматриваем как отделенные друг от друга бесконечной пропастью, так
что противоположные друг другу определения никогда де не могут
соприкоснуться. Цель борьбы разума состоит в том, чтобы преодолеть
то, что фиксировано рассудком.
§ 33.
Первую часть этой метафизики в ее упорядоченной форме
составляла онтология, — учение об абстрактных определениям Сущности.
Для этих определений в их многообразии и конечной значимости, не
ПЕРВОЕ ОТНОШЕНИЕ МЫСЛИ К ОБЪЕКТИВНОСТИ 71
существовало принципа; их должны были поэтому эмпирически и
случайно перечислять; ответ на вопрос об их содержании мог быть
основан лишь на представлении, на заверении, что под этим
словом разумеют именно то–то и то–то, а иногда также и на
этимологии. При этом могла итти речь лишь о соответствующей
словоупотреблению правильности анализа и об эмпирической полноте,
а не об истинности и необходимости таких определений, взятых самими
по себе.
Примечание. Вопрос о том, истинны ли взятые сами по себе
понятия—-бытие, наличное бытие, или конечность, простота, сложность
и т. д., — должен казаться странным, если полагают, что речь может
итти лишь об истинности некоего предложения, и можно лишь
спрашивать, следует ли, согласно истине, приписывать (как
обыкновенно выражались) некоторое понятие некоторому субъекту или
нет; неистинность же в таком случае зависит от противоречия между
субъектом представления и понятием, которое присоединяют к нему
как сказуемое. Но понятие, как нечто конкретное, и даже как всякая
определенность, вообще представляет по существу внутри себя единство
различных определений. Если бы поэтому истина была не чем иным, как
отсутствием противоречий, то следовало бы рассмотреть относительно
каждого понятия, не содержит ли оно, взятое само по себе, такого
внутреннего противоречия.
§ 34.
Второй частью была рациональная психология или
пневматология, рассматривающая метафизическую природу души, а именно
дух, как некоторую вещь.
Примечание. Бессмертие думали найти в той сфере, в которой
находят свое место сложность, время, качественное изменение и
количественное прибавление или убавление.
Прибавление. Рациональной называлась психология в
противоположность эмпирическому способу рассмотрения проявлений души.
Рациональная психология рассматривала душу со стороны ее
метафизической природы, рассматривала ее так, как она определяется
абстрактным мышлением. Она хотела познать внутреннюю природу
души, хотела ее познать таковой, какова она в себе, какова она для
мысли. В наше время в философии мало говорят о душе. Дух отли-
72
чен от души, которая представляет собою как бы нечто среднее между
телесностью и духом или является связующим звеном между ними.
Дух, как душа, погружен в телесность, и душа есть животворящее
начало тела.
Прежняя метафизика рассматривала душу как вещь. Но вещь
есть очень двусмысленное выражение. Под вещью мы понимаем раньше
всего нечто непосредственно существующее, нечто такое, что мы себе
представляем чувственно, и в этом смысле говорили о душе.
Соответственно этому спрашивали, в каком месте обитает душа. Но если
душа находится в определенном месте, то она находится в
пространстве и является предметом чувственного представления. Точно так же
лишь при понимании души как вещи можно спрашивать, простая ли
она, или составная. Этот вопрос вызывал особенный интерес в связи
с вопросом о бессмертии души, поскольку полагали, что это
бессмертие обусловлено простотою последней. Но на самом деле
абстрактная простота есть определение, которое гак же мало соответствует
сущности души, как и определение сложности.
Что касается отношения рациональной психологии к
эмпирической, то первая стоит выше второй тем, что она ставит себе задачу
познать дух посредством мышления, а также и доказывать
мыслимое ею, между тем как эмпирическая психология исходит из
восприятия и лишь перечисляет и описывает то, что дает ей последнее. Но
если желают мыслить дух, то не надо оказывать такое сопротивление
его особенностям. Дух есть деятельность в том смысле, в котором
уже схоластики говорили о боге, что он есть абсолютная
активность. Но так как дух деятелен, то из этого вытекает, что он
обнаруживает себя. Мы должны поэтому рассматривать дух не как некое
неподвижное существо (ens), как это делала прежняя метафизика,
которая отделяла неподвижную внутреннюю сторону духа от его
внешней стороны. Дух следует рассматривать в его конкретной
действительности, в его энергии, и именно так, чтобы его внешние
проявления познавались как обусловленные его внутренней стороной.
§ 35.
Третья часть, космология, имела своим предметом мир, его
случайность, необходимость, вечность, ограниченность в пространстве
и времени, формальные законы в их изменениях и, далее,
человеческую свободу и происхождение зла.
ПЕРВОЕ ОТНОШЕНИЕ МЫСЛИ К ОБЪЕКТИВНОСТИ 73
Примечание. Абсолютными противоположностями признаются
при этом преимущественно случайность и необходимость, внешняя
и внутренняя необходимость, действующие и конечные причины или
вообще причинность и цель, сущность или субстанция и явление,
форма и материя, свобода и необходимость, счастье и страдание,
добро и зло.
Прибавление. Космология имела своим предметом как природу,
так и дух, в их внешних сплетениях, в их явлении, следовательно,
имела своим предметом вообще наличное бытие, совокупность конечного.
Но космология рассматривала этот свой предмет не как некоторое
конкретное целое, а лишь согласно абстрактным определениям. Так,
например, здесь рассматривались вопросы, господствует ли в мире
случайность или необходимость, извечен ли мир, или сотворен? Эта
дисциплина интересовалась затем, главным образом установлением
так называемых всеобщих космологических законов вроде, например
того закона, что в природе нет скачков. Скачок означает здесь
качественное различие и качественное изменение, которые являются
непосредствованными, между тем как (количественное) постепенное
изменение представляется чем–то опосредствованным.
По отношению к духу, как он выступает в мире, рассматривались в
космологии преимущественно вопросы о человеческой свободе и о
происхождении зла. Это, несомненно, в высшей степени интересные
вопросы, но, чтобы дать на них удовлетворительный ответ, прежде всего
не следует фиксировать абстрактных рассудочных определений как
нечто окончательное, в том смысле, будто каждое из двух
противоположных определений обладает самостоятельным существованием
и должно быть рассматриваемо в своей изолированности, как
субстанциональное и истинное. Такова, однако, была точка зрения прежней
метафизики как вообще, так и в космологических рассуждениях,
которые вследствие этого не могли соответствовать своей
цели, — постижению явлений мира. Так, например, метафизика вовлекала
в круг своего рассмотрения различие между свободой и
необходимостью, и эти определения применялись ею к природе и к духу таким
образом, что природу она считала подчиненной в ее действиях
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.