Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
доказательством нечто совершенно иное, чем то, что понимает под
ним рассудок, а равно и здравый смысл. Доказательство разума
тоже имеет своим исходным пунктом нечто другое, чем бог, однако
оно в своем дальнейшем движении не оставляет этого другого
непосредственным и сущим, а показывает его опосредствованным и
положенным; таким образом получается вместе с тем, что бог должен
быть рассматриваем как содержащий внутри себя опосредствование
снятым, как истинно непосредственный, первоначальный и
независимый. — Если говорят: рассматривайте природу, она вас
приведет к богу, вы найдете абсолютную, конечную цель, то это
не значит, что бог есть некоторое опосредствование, а это значит,
что лишь мы совершаем переход от другого к богу, и совершаем
этот переход таким образом, что бог, как следствие, есть вместе
с тем абсолютное основание природы, что, следовательно, наоборот,
то, что выступает как следствие, оказывается также и основанием,
а то, что сначала представлялось основанием, низводится на степень
следствия. Таков также и ход доказательства разума.
Если мы после всего сказанного бросим еще раз взгляд на способ
рассуждения прежней метафизики, то мы убедимся, что последний
состоял в том, что она постигала предметы разума в абстрактных
конечных определениях рассудка и делала своим принципом абстрактное
тожество. Но эта рассудочная бесконечность, эта чистая сущность,
сама есть лишь конечное, ибо особенность исключена из нее, и эта
особенность ограничивает и отрицает ее. Вместо того, чтобы
достигнуть конкретного тожества, эта метафизика застревала в абстрактном,
но хорошей ее стороной было сознание, что единственно лишь мысль
есть существенное в сущем. Материал для этой метафизики доставили
предшествующие философы, а именно схоластики. В спекулятивной
философии рассудок представляет собою, правда, момент, но это
момент, на котором не останавливаются. Платон и тем паче
Аристотель не являются такими метафизиками, хотя обычно полагают
обратное.
78
В.
Второе отношение мысли б объективности.
I. Эмпиризм.
§ 37.
Потребность в конкретном содержании, в противовес
абстрактным теориям рассудка, который своими собственными силами не
в состоянии переходить от своих всеобщностей к обособлению
и определению, и потребность в прочной опоре, которая исключала бы
возможность все доказать в области и по методу конечных
определений, привели к эмпиризму, который, вместо того, чтобы искать
истинного в самих мыслях, хочет черпать его из опыта, внешне
и внутренне данного.
Прибавление. Эмпиризм обязан своим происхождением указанной
в предшествующем параграфе потребности в конкретном содержании
и прочной опоре, потребности, которой не может удовлетворить
абстрактная рассудочная метафизика. Что касается конкретности
содержания, то здесь имеет, главным образом, значение, чтобы предметы
сознания были познаны как определенные внутри себя и как единство
различных определений. Но это, как мы видели, отнюдь не имеет места
в метафизике рассудка, благодаря ее принципу. Чисто рассудочное
мышление ограничивается формой абстрактного всеобщего и не в
состоянии перейти к обособлению этого всеобщего. Так, например,
прежняя метафизика ставила себе целью узнать посредством мышления,
что именно составляет сущность или основное определение души, и ее
вывод гласил, что душа проста. Эта приписывавшаяся душе простота
понималась здесь в смысле абстрактной простоты, исключающей
различие, которое, как сложность, признается основным определением
тела и затем материи вообще. Но абстрактная простота есть очень
скудное определение, которым отнюдь нельзя обнять богатства души и
духа. Так как, таким образом, абстрактное метафизическое мышление
оказалось неудовлетворительным, то увидели себя вынужденными
искать спасения в эмпирической психологии. Точно так же обстоит
дело и с рациональной физикой. Если, например, говорилось, что
пространство бесконечно, что природа не делает скачков и т. д., то
это совершенно неудовлетворительно в сравнении с многообразием
и жизнью природы.
ВТОРОЕ ОТНОШЕНИЕ МЫСЛИ К ОБЪЕКТИВНОСТИ 79
§ 38.
Эмпиризм имеет, с одной стороны, общий источник с самой
метафизикой, для которой подтверждением ее определений (как предпосылок,
так и определенного содержания) также служат представления, т. е.
содержание, имеющее своим источником опыт. С другой стороны,
единичное восприятие отлично от опыта, и эмпиризм возводит содержание
восприятия чувства и созерцания в форму всеобщих представлений,
положений, законов и т. д. Это происходит, однако, лишь в том смысле,
что эти всеобщие определения (например сила) не должны иметь
никакого другого самостоятельного значения и никакой другой
самостоятельной значимости, кроме того значения и той значимости, которые
получаются из восприятия, и никакая другая связь не должна
находить оправдания, кроме той, которую можно доказать в явлении.
Прочную опору с субъективной стороны эмпирическое познание имеет
в том, что сознание обладает в лице восприятия своей собственной
непоосредственпой данностью и достоверностью.
Примечание. В эмпиризме заключается великий принцип,
гласящий, что то, что истинно, должно быть в действительности и
наличествовать для восприятия. Этот принцип противоположен
долженствованию, которым тщеславится рефлексия, презрительно
противопоставляя действительности и данности некое потустороннее,
которое якобы пребывает и существует лишь в субъективном
рассудке. Подобно эмпиризму, философия также познает (§ 7)
лишь то, что есть, она не признает ничего такого, что лишь
должно быть и, следовательно, не существует. — О субъективной
стороны следует также признать важность заключенного в эмпиризме
принципа свободы, согласно которому человек должен сам видеть,
должен сам присутствовать в том, что он признает достоверным в своем
знании. Последовательное проведение эмпиризма, поскольку он
ограничивается со стороны содержания конечным, отрицает вообще
сверхчувственное или, по крайней мере, познание и определенность
последнего и оставляет за мышлением лишь абстракцию, формальную
всеобщность и тожество. Основная ошибка научного эмпиризма состоит
всегда в том, что он пользуется метафизическими категориями:
материя, сила, одно, многое, всеобщность, бесконечность и т. д., и,
руководясь такими категориями, умозаключает дальше, исходя, как из
предпосылки, из форм умозаключения и при этом не знает, что он сам
80
содержит в себе метафизику, сам занимается ею; он, таким образом,
пользуется вышеуказанными категориями и их сочетаниями
совершенно некритично и бессознательно.
Прибавление. От эмпиризма исходил клич: перестаньте вращаться
в пустых абстракциях, смотрите с открытыми глазами, постигайте
человека и природу, как они предстоят перед вами здесь, пользуйтесь
настоящим моментом, — и нельзя отрицать, что в этом призыве
заключается существенно правомерный момент. Здешнее, настоящий
момент, посюстороннее должно заменить собою пустую
потусторонность, паутину и туманные образы абстрактного рассудка. Этим
приобретается также прочная опора, отсутствие которой чувствовалось
в прежней метафизике, т. е. приобретается бесконечное определение.
Рассудок подбирает лишь конечные определения; последние лишены
в себе устойчивости, шатки, и возведенное на них здание обрушивается.
Разум всегда стремился к тому, чтобы найти бесконечное определение,
но еще не наступило тогда время, чтобы найти это бесконечное
определение в мышлении. И это стремление ухватилось за настоящий момент,
за «здесь», за «это», которое имеет в себе бесконечную форму, хотя и не
в истинном существовании этой формы. Внешнее есть в себе истинное,
ибо истинное действительно и должно существовать. Бесконечная
определенность, которой ищет разум, существует, таким образом,
в мире, хотя она и существует не в своей истине, а в чувственном
единичном образе.
Далее, согласно воззрению эмпириков, восприятие есть форма,
в которой мы должны постигать предметы внешнего мира, и в этом
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.