» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






в себе, именно стать свободным и разумным существом… В том же

смысле можно также рассматривать росток как растение в себе. Эти

примеры должны показать нам, что очень заблуждаются те, которые

думают, что «в себе» вещей или вещь в себе есть вообще нечто

недостуцное нашему познанию. Все вещи суть сначала в себе, но на этом

дело не останавливается, и, подобно тому, как природа ростка, который

есть растение в себе, состоит лишь в том, что он развивается, так и

вещь вообще переступает пределы голого в себе, как абстрактной

рефлексии внутрь себя, переходит к тому, чтобы обнаружить себя также

и рефлексией в другое, и, таким образом, она обладает свойствами» *).

Самое интересное в этой постановке вопроса — это то, что Гегель

познаваемость вещи связывает неразрывно с ее развитием или,

употребляя более общее выражение, с ее движением и изменением. С точки

зрения Канта вещь в себе есть неопределенная и отвлеченная вещь

вообще, вещь в неподвижности. Иначе говоря, Кант рассматривает

вещь в себе метафизически, видя в ней отвлеченную сущность. Но

ошибка Канта заключается в том, что он оторвал один момент вещи —

тожественность ее с собою—»от другого момента — момента различия.

«Различные определения, которые существуют и различаются между

собою, образуют свойства, которые вещь имеет». Вещь есть един-

*) Гегель^ Энциклопедия, § 124, стр. 214—215.

VI*

LXXXIV

А. ДЕВ0РИН

ство, внутренняя связь, которая соединяет в себе различные

свойства. Вещь не существует только в себе; она находится в много*

образных отношениях с другими вещами или, говоря гегелевским

языком, вещи отражаются друг в друга. Каждая вещь идеально

содержит в себе другие вещи. О одной стороны, вещь тожественна

с собою; с другой стороны, она содержит в себе различия вследствие

своего отношения к другим вещам. Поскольку вещь находится в

известных отношениях к другим вещам, она имеет свойства. Если бы

в мире существовала одна вещь, то она была бы лишена всяких

свойств, ей была бы присуща абсолютная неподвижность.

Свойства отличаются от качества. Под качеством следует

понимать самое вещь, ее единство, целостность, устойчивую

форму связи, под свойством же вещи мы понимаем проявление

качества или вещи. Поэтому различные свойства образуют явление

вещи, в то время как вещь составляет сущность явления. «Вещь

есть такое существование или такое проявление сущности,

которое отрицает само себя; другими словами, она есть явление», —

говорит Гегель. Сущность явления и явление сущности составляют

диалектическое единство. Сущность является, явление

существенно. Явление есть существование, которое имеет свое основание

не в самом себе, а в другом существовании. Явление, как выражается

Гегель, стоит не на своих собственных ногах, а имеет основание своего

бытия в другом. Сущность и есть основание явления; поэтому вещь

в себе, как сущность, познается нами в явлениях… «На самом же деле

быть лишь явлением, — это собственная природа самого

непосредственного предметного мира, и, познавая его как явление, мы,

следовательно, познаем вместе с тем сущность, которая не остается

скрытой за явлением или по ту сторону его, а именно тем–то и проявляет

себя сущностью, что она его низводит на степень явления» *).

Понятие являющейся сущности содержит в себе внутреннее

противоречие, распадающееся на основание и следствие. В самом деле: с одной

стороны, сущность есть вещь, или вещь есть сущность, которая

отражается в самой себе; с другой стороны, являющаяся сущность вступает

в многоразличные отношения с другими вещами, обнаруживая себя

как явление. Вещь лежит в основании явлений, но совокупность

свойств, с другой стороны, составляет самую вещь. Обе стороны соотносятся

друг к другу и друг от друга различны, друг другу противоположны.

*) Гегель, Энциклопедия, § 131, стр. 222.

«Являющееся существует таким образом, — говорит Гегель, —

что его устойчивое существование непосредственно снимается, и

последнее есть лишь один из моментов самой формы. Форма содержит

внутри себя устойчивое существование, или материю, как одно из

своих определений. Являющееся, таким образом, имеет свое

основание в материи как в своей сущности, своей рефлексии внутри себя,

противоположной своей непосредственности, но тем самым

являющееся имеет свое основание только в другой определенности формы.

Это его основание есть также являющееся, и явление, таким образом,

движется вперед в бесконечном опосредствовании устойчивого

существования формой и, следовательно, также и неустойчивым

существованием. Это бесконечное опосредствование есть вместе с тем некоторое

единство соотношения с собою, и существование развертывается в

целостность и мир явлений, в мир рефлвотированной конечности» *).

Таким образом, явление выступает сначала как отрицание

сущности, его самостоятельность «непосредственно отрицается». Но вместе

с тем в нем есть самобытный элемент, т.е. материя, образующая

определение его формы. Стало быть, явление, как непосредственное

существование, оказывается опосредствованным материей, в которой оно

имеет свою основу и которая образует его сущность. Но материя сама

определена формою. Это значит, что материя, как основание (или

сущность) явления, сама есть явление.

Диалектика формы и содержания также базируется на основном

законе единства противоположностей. Отвлеченный рассудок

рассматривает содержание и форму как метафизические

противоположности, причем содержание рассматривается как нечто существенное,

а форма как нечто несущественное. «Против такого представления

следует, однако, заметить, что на самом деле оба одинаково

существенны и что нет бесформенного содержания, точно так же как нет

бесформенного вещества; отличаются же они (содержание и вещество,

или материя) друг от друга тем, что вещество, хотя оно в себе не

лишено формы, однако в своем наличном бытии показывает себя

равнодушным к ней; напротив, содержание, как таковое, есть то, что оно

есть, лишь благодаря тому, что содержит в себе развитую форму»**).

Явление определяется законом сущности как по своему

содержанию, так и по своей форме. Форма есть граница, принцип различия,

*) Гегель, Энциклопедия, § 132, стр. 223.

**) Гегель, Энциклопедия, § 133, дтр. %%'t.

LXXXVI

дифференциации. Одно явление отличается от другого благодаря

своей форме. Содержание само формируется, т. е. дает себе

определенную форму, потому что оно составляет самое сущность. Закон

сущности непосредственно определяет форму вещи. Форма, с своей

стороны, составляет закон деятельности, сущности, или содержания.

Содержание есть сама сущность, но форма также существенна, потому

что сущность проявляется только в определенной форме. Поэтому

форма есть также содержание, содержание образует и форму.

Определенное вещество не может восприять любую форму. Правда,

вещество может принять различные формы, но все же лишь в

определенных границах. Вещества, из которых состоят органические формы,

одни и те же, но органические формы многообразны. В ботанике лист

принимает многообразные формы, но все же определенные.

Органические формы не могут образоваться из любых веществ, а только из

определенных веществ.

Гегелю делали упрек в том будто единство содержания и формы

он понимал в том смысле, что только одна форма существенна, а

содержание не существенно. О этим возражением вряд ли можно

согласиться. Гегелевская точка зрения вполне определяется следующими

его словами: «Рассудок, наклонный к отвлечениям, часто прилагаем

определения содержания и формы и рассматривает содержание как

элемент существенный и самобытный, а форму как элемент

несущественный и произвольный. Но оба эти элемента равно существенны;

бесформенное содержание не существует, точно так же не

существует бесформенная материя». С другой стороны, нам

представляется весьма правильным и глубоким следующее замечание Гегеля

относительно взаимной связи содержания и формы; «Содержание, —

говорит он, — есть не что другое, как форма, изменяющаяся в

содержание, и форма—не что другое, как содержание, изменяющееся

в форму».

В подтверждение правильности этой точки зрения Гегеля можно

было бы привести убедительные примеры из «Капитала» Маркса


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.