Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
обращенной во вне целесообразной деятельности.
§ 207.
1) Субъективная цель есть умозаключение, в котором всеобщее
понятие через посредство особенности смыкается с единичностью таким
образом, что единичность, как самоопределение, судит (urtheilt), т. е.
не только обособляет, превращает еще неопределенное всеобщее в
некоторое определенное содержание, но также полагает
противоположность субъекта и объекта, — и в то же самое время единичность есть
в самой себе возвращение внутрь себя, ибо, сравнивая субъективность
понятия, которая предполагается противостоящей объективности, с
внутри себя сомкнутой целостностью определений понятия,
единичность определяет эту субъективность как нечто несовершенное и
обращается вместе с тем во вне.
§ 208.
2) Эта направленная во вне деятельность есть единичность,
тожественная в субъективной цели с особенностью, которая вмещает
в себе, на–ряду с содержанием, также и внешнюю объективность. Она
приходит, во–первых, в непосредственную связь с объектом и
завладевает им как средством. Понятие есть эта непосредственная власть,
потому что оно есть тожественная с собою отрицательность, в которой
бытие объекта всецело определено как лишь нечто идеальное. — Весь
средний термин есть это внутреннее могущество понятия, как
деятельности, с которой объект, как средство, непосредственно
соединен и которой он подчинен.
318
Примечание. В конечной целесообразности средний термин
разбит на два внешних друг другу момента — на деятельность и на
служащий средством объект. Соотношение цели, как власти, с этим
объектом и подчинение ею себе этого последнего непосредственно, —
первая посылка умозаключения, — поскольку в понятии, как
представляющем для себя сущую идеальность, объект положен как
в себе ничтожный. Это соотношение или первая посылка сама
становится средним термином, который вместе с тем есть внутри себя
умозаключение, так как цель смыкается с объективностью посредством
этого соотношения, посредством своей деятельности, в которой она
продолжает содержаться и господствовать.
Прибавление. Выполнение цели есть опосредствованный способ
реализации цели, — но столь же необходимо также и
непосредственная реализация. Цель непосредственно овладевает объектом,
потому что она есть власть над объектом, потому что в ней содержится
особенность, а в последней также и объективность. — Живые существа
обладают телом, душа овладевает последним и непосредственно
объективируется в нем. Душе человека нужно много труда, чтобы
сделать свое тело средством. Человек должен сначала как бы вступить
во владение своим телом, дабы оно стало орудием его души.
§ 209.
3) Целесообразная деятельность с ее средством еще направлена во
вне, ибо цель также не тожественна с объектом; поэтому она и должна
сначала опосредствоваться последним. Средство, как объект,
находится в этой второй посылке в непосредственном соотношении с другим
крайним термином умозаключения, с объективностью, как
предпосылаемой, с материалом. Это соотношение есть сфера служащих
цели механизма и химизма, истиной и свободным понятием которых
цель является. То обстоятельство, что субъективная цель, как власть,
правящая этими процессами, в которых объективное стирается и
снимается, сама держится вне их и вместе с тем есть то, что в них
сохраняется, — есть хитрость разума.
Прибавление. Разум столь же хитер, сколь могущественен.
Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая,
дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе
и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем
непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою
УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
319
собственную цель. В этом смысле можно сказать, что божественное
провидение ведет себя по отношению к миру и его процессу как
абсолютная хитрость. Бог дает людям действовать, как им угодно, не
стесняет игру их страстей и интересов, а получается из этого
осуществление его целей, которые всецело отличны от целей, руководивших теми,
которыми он пользуется.
§ 210.
Реализованная цель есть, таким образом, положенное единство
субъективного и объективного. Однако характерной чертой этого
единства является то, что лишь то, что есть одностороннего в
субъективном и объективном, нейтрализовано и снято в нем, объективное же
в нем цодчинено и сделано соответственным цели, как свободному
понятию, и, следовательно, подчинено также и его власти. Цель
отстаивает себя и сохраняется в борьбе, одновременно
противополагая себя объективному и сохраняя себя в объективном, потому что
она есть не только одностороннее субъективное, особенное, но, кроме
того, также и конкретно всеобщее, в себе сущее тожество
субъективного и объективного. Это всеобщее, как просто рефлектированное
внутрь себя, есть содержание, которое остается одним и тем же на
протяжении всех трех терминов умозаключения и их движения.
§ 211.
Но в конечной целесообразности осуществленная цель страдает
таким же изъяном, каким страдает средина и начальная цель: она
так же надломлена внутри себя, как и последние. Поэтому получилась
форма, лишь внешне приложенная к преднайденному материалу, —
форма, которая, благодаря ограниченному содержанию цели, также
представляет собою случайное определение. Достигнутая цель есть
поэтому лишь некий объект, который, в свою очередь, представляет собою
средство или материал для других целей и так далее до бесконечности.
§ 212.
Но то, что в реализации цели происходит в себе, это именно то,
что снимаются односторонняя субъективность и видимость наличия
противостоящей ей объективной самостоятельности. Овладевая
средством, понятие полагает себя как в себе сущую сущность объекта; в себе
самостоятельность объекта испарилась уже в механическом и
химическом процессах, а в их протекании под господством цели снимается
видимость этой самостоятельности, снимается противопоставляющее себя
320
понятию отрицательное. Но уже в том обстоятельстве, что
осуществленная цель определена лишь как средство и материал, этот объект сразу
же положен как нечто в себе ничтожное, как нечто лишь идеальное.
Тем самым исчезла также противоположность между содержанием
и формой. Так как цель, благодаря снятию определений формы,
смыкает себя с собою, то форма положена как тожественная с собою,
положена, следовательно, как содержание, так что понятие, как
деятельность формы, имеет содержанием лишь себя. Таким образом, через
этот процесс положено вообще то, чем было понятие цели, в себе сущее
единство субъективного и объективного положено теперь как для себя
сущее единство, — положена идея.
Прибавление. Конечность цели состоит в том, что при реализации
цели материал, употребленный как средство, лишь внешним образом
подводится под нее и делается соответственным ей. Но на самом деле
объект есть в себе понятие, и когда последнее, как цель, реализуется
в нем, эта реализация является лишь проявлением его собственной
внутренней сущности. Объективность есть, таким образом, как бы
только покров, под которым скрывается понятие. В рамках конечного
мы не можем испытать или видеть подлинного достижения цели.
Осуществление бесконечной цели состоит, поэтому, лишь в снятии
иллюзии, будто она еще не осуществлена. Добро, абсолютное добро,
осуществляется вечно в мире, и результатом этого является то,что оно
давно само по себе осуществлено и ему не приходится ждать нас, чтобы
мы его осуществили. В этой иллюзии мы живем, и вместе с тем только
она является побуждением к деятельности, она одна заставляет нас
интересоваться миром. Идея в своем процессе сама создает себе эту
иллюзию, противопоставляет себе нечто другое, и ее деятельность состоит в
снятии этой иллюзии. Лишь из этого заблуждения рождается истина, и
в этом заключается примирение с заблуждением и с конечностью.
Инобытие или заблуждение, как снятое, само есть необходимый момент
истины, которая существует лишь тогда, когда она делает себя своим
собственным результатом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.