Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
314
важно. Причина принадлежит сфере еще не раскрытой, слепой
необходимости; она выступает поэтому как переходящее в свое иное и
теряющее в этом переходе в положенность свою первоначальность; лишь в
себе или для нас причина в следствии впервые становится причиной и
возвращается внутрь себя. Цель, напротив, положена как содержащая
внутри самой себя определенность, или действие — как то, что в
причине еще представляется как инобытие, так что она в своей
деятельности не преходит, а сохраняет себя, т. е. она имеет своим результатом
лишь самое себя и в конце она есть то же самое, чем она была в начале,
в ее первоначальности; лишь благодаря этому самосохранению она
есть истинно первоначальное. — Цель требует спекулятивного
понимания как понятие, которое само в собственном единстве и в
идеальности своих определений содержит суждение (Urtheil) (буквально:
перво–деление) или отрицание, противоположность между
субъективным и объективным, и в такой же мере содержит снятие этой
противоположности.
Когда мы говорим о цели, мы не должны тотчас же или
исключительно думать о той форме, в которой она находится в сознании, о
форме наличного в представлении определения. Своим понятием
внутренней целесообразности Кант снова возродил идею вообще и, в
особенности, идею жизни. Определение жизни, которое дает Аристотель,
уже содержит в себе внутреннюю целесообразность и стоит поэтому
бесконечно выше новейшего понятия телеологии, которое имело в
виду лишь конечную, внешнюю целесообразность.
Потребность, влечение суть ближайшие примеры цели. Они
суть чувствуемое противоречие, которое имеет место внутри самого
живого субъекта, и переходят в деятельность отрицания этого
отрицания, которое еще есть голая субъективность. Удовлетворение
восстановляет жир между субъектом и объектом, так как объективное,
стоящее по ту сторону, пока продолжает существовать противоречие (т.е.
пока чувствуется потребность), снимается в этой его односторонности
благодаря его соединению с субъектом. — Те, которые так много
говорят о прочности и непреодолимости конечного — как субъективного,
так и объективного, имеют перед собою в каждом влечении обратный
пример. Влечение есть, так сказать, уверенность в том, что
субъективное только односторонне и так же мало истинно, как и объективное.
Влечение есть, далее, осуществление на деле этой своей уверенности;
оно осуществляет снятие этой противоположности, снятие
субъективного, которое есть и остается лишь субъективным, и объективного,
УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
315
которое есть и остается лишь объективным; влечение осуществляет
снятие этой их конечности.
Что касается целевой деятельности, то можно еще обратить
внимание читателя на то, что в умозаключении, которое представляет собою
эта деятельность, — она смыкает цель с собою через посредство
реализации— мы встречаем, как существенную черту, отрицание терминов.
Это отрицание есть только что упомянутое отрицание
встречающейся в цели, как таковой, непосредственной субъективности, равно
как и отрицание непосредственной объективности (средства и
предпосылаемых объектов). Это—то же самое отрицание, которое мы
совершаем по отношению к случайным вещам и явлениям мира
сего, равно как и по отношению к собственной субъективности,
когда наш дух возвышается к богу. Это—тот момент, который,
как мы указали во «Введении» и в § 192, упускается из виду и
опускается в той форме умозаключений рассудка, которая
придается этому возвышению души в так называемых доказательствах
бытия божия.
§ 205.
Телеологическое соотношение, как непосредственное, есть
ближайшим образом внешняя целесообразность, и понятие противостоит
объекту, как чему–то предпосылаемому ему. Цель конечна отчасти
по своему содержанию и отчасти потому, что она имеет некоторое
внешнее свое условие в преднаходимом объекте, как представляющем
собою материал для ее реализации; ее самоопределение постольку
лишь формально. Эта непосредственность цели означает ближе то,
что особенность (которая, как определение формы, есть
субъективность цели) выступает как рефлектированная внутрь себя, что
содержание выступает как отличное от целостности формы,
субъективности в себе, понятия. Эта различие составляет конечность
цели внутри самой себя. Содержание цели вследствие этого есть
ограниченное случайное и данное содержание, равно как и объект цели
есть некое особенное и преднайденное.
Прибавление. Когда мы говорим о цели, мы при этом
обыкновенно имеем в виду лишь внешнюю целесообразность. При этом способе
рассмотрения мы видим в предметах не нечто носящее свое
предназначение в самом себе, а лишь средства, которые употребляются и
потребляются для осуществления лежащей вне их цели. Это вообще
точка зрения полезности, которая некогда играла большую роль также
316
и в науках,но затем была заслуженно дискредитирована и признана
недостаточной для достижения подлинного разумения природы вещей. Мы
должны во всяком случае отдавать конечным вещам, как таковым,
справедливость, признав их не чем–то последним, а тем, что указывает
за пределы самого себя. Эта отрицательность конечных вещей
представляет собою, однако, их собственную диалектику, и,чтобы познать
последнюю, мы должны раньше всего вникнуть в их положительное
содержание. Мы должны, впрочем, заметить, что, поскольку в
телеологическом способе рассмотрения руководятся честным стремлением
показать проявление в природе премудрости божией, это стремление
не осуществляется, ибо изыскивание целей, которым предметы служат
средствами, не выводит нас за пределы конечного и легко вовлекает
в забавные рассуждения, вроде например, того рассуждения, которое
не довольствуется рассмотрением виноградных лоз с точки зрения той
всем известной пользы, которую они приносят человеку, но и
рассматривает с этой точки зрения также и пробковое дерево и поучает нас,
что последнее имеет своим назначением доставлять нам
приготовляемые из его коры пробки, чтобы мы затыкали ими бутылки с вином. В
былые времена писали целые трактаты в этом духе, и легко понять,
что такого рода рассуждения не могут приносить пользу ни истинным
интересам религии, ни истинным интересам науки. Внешняя
целесообразность непосредственно предшествует идее, однако часто бывает,
что воззрение, стоящее на пороге истины, является как раз наименее
удовлетворительным.
§ 206.
Телеологическое соотношение есть умозаключение, в котором
субъективная цель смыкается с внешней ей объективностью через
некоторый средний термин, который есть единство обеих; это
единство есть, с одной стороны, целесообразная деятельность, с другой
стороны — непосредственно подчиняемая цели объективность, средство.
Прибавление. Развитие цели в идею проходит три ступени: во-
первых, ступень субъективной цели; во–вторых, ступень
осуществляющейся цели и, в–третьих, ступень осуществленной цели. —Вначале мы
имеем субъективную цель, и она, как для себя сущее понятие, сама есть
целостность моментов понятия. Первым из этих моментов является
тожественная с собою всеобщность, как бы нейтральная вначале вода,
которая все заключает в себе, но в которой еще ничего не различено.
Вторым моментом является затем обособление этого всеобщего, благодаря
УЧЕНИЕ 0 ПОНЯТИИ
317
чему последнее получает определенное содержание. Так как это
определенное содержание полагается деятельностью всеобщего, то
последнее через посредство этого содержания возвращается к
самому себе и смыкается с самим собою. Согласно с этим мы, ставя
себе какую–нибудь цель, говорим, что мы что–то решаем,
представляя, таким образом, себя как бы свободными до того, как
приняли решение, доступными для того или другого определения. Но
точно так же мы говорим вслед за тем, что мы на что–то решились,
чем выражаем то, что субъект выступает из своей лишь для себя сущей
внутренней жизни и вступает в отношения с противостоящей ему
объективностью. Это составляет переход от чисто субъективной цели к
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.