Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
противодействие друг другу.
Примечание. Как давление и толчок суть механические
отношения, точно так же мы и знаем что–либо механически, па память, когда
слова остаются для нас без смысла, остаются внешними восприятию,
представлению, мышлению и также друг другу, поскольку они
представляют собою бессмысленную последовательность. Поступки,
благочестие и т. д. также механичны, поскольку человеку то, что он
делает, предуказывается обрядовыми законами, руководителем совести
и т. д., и в его поступках отсутствует его собственный дух и воля, так
что эти поступки ему самому внешни.
Прибавление. Механизм, как первая форма объективности, есть
также та категория, которая раньше всего представляется рефлексии
при рассмотрении предметного мира и дальше которой она очень часто
не идет. Это, однако, — поверхностный и бедный мыслью способ
рассмотрения, который оказывается недостаточным даже по отношению
к природе и еще более недостаточным по отношению к духовному миру.
В природе механизму подчинены лишь совершенно абстрактные
отношения еще замкнутой внутри себя материи; но уже явления и процессы
так называемой физической области в тесном смысле этого слова (как,
например, явления света, тепла, магнетизма, электричества и т. д.)
не могут больше быть объяснены чисто механически (т. е. посредством
давления, толчка, перемещения частей и т. д.), и еще более
неудовлетворительным является перенесение и применение этой категории
в области органической природы, поскольку дело идет о постижении
специфичности последней, как, например, о питании и росте растений,
а тем паче, если дело идет об ощущении у животных. Во всяком случае
следует признать очень существенным и даже главным недостатком
новейшего естествознания, что оно даже там, где дело идет о совершенно
других и более высоких категориях, чем категории голого механизма,
все же упорно держится последних в противоречии с тем, что
само собою напрашивается непредубежденному созерцанию, и этим
закрывает себе путь к адэкватному познанию природы. — Что же
затем касается образований духовного мира, то и при их
рассмотрении очень часто незакономерно выдвигается механическая
точка зрения. Так, например, говорят: человек состоит из тела и души.
Эти последние считаются при этом обладающими самостоятельным
существованием и лишь внешне связанными друг с другом. Мы также
20*
308
находим, что душа рассматривается как простой комплекс
самостоятельно существующих рядом друг с другом сил и способностей.
Но как ни решительно мы, с одной стороны, должны отвергнуть
механический способ рассмотрения там, где он претендует занять
вообще место постигающего в понятиях познания и заставить признать
механизм абсолютной категорией, мы все же, с другой стороны,
должны определенно требовать для механизма права и значения всеобщей
логической категории, и его применение согласно с этим отнюдь не
должно быть ограничено пределами той области природы, от которой
эта категория получила свое название. Ничего, следовательно, нельзя
возражать против того, что и вне области механики в собственном
смысле, как, например, в физике и физиологии, обращается внимание
на механические действия (например, на действие силы тяжести,
рычага и т. д.); не следует только при этом упускать из виду, что в этих
областях законы механики уже не играют решающей роли, а занимают,
так сказать, подчиненное положение. К этому мы должны прибавить,
что там, где в природе нормальное проявление высших, а именно
органических, функций так или иначе нарушается или задерживается,
механизм, играющий вообще подчиненную роль, тотчас же выступает
как господствующий. Так, например, страдающий слабостью желудка
чувствует давление в животе после приема в небольшом количестве
известных родов пищи, между тем как другие люди,
пищеварительные органы которых здоровы, принимая этот род пищи, остаются
свободными от этого ощущения. То же применимо и к общему чувству
тяжести в членах при болезненном состоянии тела. — В области
духовного мира механизм тоже занимает подобающее, однако
подчиненное, место. Справедливо говорят о механической памяти и о
всякого рода других механических деятельностях, как, например, о
механическом чтении, писании, игре на музыкальных инструментах и т. д.
Что касается далее памяти, то механический способ деятельности
представляет даже, можно сказать, ее сущность. Это обстоятельство нередко
упускалось из виду новейшей педагогикой в ее плохо направленном
ревностном стремлении отстоять свободу интеллекта,что послужило к
немалому вреду для дела образования юношества. Тем не менее тот, кто
прибегнул бы к механике для исследования природы памяти и без
дальнейших околичностей применил бы ее законы к душе, показал бы себя
плохим психологом. Механическое в памяти как раз состоит лишь в том,
что здесь известные знаки, звуки и т. д. схватываются в их лишь
внешней связи и затем воспроизводятся в этой связи, не нуждаясь для этого
УЧЕНИЕ 0 ПОНЯТИИ
309
в определенном направлении внимания на их значение и внутреннюю
связь. Не нужно никакого изучения механики, чтобы понять этот
характер механической памяти, и таковое изучение не принесло бы
никакой пользы психологии как таковой.
§ 196.
Несамостоятельностью, благодаря которой объект терпит насилие,
он обладает (см. предшествующий параграф) лишь постольку,
поскольку он самостоятелен. Так как объект есть положенное в себе понятие,
то одно из этих определений снимается не в его ином, а объект,
посредством своего отрицания себя, посредством своей несамостоятельности,
сам смыкается с самим собою, и лишь после этого он самостоятелен.
Таким образом, в то же время в отличие от внешности и отрицая ее в своей
самостоятельности, эта самостоятельность образует отрицательное
единство с собою, центральность, субъективность, в которой сам
объект направлен на внешний объект и соотнесен с ним. Последний
также централен внутри себя и в этой центральности также
соотнесен лишь с другим центром, также имеет свою центральность
в другом. Это 2) небезразличный различенный (differenter) механизм
(падение, влечение, потребность в общении с людьми и т, д.).
§ 197.
Развитие этого отношения образует умозаключение, состоящее
в том, что имманентная отрицательность, как центральная единичность
некоего объекта (абстрактный центр), приходит в соотношение с
несамостоятельными объектами, как с другой крайностью, посредством
некоторой средины, которая соединяет в себе центральность и
несамостоятельность объектов (относительный центр). Это 3) абсолютный
механизм.
§ 198.
Указанное умозаключение (Е—О—В) есть тройственное
умозаключение. Дурная единичность несамостоятельных объектов, в которых
формальный механизм чувствует себя, как дома, представляет собою
вследствие этой несамостоятельности в такой же мере внешнюю
всеобщность. Эти объекты суть поэтому средина также между абсолютным
и относительным центром (форма умозаключения В—Е—О), ибо
310
благодаря этой несамостоятельности эти два центра отсекаются друг
от друга и становятся крайностями, равно как и благодаря этой же
несамостоятельности они соотнесены друг с другом. Точно так же
абсолютная центральность, как субстанциально–всеобщее
(остающаяся тожественной тяжесть), центральность, которая, будучи чистой
отрицательностью, заключает внутри себя также и единичность, есть
посредствующее звено между относительным центром и
несамостоятельными объектами, есть форма умозаключения О—В—Е.
Это посредствующее звено, в силу своего характера имманентной
единичности, есть существенно столь же разделяющий фактор, сколь,
в силу своей всеобщности, тожественная скрепа и ненарушимое
внутри–себя–бытие.
Примечание. Подобно солнечной системе, государство, например,
представляет собою в практической области систему трех
умозаключений. 1) Единичный (лицо) смыкается посредством своей особенности
(посредством физических и духовных потребностей, которые в своем
дальнейшем самостоятельном развитии дают гражданское общество) со
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.