Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
дальнейшем самостоятельном развитии дают гражданское общество) со
всеобщим (с обществом, правом, законом, правительством). 2) Воля,
деятельность индивидуумов есть то посредствующее звено, благодаря
которому удовлетворяются потребности в обществе, праве и т. д.,
равно как и общество, право и т. д. получают благодаря ей наполнение
и осуществление. 3) Но всеобщее (государство, правительство, право)
есть та субстанциальная средина, в которой индивидуумы и их
удовлетворение находят и получают свою наполненную реальность, свое
опосредствование и устойчивое существование. Каждое из этих
определений в то же самое время как опосредствование смыкает его с другой
крайностью, смыкается именно в этом самом процессе с самим собою,
производит себя, и это произведение себя и есть самосохранение.
Лишь посредством природы этого смыкания, посредством этих трех
умозаключений с одними и теми же терминами, подлинно постигается
целое в его организации.
§ 199.
Непосредственность существования, которым объекты обладают
в абсолютном механизме, подвергается в себе отрицанию тем, что
самостоятельность этих объектов опосредствуется их соотношениями друг
с другом, следовательно, их несамостоятельностью. Таким образом,
объект должен быть положен как небезразличный в своем
существовании по отношению к своему иному,
УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
311
b. Химизм.
§ 200.
Небезразличный объект обладает некоей имманетной
определенностью, составляющей его природу, в которой он обладает
существованием, но, как положенная целостность понятия, он есть противоречие
этой своей целостности и определенности своего существования. Он
есть поэтому стремление снять это противоречие и сделать свое
наличное бытие соответственным понятию.
Прибавление. Химизм есть категория объективности, которую, как
правило, не особенно выделяют, а соединяют с механизмом и в этом
соединении их под общим названием механического отношения
противопоставляют обыкновенно отношению целесообразности. Повода
к этому следует искать в том обстоятельстве, что механиз и химизм во
всяком случае имеют между собою то общее, что они лишь суть в себе
существующее понятие, между тем как цель, напротив, следует
рассматривать как для себя существующее понятие. Но механизм и
химизм также и очень определенно отличаются друг от друга, и отличие
их друг от друга состоит именно в том, что объект в форме механизма
есть ближайшим образом лишь равнодушное соотношение с собою, а
химический объект, напротив, оказывается непременно
соотнесенным с другим. Правда, что также и в механизме, когда он развивается
дальше, уже выступают соотношения с другими. Однако соотношение
механических объектов друг с другом есть пока что лишь внешнее
соотношение, так что соотнесенные друг с другом объекты сохраняют
видимость самостоятельности. Так, например, в природе различные
небесные тела, образующие нашу солнечную систему, находятся друг
к другу в отношении движения и оказываются соотнесенными друг
с другом посредством этого движения. Движение, как единство
пространства и времени, есть, однако, лишь совершенно внешнее
и абстрактное соотношение и кажется поэтому, что внешне
соотнесенные таким образом друг с другом небесные тела будут
и останутся тем, что они суть, также и помимо этого их соотношения
друг с другом. — Иначе, напротив, обстоит дело с химизмом.
Химически небезразличные объекты суть то, что они представляют
собою, явно лишь благодаря их небезразличию и суть, таким образом,
абсолютное влечение соединиться в одно целое друг с другом и друг
через друга,
312 НАУКА ЛОГИКИ
§ 201.
Химический процесс имеет поэтому своим продуктом
нейтральное своих напряженных крайних членов, и последние в себе суть
это нейтральное. Понятие, конкретно всеобщее, смыкается посредством
дифференции объектов, обособления, с единичностью, с продуктом, и
в этом смыкании оно смыкается лишь с самим собою. Точно так же
содержатся в этом процессе и другие умозаключения.
Опосредствующим является единичность, как деятельность, равно как и конкретное
всеобщее, сущность напряженных крайностей, которые в продукте
получают существование.
§ 202.
Химизм как рефлективное отношение объективности имеет еще
своей предпосылкой вместе с небезразличной природой объектов также
и их непосредственную самостоятельность. Химический процесс
представляет собою переход туда и обратно от одной формы к другой,
которые вместе с тем остаются еще внешними друг другу. — В нейтральном
продукте определенные свойства, которыми обладали крайности по
отношению друг к другу, сняты. Этот продукт, правда,
соответствует понятию, но одушевляющего начала дифференцирования не
существует в нем, так как он впал обратно в непосредственность;
нейтральное есть поэтому нечто, могущее распасться. Но судящее,
различающее (urtheilende, буквально: перво–делящее) начало, которое
разъединяет нейтральное на небезразличные крайности и вообще
сообщает безразличному объекту сродство и одушевление по отношению
к другому, это начало, а равно и процесс, как отделение, сообщающее
напряжение, падают вне первого процесса, вне процесса,
произведшего этот продукт.
Прибавление. Химический процесс есть еще конечный,
обусловленный процесс. Понятие, как таковое, есть пока лишь внутреннее этого
процесса и еще не получает здесь существования в своем для–себя-
бытии. В нейтральном продукте процесс угас, и побудительное начало
находится вне его.
§ 203.
Внешний характер каждого из этих двух процессов — сведения
небезразличного к нейтральному и дифференцирования безразличного
или нейтрального, — который сообщает им вид самостоятельных в
УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
313
отношении друг друга процессов, показывает, однако, их конечность
в переходе в продукт, в котором они сняты. И, обратно, химический
процесс выявляет ничтожность предполагаемой непосредственности
небезразличных объектов. — Посредством этого отрицания внешности
и непосредственности, в которые было погружено понятие как объект,
оно положено перед лицом этой внешности и непосредственности как
свободное и для себя существующее, т.е.оно теперь положено как цель.
Прибавление. Переход от химизма к телеологическому отношению
получается благодаря тому, что обе формы химического процесса
взаимно снимают друг друга. Благодаря этому получается
освобождение понятия, которое пока налично в химизме и в механизме лишь
в себе, и понятие существующее, таким образом, для себя, есть цель.
с. Телеология.
§ 204.
Цель есть понятие, вступившее посредством отрицания
непосредственной объективности в свободное существование, есть для–себя-
сущее понятие. Она определена как субъективная цель, так как это
отрицание сначала абстрактно, и поэтому пока что объективность
лишь противостоит ему. Но эта определенность субъективности одно-
стороння по сравнению с целостностью понятия и, прибавим, одно-
стороння для самой цели, так как всякая определенность положила
себя в ней как снятую. Таким образом и для цели предполагаемый
ею объект есть лишь идеальная, ничтожная в себе реальность. В
качестве такого противоречия ее тожества с собою, с положенными в ней
отрицанием и противоположностью, сама цель есть снятие,
деятельность, отрицающая противоположность так, что полагает ее
тожественной с собою. Это реализация цели, — реализация, в которой
цель, сделав себя иным своей субъективности и объектировав себя,
снимает различие субъективности и объективности, —смыкается лишь
с самой собою и сохраняет себя.
Примечание. С одной стороны, понятие цели излишне, но, с другой
стороны, оно справедливо было названо понятием разума и
противопоставлялось абстрактно всеобщему рассудка, которое лишь подводит
особенное под себя, но не имеет его в самом себе. — Далее, следует сказать,
что различие между целью,как конечной причиной, и дашь действующей
причиной, т. е. обычно так называемой причиной, в высшей степени
314
важно. Причина принадлежит сфере еще не раскрытой, слепой
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.