Елена Левкиевская - Русская народная мифология

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская народная мифология"
Описание и краткое содержание "Русская народная мифология" читать бесплатно онлайн.
Книга о русских мифологических существах написана в яркой и увлекательной манере специально для детей среднего школьного возраста. Она знакомит с преданиями, обычаями и традициями, распространенными и русской народной культуре. Издание богато иллюстрировано лубочными картинками, уникальными архивными фотографиями из этнографических экспедиций и репродукциями картин известных художников.
***
Чтобы леший не украл детей, идущих в лес, мать должна сама их проводить, благословить их, положить на пень кусок хлеба, завернутый в тряпочку, и сказать: «Царь лесной, царица лесовица, прими ты наш подарок и низкий поклон и прими ты моих малых ребят и отпусти их домой…»
Лешие, как и змеи, уходят на зиму в «иной» мир, проваливаясь под землю в день св. Ерофея (4/17/10). В этот день они перестают бродить по лесу и напоследок рвут деревья, роют землю, загоняют зверей по норам. Поэтому в этот день старались не заходить в лес. Тот, кто рискнет это сделать, потеряет разум. Вновь появляются лешие только весной, когда начинает таять снег и размыкается земля.
ВОДЯНОЙ
И.Я. Билибин. Водяной. 1934 г.
Недалеко от села, за рощей, в окаймлении старых берез лежит лесное озеро с большими и глубокими заводями. Вода в озере темная от залежей торфа на дне, но очень чистая от питающих озеро родников. По берегам озеро заросло камышами и осокой. В заводях среди широких листьев покачиваются на упругих стеблях огромные белые кувшинки. Они служат отличными аэродромами для перламутровых стрекоз, взмывающих в небо. Старики утверждают, что озеро такое глубокое, что у него вообще нет дна. Старики, конечно, преувеличивают. Наиболее смелым из лучших сельских пловцов удалось донырнуть до дна и благополучно вынырнуть обратно. Они рассказывают, что на дне озера лежат кряжистые стволы деревьев, когда-то рухнувших в воду, бьют холодные ключи и еще есть два-три очень опасных омута. Туда лучше не подплывать — если затянет в омут, выбраться не сможет даже опытный пловец.
На всю округу озеро славится рыбой. В мелкой прибрежной воде, хорошо прогретой солнцем, суетятся стайки мальков. Сверкнет чешуя небольшого подлещика. Но серьезная рыба держится на глубине, ближе к середине озера. Хищные щуки и сомы днем таятся в заводях под камышами — оттуда легче атаковать зазевавшуюся плотву. Ближе к вечеру над озером раздаются тяжелые удары хвостом по воде — играет на закате крупная рыба.
Много рыбы в озере, только поймать ее удается не каждому. Рыбаки из окрестных сел убеждены, что все дело в капризном характере местного водяного — единого и нераздельного хозяина здешних вод. Возвращаясь в очередной раз без улова, рыбаки дружно ругают его норов. Ругать-то ругают, только тихо, вполголоса, с опаской оглядываясь по сторонам. Чтобы сам водяной ненароком не услышал. Тогда на озере лучше не появляться — обиженный водяной такое устроит, что мало не покажется. Ладно, если просто ничего не поймаешь, так ведь и сам запросто можешь сгинуть в одном из омутов. Всем известно, что водяной любит затягивать туда людей. Не терпит водяной хозяин непочтительного к себе отношения и страшно гневается, если к его высокому статусу люди относятся без должного уважения.
Вот и не далее как вчера вышли рыбаки на лодке на середину озера, закинули сеть. Пришло время вытягивать сеть, проверять улов. Тянут, тянут сеть и радуются — тяжелая, много рыбы попалось. Будет сегодня на столе уха из свежей рыбки! Вот верхний край сети показывается в воде. Блестит чешуя крупных лещей и сазанов. Улов на славу! Рыбаки дружно налегают на сеть — еще два-три рывка, и рыба окажется в лодке. Но что это?! Вдруг какая-то неясная тень показывается в глубине под лодкой, словно гигантская щука. Откуда она тут взялась? «Щука» подныривает под сеть и острым верхним плавником, как ножом, распарывает ее. Рыбаки рывком подтягивают сеть к лодке и не верят своим глазам. Разорванная сеть пуста! Рыба ушла, а вместо нее в ячейках запутались пучки водорослей и тины. Вдруг за спинами рыбаков где-то у камышей раздается всплеск огромного хвоста, и над водой слышится хлопанье в ладоши и издевательский хохот. Рыбаки уныло опускаются на дно лодки. Они все уже поняли. Это водяной в который раз выкинул свой излюбленный номер. Прикинулся большущей щукой, порвал сеть и выпустил рыбу. Не видать им сегодня ухи. Домой придется возвращаться с пустыми руками, а потом еще весь вечер чинить порванную сеть.
Бредут домой раздосадованные рыбаки, почесывают в затылках и рассуждают о коварстве водяного. Только не всем водяной устраивает такие каверзы. Есть у них в селе дедушка Игнат, старый рыбак. Говорят, что в молодости он ходил на большом баркасе в Белом море с опытными моряками-поморами. Тяжелая и опасная это работа — на суровом Белом море рыбу ловить. А если на море шторм, как вернуться на берег живым и невредимым да и улов не растерять? Все зависит от рыбацкого опыта, сноровки в управлении баркасом, от знания течений и ветров, а еще — от умения рыбаков умилостивить грозного водяного хозяина. А он в Белом море пострашнее будет, чем в местном озере. Если благосклонен хозяин моря к рыбакам, лучшей рыбы нагонит в сети, из любого шторма невредимыми выведет. И баркас не разобьется о камни, и парус не порвется от порывов ветра, и мачта не сломается. Всю эту морскую науку прошел дедушка Игнат. В селе поговаривают, что он знает, как поладить с водяным. Не было еще случая, чтобы он возвратился с озера без рыбы. И рыба у него всегда отборная, не мелюзга какая-нибудь. Знает, знает тайные слова дедушка Игнат.
Весной, первого апреля, в день святой Марии Египетской (1/14.04), когда на озере начинает таять и ломаться лед, водяной пробуждается от зимней спячки. Всю зиму он спит на дне, в самом глубоком омуте под корягой, среди тины. Но как только под лучами солнца озеро освобождается ото льда, водяной просыпается, злой и голодный. Спросонья он крушит все вокруг себя — ломает льдины, устраивает заторы, распугивает рыбу. Вот тогда дедушка Игнат приходит на берег, да не с пустыми руками. Приносит он водяному подарки: пригоршню табаку, мешочек муки, кусок сала или еще что-нибудь из съестного — и просит водяного: «Храни, паси нашу семью».
Раньше, еще в XIX веке, в этот день рыбаки приносили водяному большую жертву. За несколько дней до первого апреля рыболовы покупали, не торгуясь, самую негодную лошадь и откармливали ее. В день жертвоприношения лошадь намазывали медом, украшали ей гриву красными лентами и топили посредине реки. При этом старший рыболов выливал в реку масло и говорил: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье, люби и жалуй нашу семью». Второй раз жертву водяному приносили осенью — в день св. Никиты (15/28.09). Тогда в реку бросали мертвого гуся в благодарность водяному за то, что все лето он надзирал за гусями. Первую пойманную рыбу рыбаки отпускали обратно — в жертву водяному. В воду бросали лапти с портянками и кричали: «На, тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!» Некоторые рыбаки отдавали водяному часть своей еды и даже, когда пили чай, отливали часть в воду. Там, где водяного ублажали, он стерег в водоемах рыбу и даже переманивал ее из других рек.
Дедушка Игнат в озеро ни лошадей, ни гусей, конечно, не бросает. Но и его дары водяному приятны. Ведь важны не столько подарки, сколько уважение. А водяной умеет ценить уважительное отношение и платит за него добром. Вот почему у дедушки Игната всегда такой богатый улов.
Водяной, он, верно, зеленый весь. Ну, так всегда в воде, так как же! С бородой. Говорят, как человек, только зеленый весь. Он тоже плохой, но и хороший бывает. Вот апрель, так надо ему подарки нести, бросать в реку, чтобы не трогал никого этим летом. Может, тогда и не утащит. <…> Четырнадцатого апреля носили подарки водяному. Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью» (Новгородская обл., Черепанова 1996, 55).
Водяной есть в каждом водоеме — в реке, озере, пруду. Водяной владеет всем, что есть в воде и на воде, поэтому его еще обычно называют водяной хозяин или дедушка водяной. Он охраняет водоплавающих птиц и рыбу и переманивает ее из других водоемов. Рыба считается его скотом, особенно сом, налим и угорь. Они в некоторых местах называются «рыбой водяного» и не употребляются в пищу. Иногда в категорию «любимцев водяного» попадают и раки. Кроме рыбы, у водяного в подводном царстве имеется свой скот — стада коров и лошадей, которых он лунными ночами выгоняет на прибрежные заливные луга. Коровы водяного всегда черные, без единого белого пятнышка, но очень молочные.
***
Водяной по ночам выгонял своих коров из реки на прибрежный луг. Один человек заметил, что по ночам у реки пасется стадо черных коров, а придет утром — никого нет. Мужик стал наблюдать за этими коровами и, наконец, понял, что это коровы водяного и что тот сам выходит на берег их пасти. Однажды под утро, когда водяной загонял стадо назад в воду, мужик изловчился и отбил одну корову. Эта корова оказалась очень молочной, а в хозяйстве мужика с тех пор никогда не переводился скот (Архангельская обл., Харитонов 1848, 144).
***
О том, как выглядит водяной, ходят разные слухи. Одни говорят, что он похож на старого плешивого деда с длинной седой бородой и большим брюхом. Якобы он голый и облеплен грязью, тиной и речными водорослями. Еще он похож на на утопленника — появлялся как худой посиневший старик, облепленный водорослями. Впрочем, другие считают, что водяной одет, как люди, и щеголяет в красной рубахе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская народная мифология"
Книги похожие на "Русская народная мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Левкиевская - Русская народная мифология"
Отзывы читателей о книге "Русская народная мифология", комментарии и мнения людей о произведении.