» » » » Елена Левкиевская - Русская народная мифология


Авторские права

Елена Левкиевская - Русская народная мифология

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Левкиевская - Русская народная мифология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Ломоносовская библиотека, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Левкиевская - Русская народная мифология
Рейтинг:
Название:
Русская народная мифология
Издательство:
Ломоносовская библиотека
Год:
2009
ISBN:
978-5-94282-551-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народная мифология"

Описание и краткое содержание "Русская народная мифология" читать бесплатно онлайн.



Книга о русских мифологических существах написана в яркой и увлекательной манере специально для детей среднего школьного возраста. Она знакомит с преданиями, обычаями и традициями, распространенными и русской народной культуре. Издание богато иллюстрировано лубочными картинками, уникальными архивными фотографиями из этнографических экспедиций и репродукциями картин известных художников.






Леший охраняет и пасет стада лесных зверей. Он начальник над всеми волками. Часто его называют волчьим пастырем, потому что он пасет волков, как овец. Он перегоняет с места на место табуны зайцев, волков, белок, а также полевых мышей и крыс. Леший очень хозяйственный и мастеровитый. Если забраться в лесную чащу, можно увидеть, как сидящий на поваленном дереве или пеньке леший плетет лапти, вырезает деревянную утварь или занимается другими хозяйственными делами.

Но и лешему ничто человеческое не чуждо. В жаркий летний денек он любит отдохнуть на корягах, вывернутых с корнем деревьях, в лесных охотничьих избушках. А еще лешие из разных лесов любят играть в карты друг с другом. Иногда озадаченные жители села видят, как из их леса в соседний направляется большое количество лесных зверей, бегущих в одном направлении. Знающие люди объясняют, что леший этого леса проиграл в карты соседнему лешему стадо зайцев или белок и теперь гонит их своему соседу.

Трудно объяснить, какой из себя леший. Его облик бесконечно переменчив. Леший может предстать перед человеком в любом обличье, в каком ему заблагорассудится. Захочет — покажется как обычный человек, путник, бредущий по лесной дороге. Захочет — примет вид любого зверя, какой только обитает в его владениях. Может даже прикинуться кустом, старым пнем пли грибом. Ему все под силу.

***

Я пошел утром в лес, да устал и на сопку лег. Лежу я, и словно в сон меня кидает. Вдруг кто-то меня за руку схватил. Я гляжу — а он стоит, шапку с меня снял, а руки у него как вода студеная, борода — как мох, большущая, белая, а нутро у него так и гудит, словно ветер, а он меня манит. Я крест ему показал и сказал: «Хожу по лесам, по кустам, по мхам, по болотам… куда ни хожу, никогда не блужу… а тебе, лесной хозяин, покорность отдал, от меня, раба, отшатнись, в березу обернись». Два раза сказал, он пропал, гул пошел по лесу, а вижу — гриб стоит и трепыхается, а он в гриб обернулся. А он и в лист обернется — ему все равно (Смоленская обл., Шейн II, 521–522).

***

При встрече с человеком леший часто прикидывается обычным мужиком или стариком с белой бородой. Одет он в привычную крестьянскую одежду согласно моде своего времени. В XIX веке леший носил кафтан, армяк, лапти, сапоги, колпак, шайку из разных лоскутьев. В XX веке леший завел себе пиджак, плащ, шляпу, кепку и ботинки и продолжает носить их до сих пор. Но как бы ни одевался леший — в кафтан или в пиджак, в лапти или в ботинки, некоторые детали одежды выдают его потустороннюю природу. И главный знак его связи с «иным» миром — пристрастие ко всему левому. Одежда у него запахнута на левую сторону (а во всей мужской одежде — на правую). Помните, у «Ивана Ми-трофановича», который водил несчастных женщин по буеракам, пиджак тоже был запахнут на левую сторону. Левый лапоть у лешего надет на правую ногу, а правый на левую, а когда он садится, всегда закидывает левую ногу на правую. Правый глаз у него неподвижен и больше левого. Некоторые говорят, что у лешего нет правого уха — только левое. Даже волосы у него зачесаны налево. Откуда же такое пристрастие ко всему левому?

М.В. Якунчикова. Страх. 1839–1895 гг.

В «ином» мире все перевернуто по сравнению с нашим, земным. Для человека и его мира главная сторона — правая. Правой рукой мы пишем, держим ложку, крестимся. С правой стороной связаны и нравственные понятия: правый значит «правильный, праведный». Во время войны говорили: «Наше дело правое» (а не: «Наше дело левое»). Левая сторона характеризует «иной» мир. С левой стороной связаны представления о неправильности, незаконности. Незаконно продаваемый товар называют «левым». «Левым» шоферы называют неоформленный рейс. Левизна определяет сущность и мифологических персонажей. Например, на Русском Севере в подарок домовому, которого там называют батамушкой, принято вязать рукавички. Обе рукавички вяжут на левую руку. Может быть, у батамушки обе руки левые?

Есть еще два верных способа отличить лешего от обычного человека: он, как и все демоны, не отбрасывает тени. И он никогда не бывает подпоясан. Ведь пояс, как и крест, в русской традиции — признак крещеного, «нормального» человека. Раньше даже считалось неприличным без пояса выходить на улицу. Пояс снимали только тогда, когда вступали в контакт с потусторонним миром. Девушки снимали пояс и распускали волосы, когда гадали. Ведьмы снимали пояс, когда колдовали.


С.Т. Коненков. Лесовик (леший).

Снятый пояс означал освобождение человека от норм земного мира. Недаром о плохо ведущем себя человеке говорят, что он «распоясался».

Одни люди считают, что у лешего нет бровей и ресниц, а глаза никогда не смыкаются. Другие, которые сами видели лешего, утверждают, что брови у него есть, но не над глазами, как у людей, а под глазами.

***

Лешего называли «диконький». Словом «леший» только ругались. Мужик из деревни сидел в овине у ямы, сторожил зерно. Увидел, что человек слезает в овин. Он показался близким соседом ему. Тот человек сел у костра руки греть, разговаривать стал. Вдруг мужик глянул на него, а у того брови не сверху, а внизу под глазами. Хозяин закрестился, а тот заорал: «А, узнал!» И исчез. Это был диконький (Нижегородская обл., Корепова 2007, 73).

***

Леший легко меняет свой рост — и это тоже один из его излюбленных приемов. Встречает он идущего по лесу прохожего в облике человека самого обычного роста. И прохожий простодушно радуется своему попутчику. Но вдруг «попутчик» вырастает вровень с верхушками самых высоких деревьев, легко перешагивая низкорослый кустарник. Потрясенный прохожий бросается со всех ног бежать, а над вершинами вслед ему несется дикий хохот. Но если надо, леший может стать ниже травы и спрятаться под грибом.

***

Тятя как-то ехал в Ковернино. К нему выходил леший. Высокий, в красной рубахе, выше сосен. Стоит и не пропускает. А тятя коня хлестнул три раза с молитвой. И леший захохотал, побежал, только лес зашумел. Моя крестная шла из Капустина до Орлова. Оглянулась, видит — мужик огромный стоит, в красном кушаке и громко ржет. Она побежала, а потом посмотрела назад, а он по соснам шагает (Нижегородская обл., Корепова 2007, 73).

***

Появление лешего часто сопровождается бурей, вихрем, резким ветром, шумом деревьев.

***

Когда леший из лесу выходит, так у тебя все волосы на голове задрожат. Чем он покажется? Бывает, покажется в красной рубахе с кушаком — мужчиной, а бывает, покажется вот такой собакой. А бывает так, что не покажется. Ветер хлещет, а где — Бог его знает. А как ветер, вихорь, так это уж самый леший. Вот здесь позапрошлый год такой был ураган, крыши сняло, а град с маленькое яичко был. А где он шел, этот вихрь-то, да столько лесу навалило. Все сосны вповалочку, леший-то выворотил (Архангельская обл., АА).

***

На лесной дороге легко можно встретиться с незнакомым прохожим. Кто это — человек или нечистая сила? Чтобы понять, с кем имеешь дело, нужно посмотреть на него через правое ухо лошади — тогда демонические черты лешего будут очевидны. Некоторые полагают, что при встрече с человеком, у которого в семье есть мужчины, леший принимает вид мужчины. Если в семье одни женщины, леший предстает в виде женщины или старушки. Любимый трюк лешего — показываться людям в виде знакомого или родственника, иногда даже умершего. Так легче заманить человека за собой, сбить его с дороги.

***

Дядя пошел в Вякшенер за грибами. Идет около леса. И вдруг ему человек вышел из леса — он выглядел как Павел, брат дяди, умерший недавно. Сначала дядя этого не заметил — он показался ему человеком незнакомым. Пошли они вместе. Дядя пытается заговорить, а тот все молчит. Идут, идут, давно бы уже нужно к Вякшенеру подойти, а домов не видно. Глянул дядя на спутника, а тот выглядит как Павел. Дядя испугался: «Господи, что такое?» — и перекрестился. Павел исчез. А дядя глядит: он около какой-то деревни недалеко. Пришел, спросил. Оказывается, он на 10 км в сторону от Вякшенера ушел — это его диконкой завел (Нижегородская обл., Корепова 2007, 76).

***

Для того чтобы сбить человека с дороги, у лешего были и другие приемы. Раньше, когда люди ездили на лошадях, он принимал вид ямщика и предлагал подвезти прохожего, идущего по лесной дороге. В результате человек оказывался или за много верст от дома, или где-нибудь на краю лесного оврага в непроходимых зарослях.

От подобных проделок лешего страдают не только наши современники. Лешему даже святых удавалось сбить с толку. Жалобы на лесного хозяина, заставляющего блуждать в лесу почтенных иноков, встречаются в севернорусских житиях святых еще в ХV-ХVII вв. Естественно, в житиях святых леший называется не лешим, а дьяволом. Ведь христианская церковь не соглашается с народным делением нечистой силы на разные виды — леших, водяных, домовых, считая всех их бесами и дьяволами. Тем не менее каверзы лешего легко угадываются в житии Евфросина Псковского, жившего в XV в.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народная мифология"

Книги похожие на "Русская народная мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Левкиевская

Елена Левкиевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Левкиевская - Русская народная мифология"

Отзывы читателей о книге "Русская народная мифология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.