» » » » Елена Левкиевская - Русская народная мифология


Авторские права

Елена Левкиевская - Русская народная мифология

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Левкиевская - Русская народная мифология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Ломоносовская библиотека, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Левкиевская - Русская народная мифология
Рейтинг:
Название:
Русская народная мифология
Издательство:
Ломоносовская библиотека
Год:
2009
ISBN:
978-5-94282-551-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народная мифология"

Описание и краткое содержание "Русская народная мифология" читать бесплатно онлайн.



Книга о русских мифологических существах написана в яркой и увлекательной манере специально для детей среднего школьного возраста. Она знакомит с преданиями, обычаями и традициями, распространенными и русской народной культуре. Издание богато иллюстрировано лубочными картинками, уникальными архивными фотографиями из этнографических экспедиций и репродукциями картин известных художников.






***

О том, как выглядит водяной, ходят разные слухи. Одни говорят, что он похож на старого плешивого деда с длинной седой бородой и большим брюхом. Якобы он голый и облеплен грязью, тиной и речными водорослями. Еще он похож на на утопленника — появлялся как худой посиневший старик, облепленный водорослями. Впрочем, другие считают, что водяной одет, как люди, и щеголяет в красной рубахе.

***

Водяной, он всегда в воде, а как же! С бородой, да. Говорят, как человек, только зеленый весь. У него борода как трава растет, тина та самая. Вот из этой тины борода-то длинная. Волосы большие, тоже из этой тины. Тело такое переливается, как рыбья чешуя, но это не чешуя. Ноги в воде, он опустил ноги… Моя бабка по речке ходила. Не ночью, а часов около одиннадцати. Теленка искала. Ну и ног-то не видно, а руки — как у лягушки — четыре пальца. В воде сидит… А он шевелится все. Она не поняла сначала, а потом отошла от речки-то и потом уж вспомнила, что это водяной, надо убегать, а то он утянет в воду или еще что сделает (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987,49–50).

***

Многие, кто его видел, замечали у него звериные или рыбьи черты — рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожу, как у налима. Впрочем, как и большая часть нечистой силы, водяной может оборачиваться кем и чем угодно — женщиной, ребенком, утопленником, господином с тросточкой, непонятным лохматым чудищем.

***

Мне было восемь или девять лет. Я помню, это было в Ильин день. <…> Мы, ребятишки, на берегу были. <…> И вот мы смотрим: на той стороне реки Нерчи, за Тарским Камнем, появился из воды кто-то — косматый, черный — и давай из воды выскакивать. Унырнет — снова вынырнет, унырнет, снова выскочит. Сам волосатый, волосья длинные, черные. Руками хлопает по воде и выскакивает. А там же, за Нерчой, скалы одни. Кто же там мог быть?! Человек никак не мог (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987,50).

***

Если водяной захочет, он может стать невидимым или появиться в облике рыбы, животного или птицы. Из рыб водяной предпочитает оборачиваться в сома, щуку. Из птиц — в утку, гуся или петуха. Может принять облик домашних животных — барана, свиньи, черной собаки, коровы.

***

Водяной по-всякому бывает. Высунет голову на сушу и положит. Цветом бывает синий или, как налим, цветной, это летом около Петрова дня, когда жаркие лучи. У него есть два уса только. Он похож на рыбу с хвостом. Снизу у него два крыла (Русское население Эстонии, Черепанова 1996, 54).

***

Любимые места водяного — омуты, водовороты, старые пустые водяные мельницы, места под мельницами и шлюзами. Показывается он в лунные ночи на берегу — на камнях, мельничных колесах, на мосту. Очень он любит высовываться по пояс из воды, шлепать руками по воде, хлопать в ладоши, хохотать, ржать, как лошадь. Особенно он опасен в полдень, в полночь, после захода солнца, а также во время или накануне больших праздников: в ночь на Ивана Купал у, в Троицкую субботу, в период цветения ржи (когда души мертвых находятся на земле), в Ильин день. В эти дни, а также перед грозой запрещалось купаться, чтобы водяной не утопил человека.

Над водяными царствует водяной царь — старик с палицей, который может подниматься к небу в черной туче, создавать новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян царь. О семейной жизни водяного существуют противоречивые сведения. Одни уверяют, что он холост и вступает в любовную связь с русалками. По другим сведениям, у водяного есть семья и дети, а его жена водяниха или водяница происходит из утопленниц или проклятых девушек. Дети водяного — водянёнки — забавляются тем, что обрывают сети у рыбаков. Если поймать ребенка водяного и вытащить на берег, отец даст за него богатый выкуп рыбой.

Водяные играют свадьбы во время весенних разливов рек, половодий и наводнений. Они специально устраивают наводнения для того, чтобы новобрачные переехали на местожительство в новый водоем. Из-за своих семейных проблем водяные не то что наводнения устраивают, могут запросто изменить рельеф местности. Вот раньше в Карелии два соседних озера — Кенозеро и Водлозеро — были соединены протокой. А теперь они не сообщаются друг с другом, а вместо протоки возвышается гряда камней. И все, спрашивается, из-за чего? Из-за неудачного сватовства кенозерского водяного к дочери водяного из Водлозера.

Вся эта история возникла из-за того, что в Водлозере издавна живут два водяных. Вообще-то так не положено: на один водоем не должно быть больше одного водяного. Но то ли Водлозеро слишком велико и одному водяному здесь никак не управиться, то ли еще по какой причине, только в нем обитают два водяных. Именуются они по названиям церковных приходов. Ильинский водяной живет со стороны Ильинской церкви. Пречистенский водяной — со стороны Пречистенской церкви.

***

У водяного Ильинского была дочь. За нее сватались водяной Пречистенский и водяной — владелец Кенозера, которое в ту отдаленную эпоху было соединено с Водлозером. Как Пречистенский, так и Кенозерский водяные часто навещали Ильинского. Кенозерский водяной первый посватался, и ему отказали. Посватался затем Пречистенский водяной, и старик Ильинский отдал за него свою дочь. Кенозерский рассердился, ушел к себе в озеро и, чтобы никогда не ходить больше в Водлозеро, засыпал большими каменьями дорогу. С тех пор Кенозеро не сообщается больше с Водлозером. Отправляя свою дочь к зятю, к Пречистенскому погосту, Ильинский водяной дал ей в приданое много золота и драгоценностей и, наконец, целый остров из своих владений послал вместе с дочерью в ее новое жилище. Этот остров лежал прежде недалеко от реки Илексы и, ведомый петухом, прибыл к деревне Большой Кул-Наволок, недалеко от которой он остановился. Вещий петух затем улетел, а остров стоит до сих пор и прозван в память того, что его привез петух, Петуньим островом (Олонецкая губ., Харузин 1894, 321–322).

***

Наводнения возникают и из-за других проделок водяного. Водяные из разных озер и рек любят играть в карты на рыбу, которая водится в их владениях. Если водяной из одного озера или реки проиграл в карты рыбу другому водяному, то он устраивает наводнение, чтобы перегнать свой проигрыш в другой водоем.

Иногда водяные ссорятся между собой из-за «сфер влияния». Известны случаи, когда водяной обращался за помощью к священнику, чтобы устранить своего «конкурента».

***

Приходит водяной к попу и просит одной вещи, а какой — выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: «Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится — приходи. Я буду твоим вечным слугой» (Максимов 1,88).

***

Водяной — злобный и враждебный людям демон. Из всех духов-«хозяев» он ближе всех стоит к черту и часто смешивается с ним в народных рассказах. Основная задача водяного — топить людей. Он затягивает и заманивает в воду неумелых и беспечных пловцов, переворачивает лодки, сажает их на мель и разбивает о камни. О его злобе и коварстве люди рассказывают с давних пор, аж с середины XVII века. Даже в «Житии Иова Ущельского» записан один такой случай.

Чудо морское. Русский рисованный лубок. XVIII в.

***

Ехали через Мезень-реку в лодке. <…> Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою, и переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный, и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали… (Гальковский 1916, 11).

***

Когда человек заходит в воду, он должен «попроситься» у водяного: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня». Даже воду из реки ночью набирать нельзя, чтобы не разгневать водяного. Если же это приходится делать, нужно сказать: «Хозяин и хозяюшка, разрешите мне водички взять». Тех, кто ныряет, не попросившись у водяного, тот хватает за ноги и утягивает на дно водоема.

***

Водяной людей топит. Говорят, тут недавно в Каргополе двадцать лет парню было. Выехал он с девочкой на Онегу, на реку покататься в лодке, да задумал из лодки прыгнуть искупаться. Она в лодке осталась, а он прыгнул, даже и руки не показал. Он там, наверно, водяному понравился. Не благословясь и не перекрестясь, так бухаются в воду, ни о чем не думают. А девочка осталась сидеть, а его неделю искали (Архангельская обл., Левкиевская 2001,439).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народная мифология"

Книги похожие на "Русская народная мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Левкиевская

Елена Левкиевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Левкиевская - Русская народная мифология"

Отзывы читателей о книге "Русская народная мифология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.