Елена Левкиевская - Русская народная мифология

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская народная мифология"
Описание и краткое содержание "Русская народная мифология" читать бесплатно онлайн.
Книга о русских мифологических существах написана в яркой и увлекательной манере специально для детей среднего школьного возраста. Она знакомит с преданиями, обычаями и традициями, распространенными и русской народной культуре. Издание богато иллюстрировано лубочными картинками, уникальными архивными фотографиями из этнографических экспедиций и репродукциями картин известных художников.
***
Водяной людей топит. Говорят, тут недавно в Каргополе двадцать лет парню было. Выехал он с девочкой на Онегу, на реку покататься в лодке, да задумал из лодки прыгнуть искупаться. Она в лодке осталась, а он прыгнул, даже и руки не показал. Он там, наверно, водяному понравился. Не благословясь и не перекрестясь, так бухаются в воду, ни о чем не думают. А девочка осталась сидеть, а его неделю искали (Архангельская обл., Левкиевская 2001,439).
***
Утопленники — добыча водяного, которую у него никто не может отобрать. Об утопленнике говорят, что «у него на плечах водяной сидит». Водяной часто сидит на утопающем в виде гуся, петуха или барана, не давая ему спастись и не позволяя спасателям поднять его на поверхность. Если человеку удается выплыть, о нем говорят, что он спасся потому, что «водяного не было дома». Если человек утонул, его тело можно отыскать с помощью водяного. Для этого нужно знать особые слова — просто так он помогать не будет.
***
Водяной — так это водяная сила. У нас тут тоже потонул мужик, а жена поехала тело разыскивать. Там, в Данилове, живет Ольга Васильевна Якимова, у нее мужик потонул, она и поехала вместе со свекром. Вот та баба, которая умела вызывать лешего, вот она и водяного вызывала. Вызывала водяного, и она этой Ольге Васильевне написала записочку — так и так, чтобы тело найти. Вот они в лодку сели и поехали. Как только выехали, она эти слова, что ей написали, три раза прочитала, и вот щука такая большиханская нырнула под лодку, и надо было им за этой щукой плыть, она бы их привела к утопленнику. Они испугались и вернулись. Да нет, тут уж не щука была. Она вызвала водяного, это водяной щукой показался. Да уж в леща или в налима он не превратится, а щука — рыба хищная. В щуку может превратиться нечистая сила (Архангельская обл., Левкиевская 2001,439).
***
Если водяной уж слишком свирепствует и в каком-нибудь водоеме все время тонут люди, то и на водяного можно найти управу и выгнать его в какой-нибудь другой водоем. Жители одного карельского села однажды так и поступили, когда местный водяной не стал давать им житья.
***
В одном из озер жил водяной, и поскольку он слишком часто топил людей, перестали окрестные жители из этого озера воду брать, а стали думать, как бы от этого водяного избавиться. Нашелся один мудрый отшельник, который подал добрый совет: «Надо иконы на берегу поднять, Николе-угоднику помолиться, водосвятный молебен заказать и побрызгать озеро святой водой». Послушались мужички и отслужили молебен всем селом. Поднялся буйный ветер, всколыхнулось озеро, помутилась вода, и все поняли, что водяной собрался уходить. Думал, думал водяной, хлопал руками по голым бедрам — все это слышали — и наконец решил пуститься в соседнюю реку Шокшу. Он плывет, а за ним из озера целый поток устремился и превратился в приток реки Шокши. Плывет себе водяной тихо и молча, и вдруг услыхали все его окрик: «Зыбку забыл, зыбку забыл!» И в самом деле увидели все в углу озера небольшой продолговатый островок. Пробираясь к реке Шокше, водяной схватил этот островок, тащил его за собой пять верст и бросил лишь на середине реки, а сам ринулся дальше и, по рассказам, ушел в Онежское озеро. Тот островок и сейчас не смыт, а приток, проведенный водяным, называют Крестным (Олонецкая губ., Барсов 1874, 90).
***
Водяной может заморочить человека и хитростью заманить его в реку. Например, притвориться взывающим к помощи тонущим человеком или плачущим ребенком. Но часто водяной ведет себя таким образом, чтобы просто поглумиться над людьми. Обернется уткой, припадающей на одну лапу, или гусем, у которого подбито крыло. А еще — крупной рыбой, которая держится возле самого берега и которую, кажется, очень легко поймать. Наивный человек увидит такую «утку» и начинает ее ловить. А она вог-вот попадет ему в руки. И невдомек ему, что это водяной над ним тешится. Или пытается поймать рыбу, которая плавает возле берега, — ее-то голыми руками можно схватить. Но всякий раз непонятным образом такая «утка» или «рыба» выскальзывает из сетей. Потратив изрядное время, измученный человек начинает понимать, что дело туг нечисто.
***
Один человек на Благовещенье пошел на озеро. На Благовещенье щука играет, нерестится. Он говорит: «Пойду, поймаю пару рыб и пойду в церковь». И появилась такая щука. И она его водила все время, пока люди из церкви не вышли. И он только ее хочет поймать, а она уходит. И вот она его водила, водила и доводила почти до обедни. Всю обедню проводила. И, наконец, тогда он плюнул, а она засмеялась в воде (Максимов I, 89).
***
В другой быличке водяной глумится над человеком, обернувшись уткой.
***
По озеру плавала утка. Один человек проезжал мимо с сетью, увидел: «Дай, — думает, — поймаю эту утку». Забросил сеть. Сетка в воде, чувствует — утка попалась. А вытянет из воды — нет ничего. Посмотрел — а вода вокруг него как ключом кипит. Думает — дело нехорошее, да и выехал с этого места (Максимов I, 90).
***
Все, кто работает на воде: плотогоны, речники, хозяева водяных мельниц — почитают и боятся водяного. Проплывая над тем местом, где, по их мнению, находится жилище водяного, они снимают шапки. Раньше говаривали, что рыбак может заключить договор с водяным, по которому тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. По условию договора человек должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Рыбак, заключивший договор с водяным, рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.
Мельники должны быть всегда в хороших отношениях с водяным. От этого зависит работа водяной мельницы. Если мельник чем-нибудь обидел водяного, тот мстит за обиду: открывает шлюзы, вертит понапрасну колеса мельницы, портит жернова, разрушает мельницу, плотину или запруду. Если мельник живет в дружбе с водяным, тот ему помогает. Водяной сам пускает воду на мельничные колеса во время засухи и даже может отремонтировать мельницу.
За это мельник не скупится на хорошее угощение водяному. Кидает в омут хлеб и льет водку, а осенью опускает под колеса мельницы кусок сала, чтобы водяной не слизывал смазку с мельничных колес. Ходили рассказы о том, что раньше мельники старались утопить подгулявшего прохожего в качестве жертвы водяному, чтобы тот не разрушал мельницу и плотину. При постройке новой плотины в ее основание замуровывали лошадиный череп, чтобы водяной не разрушил ее. При сооружении новой мельницы водяному приносят дар, иначе водяной сам себе выберет жертву. Недаром говорит пословица: «С каждой новой мельницы водяной свою подать возьмет».
В особых отношениях с водяным состоят и пасечники, которые считают водяного покровителем пчел. Раньше пасечники выставляли ульи с пчелами на прибрежные луга. Недовольный водяной мог легко их затопить или наслать на пчел сырость и этим погубить их. Поэтому при выемке нового меда пасечники кормили водяного медом и дарили воском понемногу от каждого улья. Это совершалось ночью накануне Медового Спаса (1/14.08), когда начинали вынимать соты с новым медом. В этот же день первый рой пчел и первые соты топили в ближайшем пруду в дар водяному.
БОЛОТНИК
Болото — место опасное и мрачное. Обычно люди обходят его стороной. Звери и птицы тоже его сторонятся. И что там делать? Чахлые, кривые березки окружают болото. Грибов там не найдешь. Разве что в начале осени, когда поспевает клюква, болото привлекает людей. Но и тогда передвигаться здесь надо осторожно. Под ногами — топь и вязкая трясина, которая того и гляди засосет неосторожного. Прыгаешь с кочки на кочку, соскользнет нога и провалишься по пояс в грязную жижу. Хорошо, если ты не один и есть кому подать руку.
Только нечистая сила радуется болоту. Это ее исконное место жительства. И пословицы об этом говорят: «Было бы болото, а черти найдутся». «Сидит, как черт в болоте». «Бегает, как черт по болоту». «Не ходи при болоте — черт уши обколотит». А в заговорах нечистую силу и болезни отправляют «на леса, на болота» или «на мхи, на болота».
Такому неприятному месту и хозяин под стать — такой же противный, скользкий и грязный, как само болото. Зовут его болотный, болотник или болотяник, а еще: болотный дедко, шут болотный. Об этом угрюмом и неподвижном существе, сидящем на дне болота, мало что известно — с ним стараются без нужды не сталкиваться. Те, кто его изредка видел, утверждают, что этот безглазый толстяк неотличим от своего болота. Он покрыт слоем грязи, а сверху на него налипли водоросли, улитки и рыбья чешуя. Другие же говорят, что болотник имеет вид человека, поросшего серой шерстью, с длинными руками и закрученным хвостом. В отличие от других представителей нечистой силы, болотник не имеет возможности менять свой облик.
Основная цель болотника — заманить человека или животное в трясину и погубить его гам. Он получает доступ к человеку, который по ночам играет на сопелке — это такая пастушеская дудочка. Но поскольку сейчас мало кто играет на пастушеской дудочке, тем более по ночам, то и добычи у болотника почти нет. Болотник приманивает свою жертву, крякая по-утиному, ревя по-коровьи. Он дико стонет или хохочет, чтобы привлечь внимание человека. Когда человек застревает в трясине, болотник хватает его за ноги и затягивает.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская народная мифология"
Книги похожие на "Русская народная мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Левкиевская - Русская народная мифология"
Отзывы читателей о книге "Русская народная мифология", комментарии и мнения людей о произведении.