» » » » Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование


Авторские права

Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Рейтинг:
Название:
Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ


Под редакцией

Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА


Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД






Необходимо поставить на службу антирелигиозной пропаганде кино и радио, но не дожидаться, когда это будет кем-то сделано, браться за дело самим немедля.

Возьмем вопрос о Вселенной. Не надо дожидаться, когда удастся повезти малограмотных в Москву смотреть планетарий. Надо рассказать, как представляли себе люди Землю раньше и как улучшение способов передвижения дало возможность обследовать Землю. Теперь мы видим, как каждый день подтверждаются наблюдения и утверждения ученых (рассказать о челюскинцах, о том, как люди овладевают воздухом, пространством; рассказать, какую роль сыграла в познании Вселенной математика и как математические вычисления подтверждаются фактами).

У нас часто забывают о минералогии и геологии — красноречивых доказательствах происхождения Земли. У нас в забросе преподавание анатомии и физиологии в школах взрослых. А между тем знакомство со строением и жизнью человеческого тела, со строением нервной системы, показ путем вскрытия животных, показ опытов имеют громадное значение.

В свое время церковь брала на себя, как это видно из библии, из практики старообрядцев, медицинские функции. Надо показать, что делает современная медицина, показать ее успехи. Прикладные науки особенно убеждают, если умело показывать их научную основу. Убеждает показ развития животного мира под влиянием меняющихся условий среды. Царская власть не запрещала прикладных наук, но не допускала в школах объяснения их основ. Недаром Дарвин и его учение были под запретом в школах при царизме. Недаром стараются затемнить часто основы наук и в буржуазных странах. В целях антирелигиозной пропаганды мы должны особенно заботливо освещать эти основы.

Чрезвычайно важно также освещать историю религий, показать, как религия служила господствующим классам, помогала держать в узде эксплуатируемые массы.

Антирелигиозную пропаганду нельзя откладывать на «потом»: сначала-де обучим грамоте, а потом уже займемся антирелигиозной пропагандой. Именно в школах неграмотных и малограмотных, учащиеся которых больше всего были опутаны всю жизнь поповскими россказнями, надо учебную работу связывать с антирелигиозной разъяснительной работой.

Надо каждое положение иллюстрировать наглядными примерами. Учащиеся будут чувствовать, как помогает школа росту их сознательности, и еще больше потянутся к знанию.

Дело это неотложное.

1937 г.

О ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ (ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СОВЕЩАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ СРЕДНИХ ШКОЛ ВЗРОСЛЫХ)

Я поступила в гимназию, когда мне было десять лет. Дело было в Петербурге, гимназия была мариинская[186], программа в ней была меньше, чем в женских министерских, казенщины больше. Я поступила в VI класс (классы в мариинских гимназиях считались шиворот-навыворот: старший класс назывался первым, младший — седьмым). Моя мать училась в институте; она много рассказывала про институтскую учебу и жизнь, и дома я слышала резкую критику институтской учебы и институтских порядков. Я была очень горда, что поступила учиться в гимназию, а не в институт.

Я поступила в гимназию на пару недель позже начала занятий. Первый урок географии мне показался интересным, учительница понравилась. В конце занятий учительница задала урок на дом, отметив место, до которого надо учить. Посмотрела даже, так ли я отметила. Отметка была сделана на 40-й странице. Ей не пришло в голову, что я не знаю, с какого места надо учить, а я вообразила, что задано выучить сорок страниц. Когда дома я принялась за приготовление урока, мать сказала: «Ты что-то напутала, не может быть, чтобы вам было задано выучить к одному уроку сорок страниц». Я ей ответила: «Ничего не напутала. Ведь это гимназия, а не институт какой-то». — «Ну, учи». Я принялась учить начиная с первой страницы. Названия, названия без. конца… Учу час, другой — ничего не запоминается, принялась реветь, пришлось лечь спать, не выучивши «урока». Всю ночь снились мне страницы учебника, испещренные какими-то бесчисленными мудреными, непонятными словами. Оказалось, заданы были четыре строчки на 40-й странице.

С тех пор я узнала, как трудно запоминать в географии названия, и потом, когда стала сама преподавать, обращала особое внимание на дозировку заучиваемых названий, на постоянное их повторение, давала ученикам выписывать в тетрадку заучиваемые названия, чтобы они моторно усваивались. Названия хорошо вывешивать в классе на таблицах.

Отец рассказывал, как, когда он учился в корпусе, у них названия городов каждой губернии для легкости укладывались в стихи. Сейчас я помню только такие стихи:

Шклов, Могилев,
Старый Быхов, Рогачев,
Чириков, Климович,
Чаусы, Гомель.

Потом я перешла в другую гимназию — министерскую. Учил нас там очень хороший преподаватель — А. О. Пуликовский. Он был генерал, старик, случалось, приходил в класс подвыпивши, был чудаковат, и мы, ребята, зная все его слабости, их всячески использовали. В его преподавании были две очень ценные вещи — черчение карт и уменье сделать географию интереснейшим предметом путем увязывания географии с вопросами естествознания, с одной стороны, и с вопросами политики — с другой.

Черчение карт вносило много четкости в преподавание; сначала чертили контуры, потом возвышенности, потом реки и озера, потом распределение природных богатств, потом расселение жителей, потом города… Все это связывалось одно с другим.

Но главное было — увязка географии со смежными науками. Это запрещалось делать в тогдашних учебниках, но Пуликовский это делал. Помню его урок, посвященный вопросу о происхождении Земли. Слушали мы его с захватывающим интересом. В конце урока одна ученица — Оболенская — спросила: «А как же, Александр Осипович, вы говорите о веках и тысячелетиях, а на уроках закона божия нас учат, что бог сотворил Землю в шесть дней?» Он ответил: «То, что для нас тысячелетие, для бога — дни». После урока к нему подошла классная дама и спросила: «Александр Осипович, может быть, запретить ученицам задавать Вам вопросы?» Он заволновался: «Нет, пусть спрашивают побольше, это важно». То, о чем с таким увлечением читали в книжках Жюля Верна, воскресало на уроках географии, осмысливалось — перекидывался мост между сказкой и действительностью.

Дома отец в это время задумал написать детскую книжку — «Передвижение людей». У нас поэтому дома были книжки Реклю и Гартвига, которые я старалась получше понять. С отцом мы мечтали, как, когда я кончу гимназию и буду зарабатывать, мы поедем с ним на озеро Лаго-Маджоре, где он вылечится (у отца была чахотка), а потом мы поедем в Америку посмотреть, как там живут…

Хочу сказать еще о наглядности при преподавании географии. В детстве как-то я была в Соляном городке[187]. В одной из аудиторий в это время читали рассказ «Зимовье на Студеной» и иллюстрировали его показом картин при помощи волшебного фонаря. Запомнилось на всю жизнь. Показ картин в географии имеет особое значение. Надо давать систематически подобранные иллюстрации в альбомах (не надо надолго вешать на стены класса картины тропической или полярной природы, это скоро приедается и мозолит глаза). Надо как можно больше пользоваться волшебным фонарем, кино. Именно география требует всесторонней иллюстрации. Я видела прекрасные географические картины в кино Парижа.

В 90-х гг. я преподавала географию в вечерне-воскресной школе за Невской заставой в Петербурге. Школа была большая — шестьсот взрослых рабочих. По четвергам собирали все классы вместе, и учителя читали им разные сказки и рассказы, иллюстрируя их картинками волшебного фонаря. Читали, например, рассказ Л. Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет». Никуда это не годилось. Надо было на уроках географии закладывать основы материалистического мировоззрения и ширить политический кругозор учащихся. Я предложила на четверговых собраниях вместо чтения поучительных рассказов делать доклады о различных странах. Принципиально не возражали, но говорили: «Ну, попробуйте, сделайте». Я взяла для первого раза тему «Швеция» — страну не очень боевую — и тщательно готовилась. Повесила карту. Народу собралось много. Рабочие заинтересовались темой. Я выступала первый раз перед такой большой аудиторией и очень смущалась, не решалась поднять глаз, а когда подняла, увидела внимательные лица. Внимание не ослабевало до конца. Потом подано было много сочинений о Швеции.

Лиха беда начало. Политгеография вошла в моду. Помню, «географию» Англии читала 3. П. Кржижановская, читали инженеры с Александровского завода. В зависимости от подготовки лектора подробнее останавливались на том или ином вопросе. Инженеры подробно останавливались на технике, естественники — на явлениях природы и т. д. и т. п. География стала любимым предметом. Помню, стали ученики приводить на уроки географии своих товарищей, которые приезжали издалека, — один приезжал, например, с Путиловского завода.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.