Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ
Под редакцией
Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА
Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
Какие недочеты у нас в работе?
Кто сейчас остался неграмотным и малограмотным? Ведь это те, кто были раньше затоптаны жизнью. Скажем, деревенские женщины, которых домашняя работа загружала, которые должны были возиться с детьми, вести хозяйство. Неграмотны сейчас те, кто с детства не учился, рос в тяжелых условиях, неграмотны они не потому, конечно, что глупы, неспособны.
Как у нас поставлена учеба взрослых? Зачастую учитель приходит и начинает покрикивать на малограмотных женщин, а иногда даже малоуспевающую вызывает в секцию сельсовета и начинает «отчитывать». О том, почему она не успевает, что ее задерживает дома, — об этом у нас забывают, а, по-моему, тут-то и должна проявиться забота о человеке. Иногда, чтобы дать женщинам возможность учиться, устраивают при школах детские комнаты, но это не всегда бывает удобно, особенно если нужно ходить слишком далеко. В Саратовской области сделали иначе: там комсомолки ходили «посидеть» с детьми, пока мать училась в школе.
В Саратове одно время существовало хулиганство. Когда работница возвращалась домой из школы, то к ней обязательно начинали приставать парни. Комсомол организовал охрану, и девушек после занятий провожали домой, чтобы их никто не тронул.
Теперь о такой работе я мало слышу, а все больше о выговорах за слабую посещаемость. Заботе о человеке как-то мало уделяется внимания, а ведь Советы сельские и городские — это как раз те организации, которые призваны вникать во все вопросы, тесно связанные с бытом.
Я должна сказать, что профсоюзы сейчас не работают по-настоящему. Я была на совещании председателей ЦК профсоюзов, там вопрос заботы о неграмотных и малограмотных был поставлен как будто серьезно, но все же постоянно приходится возвращаться к нему. Вот недавно с одного спиртзавода было письмо, в котором была жалоба на директора завода. Директор вызвал из цеха мытья посуды, то есть из цеха, куда попали самые неграмотные, самые отсталые, десять неграмотных работниц, которые не посещали школы. Вызвал он их к себе в рабочее время и отчитывал так, что довел до слез. Вопрос шел об увольнении с работы. Мы написали об этом в ЦК профсоюза работников спиртзаводов, просили хорошенько посмотреть, почему эти десять человек не посещают школы неграмотных, в каких условиях они живут, что им мешает учиться, оказать помощь. Ответа пока нет.
Секциям сельсоветов нужно не только завести детские комнаты, но они должны посмотреть, как и чем еще можно помочь женщинам, создать условия, чтобы они могли ликвидировать свою неграмотность. Тут инициатива мест может быть очень богатой. Одна крестьянка рассказывала, как она ходила по домам и читала книжки. Все женщины слушали с большим вниманием, потом просили: «Маша, почитай еще». Эта активистка предложила собираться крестьянкам из каждых десяти изб вместе, стала им читать. Потом как-то приехал представитель из центра проводить собрание. Маша обежала свои десятки изб, известила женщин о предстоящем собрании, и все женщины пришли на собрание.
Если человек не ходит на занятия в школу, то нужно посмотреть, почему он не ходит, может быть, нужно организовать групповые занятия, групповую помощь.
У нас возможности огромные, но мы часто не можем их использовать потому, что подходим к делу бюрократически.
Кто вдумается в новую Конституцию СССР, увидит, что она является мощным средством для борьбы с бюрократизмом, что она оживляет всю работу, и мы, работники школ взрослых, также можем сейчас развернуть богатейшую, разнообразнейшую работу.
Низы у нас стали иные — сознательными стали, и сейчас можно развернуть замечательную работу в школах, но надо непременно опереться на сами массы. Вот, скажем, школы по ликвидации неграмотности. Есть ли советы при этих школах, которые следили бы за работой школ и помогали им? Это у нас не в моде. Педагогические консультации у нас тоже не в моде, а между тем нашим культармейцам консультации очень нужны.
Товарищи! Нужно осуществить указания партии и правительства по ликвидации неграмотности, по введению всеобщей грамотности. Это дело нужно сделать по-настоящему, по-большевистски.
Как-то Владимир Ильич говорил, что в деле ликвидации неграмотности отражаются, как в капле воды, все наши задачи. Так вот давайте сделаем по-большевистски, чтобы у нас заботились о безграмотных и малограмотных, как это следует. Мы часто говорим: «Нужно ли возиться со стариками?» Надо помнить, что очень часто успех в деле обучения детей зависит от того, какая обстановка в семье. Если дома нет книги, то часто ребенок в школе отстает; если же дома ребенок видит, как мать читает газету, как она все происходящее в стране, во всем мире близко к сердцу принимает, то из этого ребенка обязательно выйдет настоящий человек. Надо помнить, что у нас все еще идет борьба с пережитками старого, поэтому делу борьбы за хорошо поставленную учебу в школах ликвидации неграмотности, заботе о человеке мы должны уделить много внимания. Организация этого дела имеет отношение — и большое отношение — к общему нашему делу строительства социализма.
1937 г.
К РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СНК РСФСР О ЗАОЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Постановление Совнаркома о заочном образовании от 7 марта 1937 г., как показал опыт, требует следующих дополнений:
1. Назначить квалифицированного редактора намеченного к изданию журнала «Средняя школа на дому».
2. Содержание журнала «Средняя школа на дому» должно заключаться в разработке: 1) методических указаний, как работать самостоятельно нац. имеющимися учебниками для неполной средней и средней школ взрослых; 2) как работать областным комиссиям и консультпунктам по вопросам рецензирования, консультации и организации всего дела.
3. Разрешить журналу «Средняя школа на дому» издавать в виде приложения дефицитные учебники и вновь подрабатываемые для взрослых учебники.
4. Разработку учебников возложить на Управление школ взрослых в целом, освободив от этого подотдел заочного обучения.
5. При Управлении школ взрослых создать методическую комиссию по разработке учебников для неполной средней и средней школ взрослых, привлекая в эту комиссию представителей от подотдела заочного обучения.
6. Разрешить подписку на журнал «Средняя школа на дому» всем желающим; не производить приемов и перевода из класса в класс в обязательном порядке, а производить одновременно с выпуском из VII и X групп проверку знаний заочников, желающих получить свидетельства об окончании.
7. Установить точно форму выдаваемых свидетельств и порядок их получения.
8. Ликвидировать получившиеся трудности: а) путем оповещения подписчиков о принятых изменениях и о выходе № 1–2 журнала «Средняя школа на дому» лишь к 1 февраля 1938 г.; б) путем перестройки аппарата и расторжения договоров с авторами проектировавшихся учебников, использовав их работу как материал для помощи самообразованию.
1937 г.
ОБ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЕ
Мы имеем налицо несомненное оживление религиозной пропаганды. Духовенство православное, мусульманское, лютеранское и другое, сектантские вожаки всех видов и сортов стремятся использовать свои гражданские права для того, чтобы вернуть себе тот авторитет, каким они пользовались в старые времена. Они усиленно стремятся вновь темнить сознание малограмотных граждан, пользуясь отсутствием у них знаний, пользуясь пережитками в быту старых навыков и традиций.
Нельзя отмахиваться от этого факта простым утверждением, что все это одна чепуха, что наука и техника наглядно доказали несостоятельность всякой религии. Не надо забывать, что у старой церкви были большие организационные навыки, уменье приспособляться, использовать настроения, использовать отсутствие знаний у трудящихся.
Чтобы бороться с религиозной пропагандой, мало высмеивать религию, мало утверждать, что религия — глупость. Надо широко развить научную антирелигиозную пропаганду, упорно работать над перестройкой быта, над устранением так называемых религиозных предрассудков. На базе современных достижений науки и техники, в условиях советского уклада, в условиях имеющихся у нас достижений антирелигиозная пропаганда будет иметь, несомненно, быстрый успех. Но само собой ничего не делается. Необходимо, чтобы учительство, интеллигенция города и села активно принялись за это дело. Необходимо, чтобы агрономы, врачи, техники, научные работники приходили на помощь учительству.
Необходимо поставить на службу антирелигиозной пропаганде кино и радио, но не дожидаться, когда это будет кем-то сделано, браться за дело самим немедля.
Возьмем вопрос о Вселенной. Не надо дожидаться, когда удастся повезти малограмотных в Москву смотреть планетарий. Надо рассказать, как представляли себе люди Землю раньше и как улучшение способов передвижения дало возможность обследовать Землю. Теперь мы видим, как каждый день подтверждаются наблюдения и утверждения ученых (рассказать о челюскинцах, о том, как люди овладевают воздухом, пространством; рассказать, какую роль сыграла в познании Вселенной математика и как математические вычисления подтверждаются фактами).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.