Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ
Под редакцией
Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА
Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
О преподавании математики. Можно и нужно для задач брать примеры из окружающей жизни. Тут мы наталкиваемся на то, что многие старые педагоги не умеют связывать теорию с практикой. В своем выступлении на III съезде комсомола Владимир Ильич говорил о том, что самое худшее, что было в старой школе, — это разрыв между теорией' и практикой. Я была недавно на собрании, где говорилось об увязке теории с практикой. Там один физик сказал, что для него непонятно, что значит связывать теорию с практикой. Он практику понимал только как лабораторную работу, а как с окружающей жизнью связывать теорию — это для — него было непонятно. Нужно, овладевая теорией, разрешать задачи данного завода, данного колхоза, и нельзя говорить, что это не дело школы взрослых, что пусть учащиеся проходят техминимум. Так нельзя подходить, нельзя отгораживаться от практики. Программа должна быть одна, но примеры могут быть различны, они должны браться из окружающей жизни, окружающего производства.
Дальше идет вопрос о технике. В теперешнее общее образование обязательно должно входить знакомство с техникой. Владимир Ильич говорил, что в общеобразовательных и в специальных школах надо ширить общетехнический (политехнический) кругозор, надо дать понимание связи основных производств, надо освещать, что основное в каждом производстве, что основное во всех производствах.
Когда-то у профсоюзов существовали так называемые, «вводные курсы в производство», которые ширили общетехнический горизонт рабочих. Помню, как один товарищ коммунист, приехавший из-за границы, узнав от меня об этом, сказал: «Вот характерно: в капиталистических странах стремятся как можно больше сузить технический кругозор рабочего, стараются оторвать изучение техники от общих вопросов, а вы ширите общетехнический горизонт рабочих — это типично для Страны Советов». Теперь эти «вводные курсы в производство», к сожалению, упразднены, но это не значит, что их нельзя восстановить.
Я как-то раз выступала на фабрике «Красные текстильщики» на таких «вводных курсах» и рассказывала, как добывается хлопок. Оказалось, что рабочие текстильной фабрики очень плохо знали, где растет хлопок, что это за страна, какие там жители, как эта страна раньше была затоптана царским правительством, а теперь растет и крепнет.
Надо, чтобы наши общеобразовательные программы ширили общетехнический горизонт учащихся, на фоне его им будет понятнее работа и своего предприятия.
Я считаю, что педагоги должны хорошо знать предприятие, при котором находится школа взрослых. Необходимо, чтобы директор школы, завуч и педагоги близко стояли к производству, к тому предприятию, при котором находится школа. Мы не можем требовать, чтобы директор школы был с определенной технической подготовкой, — это хорошо, но осуществимо лишь в редких случаях. Однако мы можем и должны требовать со стороны директоров школ взрослых, чтобы они свое предприятие знали, чтобы знали его историю, то же самое и педагоги. Владимир Ильич подчеркивал, что надо, чтобы инженеры с педагогами были тесно связаны. i
Необходимо, чтобы директор, завуч, педагог знали своих учеников, знали, как они работают, какие у них затруднения в работе, в быту. Преподаватели школы московского автозавода рассказывали, как они связаны с директором завода. Если там кого-нибудь из учащихся возьмут на работу в учебные часы (не во время аварии, а так просто), то школьные работники сейчас же сообщают об этом заместителю директора завода, называют телефон того, кто распорядился незаконно взять на работу учащегося. И заместитель директора звонит по сообщенному телефону, дает нужное распоряжение.
Для того чтобы школа завоевала себе то положение, которое она должна завоевать, необходимо, чтобы она действительно оказывала через свою учебу помощь в поднятии всего культурного уровня рабочих завода, учила лучше работать. Кто-то из выступавших возмущался тем, что когда идут выборы в Советы, комсомол зовет на выборы и учащихся. А как же иначе? Выборы в Советы — это очень большое дело. Заведующий учебной частью должен передвинуть занятия так, чтобы все могли пойти на эти выборы. Нельзя же отрывать учащихся школы от политической жизни. Какие же тогда из них вырастут граждане? Необходимо, чтобы, учась в школе, люди росли в то же время сознательными коммунистами. Коммунистическим духом должны быть пропитаны все программы, должна быть пропитана вся постановка учебы.
В «Положении о школе», по-моему, надо дать больше прав учащимся. Тут кто-то поднимал вопрос, должны ли быть старосты выборными или невыборными. Я считаю, что должны быть выборными, потому что учащиеся знают лучше, кто среди них хороший организатор.
Я думаю, что надо усилить представительство учащихся в педагогическом совете. Затем в педагогический совет не плохо было бы пригласить членов организации инженерно-технических работников, а если школа в совхозе, то агрономов: они могут очень много посоветовать. Связь между агрономами, между инженерным составом и учащимися имеет очень большое значение.
Потом я думаю, что надо развить работу комитетов содействия школе, которые включали бы представителей от профсоюзов, чтобы профсоюзники не отмахивались, что это не их дело, — это именно их кровное дело, чтобы были представители от администрации, то есть от директора или его заместителя, чтобы представители были от горсовета и т. д.
Только представитель Ленинграда говорил здесь о горсовете, остальные ничего не говорили, как горсоветы помогают, как помогают на местах сельсоветы. Ведь их помощь может быть очень большая.
Жены инженерно-технических работников, жены командного состава Красной Армии ведут сейчас большую общественную работу. Они тоже могут быть представлены в комитетах содействия. В национальных районах особенно важно, чтобы женщины были представлены в комитете содействия. Важно в каждом отдельном случае обдумать состав таких комитетов, которые действительно заботились бы об учащихся. Нельзя, чтобы там был только директор школы, так как у него тысяча других дел, его нужно заменять завучем, учителем, которых тоже нужно очень сильно привлекать к этой работе.
Затем я думаю, что надо при школах взрослых иметь консультационные пункты, которые помогали бы учащимся, не знающим, как взяться за работу. Надо, чтобы консультпункты помогали связывать учебу в классе с самостоятельной учебой. У нас консультации по самообразованию бывают при библиотеках, при вузах. Но эти консультации мало учат самостоятельной работе.
Наконец, хочу сказать несколько слов о Наркомпросе. Конечно, нам, работникам Наркомпроса, надо еще упорно учиться работать по-ленински. Но нельзя так смотреть на Наркомпрос, что он, как некрасовский барии, на которого надеется бабушка Ненила, должен все рассудить и устроить. Во-первых, из центров нельзя все устроить, во-вторых, Наркомпрос не все может сделать, что хочет. Мы, конечно, добиваемся, чтобы учителям платили зарплату, чтобы не выселяли школы взрослых и т. д., но не все в наших силах. Надо, чтобы на местах комитеты содействия вплотную сами взялись за дело. Как Владимир Ильич говорил: «Все дело в том, чтобы сама масса взялась».
Поэтому я очень рада, что комсомол взялся за дело школ взрослых, чтобы помочь развернуть эту работу и поднять школы взрослых на должную высоту, мобилизовать общественность, профсоюзы и т. д.
Новая Конституция СССР, которая записала все то, что уже достигнуто нашей борьбой, дает возможность культурно развиваться каждому из нас, дает право на образование, открывает огромные перспективы и возможности. Мы должны работать так, как говорил об этом Владимир Ильич.
1937 г.
ЗАБОТИТЬСЯ О НЕГРАМОТНЫХ И МАЛОГРАМОТНЫХ (РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ СЕКЦИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ СОВЕТОВ И ИНСПЕКТОРОВ ШКОЛ ВЗРОСЛЫХ)
Мы, товарищи, живем сейчас в такое время, когда целый ряд вопросов встал перед нами с особой остротой.
Вы все читали и знаете новую Конституцию СССР. Конституция записала то, что в течение существования Советской власти достигнуто, то, за что шла борьба и что нами завоевано. Эти завоевания нам теперь нужно закрепить, до конца провести в жизнь. Расширение избирательных прав, тайное голосование при выборах и т. д. имеют громадное значение для постановки всей нашей советской, партийной и общественной работы. Всеобщее избирательное право усиливает контроль всего населения над советской работой.
В свое время на VIII партийном съезде в 1919 г., когда обсуждалась программа партии и в связи с этим говорилось о Конституции, Владимир Ильич указывал, что те ограничения в избирательных правах, которые мы проводили, — это временные ограничения, вызываемые главным образом недостатком у масс знаний, низким культурным уровнем населения. Низкий культурный уровень помогает классовому врагу влиять на широкие массы, и Владимир Ильич ставил вопрос так: когда окрепнут низовые организации, тогда нужно будет ввести всеобщее избирательное право, уничтожить те ограничения, которые временно были необходимы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.