Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ
Под редакцией
Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА
Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
Тов. Сталин в своей речи на слете стахановцев, в конце ее, поблагодарил стахановцев за то, что они поделились своим опытом, своими высказываниями помогли лучше налаживать работу, а заведующий школой взрослых малограмотных, педагог, еще сплошь и рядом свысока смотрит на взрослых учащихся, не умеет учиться у взрослых рабочих, не умеет вдуматься, как лучше организовать учебу, трактует их как малых ребят.
Надо учиться у Ленина, у Сталина, у передовиков стахановского движения, как изучать массы, как слушать и как им помогать.
Будем учиться.
1936 г.
О ПОВЫШЕНИИ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ ГРАМОТЫ И МАЛОГРАМОТНЫХ
Многие преподаватели школы взрослых склонны объяснять большие отсевы в школах грамоты «объективными причинами». Эти «объективные причины» — загруженность учащихся работой, бытовые условия и пр. Но именно потому, что взрослым труднее учиться по ряду причин, чем детям, на преподавателя ложится особо большая ответственность за успеваемость учащихся. Если учащийся ощущает свои успехи, он будет преодолевать бытовые трудности с особой настойчивостью. Если же у него сложится ощущение, что он с места не сдвигается, он бросит учебу.
Учитель должен хорошо знать каждого своего ученика и внимательно следить за его успеваемостью. Для учителя нужен постоянный самоконтроль: что он, учитель, сделал, чтобы помочь ученику повысить свою успеваемость. При сколько-нибудь многочисленном количестве учащихся нельзя полагаться на свою память. Надо завести тетрадь успеваемости, где бы каждому ученику была отведена своя страничка. Что там надо записывать? Надо записывать даты. Надо прежде всего определить, что знает ученик при начале занятий (скажем, 3 сентября); записать, что ему особо трудно при усвоении; какой совет ему дан; как и когда проверено; понял ли он совет, выполняет ли его; что ему особенно трудно. Если записывать так, то получится через пару месяцев прекрасное знание учеников, возможность конкретно-дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
Такие записи будут хорошим самоконтролем для самого учителя. Особенно важно это для малоопытных учителей. Если успехи у учащегося медленны, надо посоветоваться с более опытным преподавателем.
Такая тетрадь для малоопытного учителя поможет ему увидеть пробелы своего преподавания, стать для учащихся действительным советчиком и помощником в учебе.
Само собой, в школах малограмотных характер советов будет другой, формы проверки знаний, интереса, активности там легче, чем в школах грамоты.
1936 г.
УВЯЗАТЬ ШКОЛУ С БЫТОВЫМИ УСЛОВИЯМИ, С УСЛОВИЯМИ ТРУДА УЧАЩИХСЯ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ)
Последний год был необычайным годом, непохожим на предыдущие. В этом году с особенной яркостью сказалось, какие громадные успехи мы сделали во всех областях социалистического строительства.
В этом году проходил ряд таких совещаний, которые мыслимы только при социалистическом укладе. Пленум партии в декабре показал, как партия крепит свои ряды, откидывая все чуждые, все случайные элементы, как она сплачивается на углубленной работе с массами.
Стахановский слет показал, как крепнет у нас рабочий класс, как он делается подлинным хозяином производства, заботящимся о поднятии производительности труда на высшую ступень, и как уже на базе соцсоревнования создалось новое, социалистическое отношение к труду, дающее громадные результаты. Прошли совещания руководителей партии и правительства с целым рядом работников различных областей труда — с комбайнерами, с трактористами, с пятисотницами, с передовиками животноводства. Это были деловые товарищеские обсуждения основных вопросов производства с ударниками социалистических полей. Они показали теснейшую реальную смычку между физическим и умственным трудом, их социалистическую увязку.
Небывало разбужена мысль масс, разбужена инициатива масс, их творческие силы. Наш фронт, культурный фронт, теперь выдвигается на одно из первых мест, потому что никогда не была так сильна тяга к знанию, как сейчас. Все стахановцы учатся. Они пришли из масс, которые не были вооружены знаниями. Мы знаем, что сам Стаханов пришел работать в шахту безграмотным парнем, должен был проходить ликбез. Вдумчивое, хозяйское отношение к работе сделало его имя знаменем социалистического отношения к труду. Стахановское движение, вызвав рост производительности труда, в то же время породило и страстное стремление к знаниям. Сейчас все стахановцы учатся. Сейчас все хотят быть стахановцами. Поэтому вопросы учебы взрослых, в последнее время несколько отодвинутые на задний план, выдвигаются с новой силой.
В начале революции все участки политико-просветительной работы — библиотеки, школы взрослых, избы-читальни — занимали очень большое место. На I съезде по внешкольной работе, в мае 1919 г., Ленин говорил, что за время существования Советской власти на фронте политпросветработы сделано больше, чем на каком-либо другом. Это объяснялось тем, что массы в то время потянулись к знанию. Сейчас мы тоже переживаем такой же подъем: массы тянутся к знаниям.
Все это налагает особые обязанности на всех работников культурного фронта, это заставляет нас работать по-ударному, с особенным напряжением и особенной вдумчивостью, вглядываясь в жизнь, изучая запросы, которые идут от масс.
У нас недавно проводилось соцсоревнование на лучшую сельскую библиотеку и на район, который наилучшим образом обслуживает библиотеками читателей[158]. Начато оно было в очень неудобный момент, когда шла уборочная кампания и подготовка к учебному году, и можно было думать, что из него мало что выйдет. Но так как внимание к культурным вопросам соответствует теперешним настроениям масс, то на местах товарищи сумели проделать чрезвычайно большую работу. Открыто 6 тысяч новых библиотек, создано около 18 тысяч передвижек, около 7 миллионов книг продвинуты в библиотеки через коллекторы, собрано много книг на местах, повысилось число читателей. Но, кроме этих практических результатов, на библиотечном совещании[159] чувствовалось, как в новой обстановке создаются и растут новые работники, которые очень близко стоят к выдвинутым жизнью задачам.
Я думаю, что и на фронте школ взрослых мы скоро увидим то же самое. Мы раскачиваемся немного медленно. Есть определенные постановления партии и правительства, которые обязывают нас работать на этом фронте со всем напряжением. Я помню, Владимир Ильич, говоря о ликвидации неграмотности и малограмотности, особенно подчеркивал, что надо сделать так, чтобы масса сама взялась за это дело. Мы были свидетелями культпохода, в котором принимали активное участие массы. Но мы знаем также, что это дело не было доведено до конца, недостаточно умело подошли к работе, недостаточно пошли навстречу запросам масс, и получалось часто много шумихи вместо действительно глубокого дела.
Сейчас такое время, когда необходимо, чтобы действительно сами массы взялись за это дело. В настоящее время у нас есть все возможности пойти навстречу запросам масс. Люди науки со всей готовностью идут им навстречу. Вот сейчас встал вопрос о создании популярной литературы, которой у нас чрезвычайно мало, и работники Академии наук и целого ряда научных учреждений заявляют о желании принять самое активное участие в создании такой литературы.
Есть постановление правительства о необходимости в течение двух лет целиком ликвидировать неграмотность и малограмотность[160].
На 1936 г. перед нами стоит задача ликвидировать малограмотность среди 2 миллионов человек. Это очень большая задача. Такое же задание дано профсоюзам.
У нас, конечно, профсоюзы разные. Есть, например, профсоюзы металлистов или печатников, где мало неграмотных, а есть такие профсоюзы, где преобладает женский труд, например у текстилей. Там с грамотностью дело не так уж благополучно. Если мы возьмем союзы с большим притоком новых членов, приехавших из деревни, например строителей, то увидим, что у них ликвидация неграмотности идет плохо.
Сейчас нам необходим учет, необходимо ясное представление, как проводить нашу работу. К этому делу надо подходить со всей ответственностью. Нельзя перекладывать его на добровольческие организации. Каждая организация должна точно знать, что она должна делать. У нас в той спешке, какая была в связи с проведением культпоходов, снизилось само понятие грамотности и малограмотности. Часто бывает так: позанимаются люди парочку недель, выучатся немного читать, и считалось, что человек стал грамотным. Гнались лишь за количеством обученных, а качество обучения снижалось. Вот почему в постановлении партии и правительства указывается, что сейчас у нас должна быть школа с занятиями в течение определенного числа месяцев, должно быть определенное число часов занятий, и это должно обеспечить нам серьезное овладение грамотой. Если мы так будем подходить к делу, то у нас изживутся такие термины, как «остромалограмотные», «послебукварники» и пр. Люди будут заниматься два года, и за эти два года надо сделать их вполне грамотными.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.