Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ
Под редакцией
Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА
Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
2. Смерть Ленина и его последние статьи, где так много говорилось о культуре, о культурной работе в деревне, о культурной революции, подняли общественное внимание к делу ликвидации неграмотности. XI Всероссийский съезд Советов 29 января 1924 г. принял резолюцию «О ликвидации неграмотности среди взрослого населения. РСФСР». Сроком ликвидации неграмотности съезд установил X годовщину Октября. Съезд одобрил работу ВЧКл/б, увязку ликбеза с политикой партии в области государственного и хозяйственного строительства, одобрил работу среди нацменьшинств. Съезд постановил возложить ответственность за своевременное и успешное проведение работы по ликбезу на председателей областных и губернских исполнительных комитетов, дал указания о расширении сети школ для неграмотных и малограмотных, дал указания издательствам, Наркомфину. В пункте 7-м резолюции съезд обратился с призывом ко всем органам Советской власти в центре и на местах, ко всем партийным, профессиональным и кооперативным организациям, ко всей советской общественности «проникнуться сознанием важности осуществления лозунга Ленина и всеми силами содействовать борьбе с народной темнотой»[143] Это обращение имело большое значение. Вскоре организовалось общество «Долой неграмотность» (ОДН), и М. И. Калинин, став его председателем, крепко начал помогать этому делу. Через два года состоялся I съезд ОДН, общество уже имело 1600 тысяч членов и 28 тысяч ячеек, было издано уже 5 миллионов букварей. Скоро возникло акционерное издательство «Долой неграмотность», развернувшее широкое издание популярной литературы. Однако работа все же подвигалась медленно, и через четыре года силами ОДН была ликвидирована неграмотность лишь миллиона человек. Исполкомы, увлеченные хозяйственной работой, мало обращали внимания на развертывание сети ликпунктов и школ малограмотных, деревня еще жила по-старому, царило мелкое крестьянское хозяйство с его бескультурьем, школа продолжала находиться в тяжелом положении, не было всеобуча, не были подрезаны корни неграмотности, молодое поколение росло неграмотным. Становилось очевидно, что к 10-летию Октября безграмотность не будет ликвидирована, знания, которые давали ликпункты, часто занимавшиеся лишь по три месяца, были ничтожны, никого не удовлетворяли.
3. К X годовщине Октября задача, поставленная XI съездом Советов о полной ликвидации неграмотности в РСФСР к этому сроку, оказалась невыполненной. Отставала деревня, старые бытовые условия мешали учебе женщин, надо было изменить методы работы, придать более широкий размах всей работе.
Начавшее развертываться колхозное движение, намеченный план перестройки хозяйства на социалистических основах, громадная тяга к знанию масс требовали изменения темпов ликбезработы, углубления ее, объединения сил и средств ряда организаций, выработки единого плана. По инициативе комсомола с лета 1928 г. в городах начался так называемый культпоход; в 1929 г. он перекинулся в деревню. Шла борьба за вовлечение в работу профсоюзов, советской интеллигенции, всей работе был придан небывалый размах, в работу внесены были методы соцсоревнования, вся работа стала гораздо более политически заострена.
24 мая 1929 г. было опубликовано в «Правде» постановление ЦК ВКП(б) по поводу культпохода, давшее ему определенные установки, приковывавшее к этому делу внимание партии, внимание исполкомов, сельсоветов, внимание профсоюзов, создавшее ему крайне благоприятные условия работы. Это постановление было конкретной директивой, поднявшей всю работу на высшую ступень[144]
Благодаря культпоходу удалось обучить грамоте многие миллионы.
Мы имеем прекрасный опыт культпохода в Саратовском крае и в ряде других мест. 1929, 1930, 1931 гг. были годами широкого разворота работы по ликбезу.
Однако культпоход имел много и извращений. Очень часто увлекались всякими культэстафетами, культавралами и т. п. Получалось много шумихи и мало толку. Спешка мешала проверке знаний, плохо был организован низовой контроль, очень слаба была подготовка культармейцев. Достигнутые результаты не закреплялись. К концу 1930 г. общественная самодеятельность стала все больше и больше заслоняться администрированием. Культпоход помог обучить миллионы грамоте, но грамотность дана была в очень элементарной форме, ни в какой мере не удовлетворявшей массы.
В. ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ
1. За пятнадцать лет, прошедших с момента декрета о ликбезе, страна наша стала неузнаваема. Пятнадцать лет тому назад гражданская война была в самом разгаре, интервенты еще не оставляли надежды вернуть власть помещикам и капиталистам. Теперь Страна Советов — мощное государство, с которым не может не считаться капиталистический мир. Пятнадцать лет тому назад у Красной Армии сплошь и рядом не хватало патронов, вооружения, враг был гораздо лучше вооружен. Сейчас в лице Красной Армии мы имеем мощную, оснащенную всем необходимым, организованную 'оборонную армию.
Пятнадцать лет назад промышленность наша была очень слаба, к тому же и то, что было, было в разваленном, разоренном состоянии. Теперь на базе широкого развития тяжелой промышленности Страна Советов стала индустриальной.
Рабочий класс вырос численно и окреп. Пятнадцать лет тому назад царило мелкое разрозненное крестьянское хозяйство, весь уклад жизни крестьянства обрекал его на темноту и нищету, питал религиозные и анархические настроения. Сейчас подрезаны корни деревенской темноты, религиозности, анархизма. Мы имеем крупное обобществленное сельское хозяйство, коллективный труд стал основной формой. Пятнадцать лет назад планирование было лишь перспективой, сейчас вся страна с энтузиазмом борется за осуществление второй пятилетки, планирование все более и более рационализируется, все более и более идет вглубь, влияет все более и более организующе, сплачивающе на все более широкие слои. Методы соцсоревнования и ударничества во много раз подняли качество труда. Пятнадцать лет тому назад сильно было еще недоверие национальных меньшинств к русским, теперь на базе перестройки всей экономики страны и на базе ленинской политики крепок Союз Советских Социалистических Республик, крепнет в Стране Советов братское единение всех народностей. На этих основах изменились и люди — стали сознательнее, развитее, владеют организационными навыками. В области культуры главные достижения — фактическое введение всеобщего обязательного обучения, подрезывающего корни безграмотности, приближение к массам трудящихся газеты и книги, широкая радиофикация и кинофикация страны. В смысле ликвидации неграмотности мы имеем большие успехи. Мы имеем быстрый рост советской интеллигенции, рост влияния на нее партии. В отношении культуры то, что было пятнадцать лет тому назад, и то, что мы имеем сейчас, несравнимо.
2. Однако между тем, что мы имеем в области вооружения масс общеобразовательными знаниями, и тем, что необходимо им на данном этапе соцстроительства, существует громадное расхождение. Недостаток общеобразовательных знаний мешает овладению техникой, мешает плановой работе, мешает политическому просвещению, мешает интернациональному воспитанию, мешает перестройке быта, мешает поднятию работы Советов на высшую ступень, мешает выдвижению женщины-работницы, женщины-колхозницы на ответственные посты, мешает развитию нацменьшинств.
Мы имеем постановления XVII съезда о завершении во вторую пятилетку ликвидации неграмотности среди населения Союза и малограмотности среди трудоспособного взрослого населения. Однако это дело продвигается слабо. В отдельных местах имеются большие достижения, но необходимо укрепить весь этот важнейший участок соцстройки. Необходимо эти директивы XVII партсъезда выполнить.
Ближайшими задачами являются:
а) разъяснение широкой советской общественности, что под ликвидацией неграмотности и малограмотности нельзя понимать ликвидацию лишь азбучной неграмотности и общей малограмотности, что это противоречит установкам Ленина, установкам партии, требованиям момента, что надо под малограмотностью понимать отсутствие знаний в объеме четырехлетки, открывающих путь к самообразованию; усиление самой тесной связи между школами грамоты и школами малограмотных;
б) выработка для школ грамоты и малограмотных программ, учитывающих запросы взрослых учащихся, имеющиеся у них знания и навыки, условия их труда и быта; твердо зафиксировать продолжительность учебных занятий, разработать достаточно гибкие расписания и формы проверки занятий;
в) в целях повышения качества работы культармейцев, повышения качества работы взрослых учащихся, вынужденных иногда пропускать уроки, надо сочетать школьное образование взрослых с заочным обучением;
г) необходимо усилить индивидуальное обучение и культпомощь общественным работникам, в первую очередь депутаткам и депутатам, ударникам и ударницам, обладающим общим развитием и организационными навыками, но не имеющим еще достаточного количества общеобразовательных знаний;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.