Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ
Под редакцией
Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА
Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
Необходимо немедля организовать курс лекций по данному вопросу, что имело бы большое значение в деле помощи преподавателю. Преподавание истории у нас запущенный фронт. Надо использовать весь имеющийся материал, чтобы поставить преподавание ее по-марксистски, то есть выпячивая самое существенное, самое решающее в истории. Историю нашей Страны Советов, нашей Родины, мы должны ставить особо заботливо, учитывая громадный интерес к ней взрослых учащихся.
Давать историю нашей страны мы должны на общем историческом фоне, и это неразрывно связано с вопросом изучения географии. Без географии нельзя понять ни прошлой истории человечества, нельзя понять и современного международного положения. Необходимо добиться того, чтобы при чтении газет взрослые учащиеся изучали политическую карту мира, могли бы ориентироваться, где какие события происходят, имели представление о политическом лице каждой страны. В капиталистических странах в обычных школах для детей и подростков на изучение политической географии обращается теперь особо большое внимание. Конечно, характеристика политического лица различных стран дается там совершенно неверная, извращенная в целях империалистических.
Физическая география неразрывно связана с основами астрономии и с естествознанием, с историей Земли и развитием жизни на Земле.
Вопросы естествознания органически связаны с вопросами мировоззренческими. Вот почему во времена царизма естествознание было в загоне, в период до революции 1905 г. биология вовсе изгонялась из средней школы, а после естествознание хотя и пришлось допустить, но заботливо выбрасывались из него все вопросы, связанные с мировоззрением, под предлогом, что эти вопросы недоступны пониманию ребят.
Естествознание ширит горизонт, закладывает основы материалистического мировоззрения, и важно, чтобы этот предмет обрастал кружками учащихся, особо интересующихся вопросами естествознания. Экскурсии, опыты особо убеждают взрослых, помогают им освободиться от пут старого мировоззрения, ширят их горизонт, освещают, осмысливают их жизненный опыт. К сожалению, на естествознание у нас не всегда достаточно обращается внимание.
Физика и химия — часть естествознания, изучение их должно ставиться особо конкретно, особо тесно должно быть связано с вопросами хозяйственными. Это область, на которой каждый учащийся особо ярко может осознать всю важность теории, влияние ее на практику. Я не буду останавливаться на этом вопросе, он подработан больше, чем какой-либо другой. Скажу только, что знание физики и химии поднимает на высшую ступень овладение техминимумом, позволяя быстрее овладевать им.
Само собой, прохождение физики и химии невозможно без знания математики. Учащиеся школ взрослых должны не только усвоить правила арифметических и алгебраических действий; особенно надо обращать внимание на выяснение сути этих действий, на приложение математики к разрешению ряда практических проблем, начиная с самых простейших и кончая самыми сложными. В области преподавания арифметики особенно вреден недоучет жизненного опыта взрослых… Большинство учащихся в уме быстро считают, решают сложные задачи, надо только научить их, как все это перевести на язык цифр. Очень часто в задачниках совершенно упускается из виду роль математического учета в области общественных наук. Надо в школах взрослых обратить внимание на изучение статистики, на уменье применять ее, на роль учета в планировании, в финансировании. Геометрия имеет громадное значение как в области техники, так и в области землемерия, нельзя изучать геометрию вскользь.
Программа школы взрослых повышенного типа должна вооружать учащихся знаниями, которые служили бы прочным фундаментом материалистического мировоззрения, с одной стороны, а с другой — давали бы сумму тех общих сведений, которые необходимы каждому на данном этапе развития СССР.
В стране социализма школы взрослых повышенного типа должны быть поставлены особо заботливо и образцово.
Необходимо, чтобы в течение 1934/35 учебного года преподаватели этих школ много поработали над собой, продумали программу каждого предмета под углом зрения преподавания в школах взрослых, обдумали, какие добавления, изменения, улучшения надо внести. Нужна большая коллективная работа над программами школ взрослых повышенного типа. Дело важное.
1934 г.
1 МАЯ В ШКОЛЕ ГРАМОТЫ И МАЛОГРАМОТНЫХ
Учеба в школе грамоты и малограмотных должна тесно увязаться с вопросами политического воспитания, воспитания интернационального.
День 1 Мая — день международной солидарности рабочих и работниц всех стран, день смотра сил и готовности к борьбе за социализм во всем мире. Совершенно недопустимо, чтобы праздник 1 Мая не был отмечен в школах грамоты и малограмотных.
Учитель должен просто, понятно рассказать историю этого праздника: рассказать, как по предложению Поля Лафарга на I съезде II Интернационала было принято решение о 1 Мая, какой лозунг был выдвинут; надо рассказать, как проходили маевки в разных странах, какое организующее значение они имели. Надо подробно рассказать о маевках в нашей стране, о том, какой характер носили маевки на разных этапах развития нашего рабочего движения, как они связывали общие лозунги Интернационала с требованиями, выдвигаемыми всей обстановкой борьбы нашего рабочего класса. Надо рассказать, как боролась буржуазия против маевок, как их запрещала, разгоняла, стремилась выхолостить из них их революционный дух, как старалась превратить их из международного смотра сил пролетариата в простой «праздник весны», затушевать, стереть международный лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Рассказанная таким образом история 1 Мая будет пробуждать интерес учащихся и к истории развития нашего рабочего движения, и международного рабочего движения, будет воспитывать чувство международной солидарности, будить интерес к работе Коммунистической партии, пробуждать понимание ее роли.
Рассказ о маевках может иметь очень большое значение, так как он в сугубо конкретной форме может осветить целый ряд важных политических вопросов, заинтересовать ими учащихся.
Очень хорошо устроить в связи с рассказом учителя вечер воспоминаний, на котором сами учащиеся расскажут о маевках, в которых им приходилось принимать участие. Надо пригласить на этот вечер активистов из рабочих и работниц, которые могут рассказать особенно красочно об этом. Надо, чтобы парторганизация ближайшего завода помогла школе в этом деле. На этом вечере воспоминаний надо прочесть кое-что из листовок и статей Ленина, посвященных вопросам 1 Мая. Хорошо прочесть что-нибудь и из беллетристики, например стихотворение (перевод с польского), которое особенно усердно распевали минусинцы-ссыльные — Ленин, Кржижановские и другие:
День настал веселый мая,
Прочь с дороги горя тень!
Песнь, раздайся, удалая!
Забастуем в этот день!
Полицейские до пота
Правят подлую работу,
Нас хотят изловить,
За решетку посадить.
Мы плюем на это дело,
Май отпразднуем мы смело,
Вместе разом,
Гоп-га! Гоп-га!
Надо избегать только напыщенных, искусственных стихотворений, малопонятных малограмотным.
Непременно надо на таком вечере спеть «Интернационал».
Надо использовать также день 1 Мая для того, чтобы заинтересовать учащихся в большей мере работой библиотеки. Библиотекам надо в дни I Мая устраивать первомайские выставки. И надо сводить учащихся на такие выставки. Надо дать им список книжек, статей о 1 Мая, которые они могут найти в библиотеке и прочесть.
В старшем классе школы малограмотных хорошо давать писать сочинения на какие-нибудь конкретные темы, связанные с 1 Мая, обсудив сначала с учащимися, о чем бы они хотели написать, дав им указания, как писать.
На уроках русского языка необходимо проверить, все ли учащиеся знают и правильно понимают слова: «пролетарий» и «пролетариат», «Интернационал», «Коминтерн», «республика», «эксплуатация», «социализм», «классовая борьба». Надо добиться того, чтобы учащиеся научились эти ставшие интернациональными слова писать правильно. Надо, чтобы каждый учащийся написал правильно каждое из этих слов по нескольку раз. Хорошо дать такую работу: придумать фразы, где эти слова могут быть употреблены. Понятия, связанные с этими словами, правописание этих слов должны быть хорошо усвоены учащимися. Это обеспечит им чтение и понимание газет.
От состава учащихся каждого класса, каждой группы будет зависеть, насколько глубоко может быть поставлена проработка вопросов, связанных с празднованием 1 Мая, но во всех классах и группах она должна быть поставлена так, чтобы у учащихся ширился горизонт, поднималось настроение, чтобы лозунг «Коммунистического манифеста» Маркса — Энгельса «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» становился им как можно ближе и роднее.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.