Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
В этой же статье Владимир Ильич дает ряд практических указаний, что надо делать, чтобы изжить наше бескультурье.
Первое, на что он обращает внимание, — это на финансовую помощь со стороны государства: «Конечно, в первую голову должны быть сокращены расходы не Наркомпроса, а расходы других ведомств, с тем, чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса»[232]. Наркомпросу же Ильич говорил о том, что в нем можно найти много и много лишнего, раздутого ведомственным интересом, не приноровленного к потребностям широкого народного образования.
Второй практический вопрос, который ставил Ильич, — это вопрос о кадрах, об учителе. Я не буду повторять того, что говорил Ильич о необходимости материального улучшения положения учителя — все это знают, — подчеркну его требование подготовлять учителя «систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию»[233]. Тут шел вопрос о политическом, коммунистическом просвещении учителя; тут же Ильич подчеркнул важность организации народных учителей.
Третий вопрос касался издательства, обслуживания издательством широких масс. Ильич хотел, «чтобы был больше политический размах издательства в будущей России» (курсив мой. — Н. К.).
Четвертый важнейший вопрос, поставленный Ильичей в этой статье, — это вопрос о культурной помощи города деревне. В этом разрезе писал Ильич о роли учительства в деле сближения крестьянства с пролетариатом, о поездках в деревню, о снабжении деревни литературой, проводящей линию партии, о культурном шефстве города над деревней, об изменении характера влияния города на деревню при Советской власти, о внесении сознания, планомерности и систематичности в эту работу.
За пятнадцать лет, прошедших со времени этих высказываний Ильича, проделана громадная работа в области культурного строительства. Она проделана и по ликвидации неграмотности. Деревня очень сильно отставала в ликвидации неграмотности, и все время в связи с ростом промышленности в рабочие массы вливались значительные кадры крестьянства. Это широко наблюдалось в первый период борьбы за социалистическую индустриализацию страны (1926–1929). Следующий этап — этап борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930–1934) — начался с знаменитого культпохода, который характерен тем, что массы сами взялись за дело ликвидации неграмотности, широко развернулась общественность, громадную работу провело учительство, много сделал комсомол. Но вопросы организационные недостаточно были подработаны, не внесено было в это дело той планомерности и систематичности, которых требовал Ильич. Дело завяло, превратилось в шумиху. Однако за время культпохода многие и многие миллионы обучились грамоте.
В период завершения соцстроительства и подготовки новой Конституции партия и правительство в январе 1936 г. издали постановление об окончательной ликвидации неграмотности[234]. Поднявшееся внимание к этому делу со стороны партии и общественных организаций гарантирует завершение работы по ликвидации неграмотности в самом ближайшем будущем, а фактическое проведение всеобщего обязательного обучения подрезывает окончательно корни неграмотности.
Однако ликвидация неграмотности — лишь первый шаг в деле вооружения масс знаниями, которые им необходимы, как винтовка в бою, в деле поднятия сознательности, выработки материалистического мировоззрения, которое одно только окончательно вырывает корни религии; знаниями, которые им необходимы для выработки коммунистической морали, морали коллективиста, которые необходимы им для сознательного отношения к окружающей действительности, для осознания того, кто враг, кто друг, осознания дела строительства социализма. Знания необходимы и рабочим, и колхозникам, и всем гражданам нашей великой Страны Советов для лучшей организации труда, для поднятия его производительности, для подготовки обороны, для учета и контроля, для лучшего налаживания всей бытовой и общественной жизни, для работы в интернациональном разрезе, для управления страной.
Советская Конституция дает невиданные в истории человечества права всем трудящимся, открывает перед ними широкое поле общественной работы.
За двадцать лет и в деле поднятия культурного уровня страны проделана громадная работа. Наши рабфаки раскрывали рабочим и крестьянам двери в высшую школу. В первый период социалистической индустриализации страны (1926–1929) широко развернулись рабочие университеты и совпартшколы, заочное обучение; особое внимание уделялось расширению политехнического горизонта, широко практиковались «вводные курсы в производство». В первые годы борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930–1934) развернулась широкая разъяснительная работа в избах-читальнях и Домах культуры, развилось рабочее шефство, велась большая разъяснительная работа в связи с коллективизацией. Исключительно большое значение стало приобретать на селе радио. Во всей этой работе не было, однако, достаточной планомерности и систематичности, благодаря чему снижалось качество работы.
Последние годы партия и правительство обращают особое внимание на вооружение масс книгой. Библиотечное дело укрепилось, особую роль сыграло соцсоревнование на лучшую библиотеку на селе. Быстро стали развиваться школы для малограмотных, школы взрослых среднего образования. В настоящее время в неполных средних и средних школах для взрослых обучается около 700 тысяч учащихся. Особое внимание обращается сейчас на качество учебы, на программы. В этой области еще уйма работы, уйма борьбы с пренебрежительным отношением к этому делу, с недооценкой его, с устарелыми методами работы. Но горячо стремление учащихся к знанию, заинтересованы в этом деле партия, Советская власть, профсоюзы, все ведомства, Советская Конституция поможет укрепить и развить по-настоящему это дело, подкрепить его библиотечной работой, работой по самообразованию, организацией лекционной и клубной работы.
Все шире и шире будут использовать граждане нашей страны свое право на образование. Оно необходимо для активного участия в управлении страной в эпоху социализма.
1937 г.
ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТА НАРКОМПРОСА И ПРОФСОЮЗОВ
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА I ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ПРОФСОЮЗА ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТНИКОВ)
Товарищи, недавно политпросветчики — библиотекари, избачи, культработники нашего профсоюза — все принимали активное участие в организации подготовки выборов в Верховный Совет, и, поскольку приходилось это наблюдать, чувствовалось, что Советская Конституция — это подлинная Конституция социалистического уклада: мы видели, как поднялись самые отсталые массы, как на глазах росли люди. Какая-нибудь домашняя работница, которая раньше ничем не интересовалась, шла на собрание один, другой, третий раз и стала интересоваться политическими вопросами, хотя раньше она была к ним совершенно равнодушна. Я не говорю о домашних хозяйках. Домашние хозяйки есть разные. Есть домашние хозяйки сознательные, а есть домашние хозяйки, которые до последнего времени не хотели приходить на собрания и оставлять в детской комнате ребенка, потому что боялись, как бы ребенка не похитили. Трудно поверить, а бывали такие случаи. Теперь домашние хозяйки, в связи с выборами, всколыхнулись, активизировались.
Всколыхнулись села и деревни — самые глухие углы, и характерно, что вся работа по выборам была связана с политпросветской работой. Возьмем такой вопрос, как ликвидация неграмотности. Ведь и неграмотные могли голосовать, но люди так взволновались тем, что они неграмотны, что даже старики взялись за учебу. Одна учительница писала мне: пришел стопятнадцатилетний старик — и быстро выучился грамоте. У всех было чувство, ясное сознание, что наша страна стала культурной и мощной страной, что выборы — это общее дело, в котором заинтересованы все. Все стали интересоваться политикой, потянулись к знанию, выявился громадный спрос на политпросветскую работу.
Мы, товарищи, сейчас именинники, именинники в том смысле, что, если сумеем использовать момент и развернем по-настоящему работу, мы сможем сделать очень многое.
Политпросветами пройден большой путь. В годы гражданской войны политпросветчики играли крупнейшую роль, направлялись на фронт с агитацией, пропагандой.
Я помню, какое внимание уделял Владимир Ильич политпросветработе. Пришел он в 1919 г. на внешкольный съезд и говорил не только о том, что мы должны делать, но и о тех политических вопросах, которые его самого волновали. Вся политпросветская работа тогда была объединена. Вся работа среди взрослых образовывала нечто цельное, и работа одного учреждения дополняла работу другого.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.