Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Приходит к нам, например, представитель Наркомата машиностроения, и мы толкуем, как усилить библиотечную работу по распространению в массах технической книги. Необходима тесная связь между наркоматами, необходимо помогать друг другу в работе.
Вот Наркомат легкой промышленности. Передо мной здесь выступал товарищ из Иванова. Мы должны с легкой промышленностью сомкнуться теснейшим образом, нужно больше друг друга знать, друг другу помогать. Есть интересные письма на эту тему. Пишут, например, о том, что в интересах поднятия техучебы надо вместе с Наркомпросом наладить издание пособий.
Грамота нужна и для техучебы, а то на техучебе сидят люди, читать не умеют, и дело не идет, а технику надо поднимать на высшую ступень.
Нам нужна помощь со стороны Академии наук. Мы теперь связались с ней. Мы заинтересованы в том, чтобы Академия наук помогала всей нашей культурной работе, и она сама так смотрит на дело. Она помнит, что Ленин говорил: отныне наука перестанет обслуживать эксплуататоров — она будет обслуживать массы. И сейчас Академия наук вплотную приступила к этому делу, она старается нести науку в массы. Мы, политпросветчики, должны ей помогать, но и нам нужна ее помощь: запросы масс растут не по дням, а по часам.
Самое важное — чтобы на каждом участке нашей работы была тесная смычка с массами. Предпосылки для этого есть. Нужно закрепить то, что сделано во время выборов.
Мне думается, что сейчас наш профсоюз должен по существу побольше обсуждать вопросы политпросветработы и особенно связывать их с заботой о человеке. Каждый член профсоюза должен думать не только о себе, но и о других. Здесь должна быть социалистическая смычка, должно быть внимание к людям, помощь друг другу, знание друг друга. Не только нужно указывать, что там-то и там-то плохо работают, надо помогать друг другу в работе, помогать расти. И это — одна из главнейших задач работников нашего профсоюза.
Вот недавно закончился съезд работников начальной и средней школы. Я и там говорила о том же, что члены союза заинтересованы в том, чтобы работу профсоюза поднять на социалистическую высоту, чтобы каждый член профсоюза был пропитан желанием строить социализм, учился этому.
Это относится не в меньшей мере и к политпросветчикам. Среди вас, товарищи, есть много тех, кто бывал в Наркомпросе на наших заседаниях, дополнявших заседания профсоюза. Они рассказывали, что их волнует, мы — что нас волнует. Связь Наркомата с профсоюзом по линии политпросвета была. Она должна во сто раз вырасти. Надо, чтобы это вылилось в дружную постоянную работу. Не только с отличниками надо работать, но со всеми членами союза. Надо, чтобы все члены союза стали отличниками, чтобы каждый вносил свою инициативу.
Вы скажете, нам надо сначала еще многому научиться. Конечно, учиться надо, учиться приходится каждый день. Я думаю, что сознание собственного роста — это вещь не неприятная, а, напротив, очень радостная. Сознание политического своего роста — это такая вещь, которая дает высокое удовлетворение.
У нас в стране социализма профсоюзы социалистические. Они должны представлять собой дружный коллектив. Не только нужно ставить вопрос о сборе членских взносов — это само собой, — надо заботиться о том деле, которое каждый из нас ведет.
Я вижу много героизма у наших политпросветчиков. Получает человек во многих отраслях работы очень мало[236], а работает не покладая рук. Почему? Потому что понимает всю важность этой работы в данный момент. Я не скажу, чтобы все понимали значение этой работы. Я наблюдала в последние годы, что даже некоторые заведующие отделами народного образования часто не понимали значения политпросветработы. Но у нас есть такие кадры, которые выросли на этой работе, которые эту работу вытаскивают. Есть много энтузиастов среди молодежи. У нас ведь сейчас все аппараты очень демократизируются. Чувствуется, что и наш аппарат Наркомпроса демократизируется тоже, становится демократичным, по-советски демократичным.
Конечно, наладить все в два счета нельзя, для этого нужно время, но дело начато. Наркомпрос заинтересован в том, чтобы как можно ближе связаться с нашими работниками на местах. Они усиленно нам пишут, усиленно новые мысли выдвигают. Конечно, не сразу это подхватишь, не сразу это сделаешь, но я думаю, что надо только, чтобы была организация этого дела, чтобы оно не шло стихийно. И тут нужна смычка с профсоюзами. Сейчас проходят профсоюзные съезды учителей, политпросветчиков, дошкольников — все это поможет правильной организации дела.
Я думаю, что и на этом съезде в смысле организации вы многого добьетесь, но нужно не только поговорить на съезде — нужно посмотреть, как на местах работа проходит. Мы хотим усилить, улучшить инспектуру, но ведь инспектора без вашей помощи не смогут многое сделать. Каждое учреждение должно будет обрасти активом, нужно заботиться, чтобы и секции горсоветов и сельсоветов в это дело вовлечь, и комсомол взять по-настоящему под жабры, и на учителей налегать, если они не будут пускать политпросветчиков в помещение школы или будут относиться к делу формально. Перед вами стоит большая организационная работа.
Владимир Ильич говорил о том, что каждый должен учиться сам и затем думать, как наилучшим образом передать эти знания другим. Вот это каждый из нас должен помнить, и каждый из нас должен работать, чтобы быть сознательным гражданином нашей социалистической Родины, чтобы вовремя увидеть врага, чтобы дело вести по той линии, по которой нужно вести. Надо над собой работать — учиться коммунизму, учиться работать, как учил Ленин.
То, что делается на международном фронте, не может нас не волновать. Вот, например, в Испании идет борьба. Мы спокойно не можем пройти и мимо этого, и мимо того, что творится в Китае. Политпросветчики мимо этого пройти не могут. Но нужно уметь передать свою мысль, заинтересовать другого, знать, как и чем заинтересовать человека, перекинуть мост между его опытом, между тем, что он переживал, и тем, что сейчас происходит на международном фронте.
По производственной пропаганде, по устройству выставок, проведению экскурсий у нас есть богатейший опыт — надо его изучать; в нем много ценного.
Нам, политпросветчикам, нужно осветить пройденный за двадцать лет путь.
Я говорила с членами испанской делегации, приехавшими для участия в праздновании двадцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции. Мы говорили о том, как учить на фронтах грамотности, как подбирать литературу. Их больше всего заинтересовали рабфаки. Они учатся на фронте так же, как мы учились, и у них страстное желание открыть двери широчайшим массам к высшему образованию. Учиться по нашей истории, по пройденному пути должны не только мы. Учатся, читают и узнают об этом иностранные товарищи, которые сейчас там, в огне борьбы, стоят, — им наш опыт очень интересен, очень нужен.
Я просила учителей начальных и средних школ и вас прошу, если имеются у вас какие-нибудь документы, которые могут осветить работу библиотечную, изб-читален, рабочих университетов — одним словом, всякую политпросветработу, которая была проделана нами, — присылайте нам, так как мы хотим устроить музей по народному образованию. Это было бы показом, как мы росли.
Ведь мы не росчерком пера добились того, что у нас есть. Будем учиться не формально, не бюрократически подходить к делу. Еще бывает так: приходит человек,
формально отчитается, уходит; кажись, все в порядке, а вот по сути дела посмотреть — настоящий ли это гражданин Советской республики? Этого мы часто не умеем. Нужно знать людей, а знать людей можно только на настоящей, живой, товарищеской, а не на бюрократической работе.
Я не могу пожаловаться на наш профсоюз, на то, что был разрыв, но нужно использовать переживаемый момент для более тесной смычки. Надо на каждом областном и каждом районном участке, в каждом культурном учреждении бороться за дружную работу; надо втягивать массы, надо научиться слушать массы — что массы говорят; нужно расти и превращаться в настоящий социалистический союз.
Только тогда мы выполним наш социалистический долг, только тогда мы выполним заветы Ленина.
1938 г.
ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Политико-просветительная работа — массовая политико-воспитательная и образовательная работа, широко развернувшаяся при Советской власти. Первоначально политико-просветительная работа охватывала самые разнообразные формы работы среди взрослого населения: все виды общеобразовательных школ и курсов взрослых начиная со школы ликбеза; самообразование; библиотечное, музейное, краеведное и экскурсионное дело; красные уголки, красные юрты и кибитки; избы-читальни, клубы, народные дома, Дома культуры; все передвижные формы культработы; так называемое самодеятельное искусство — хоровые, музыкально-драматические кружки. И только постепенно отдельные виды политпросветработы дифференцировались и ведомственно оформились.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.