Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Советы рабочих депутатов возникли еще в период революции 1905 года. Советы были организаторами самодеятельности масс. Опыт 1905 г. и начала 1917 г. показал, что чрезвычайно важно, чтобы самодеятельность масс направлялась в правильное русло. Учение Маркса и Энгельса вооружало нашу партию ясным пониманием того, куда идет общественное развитие, вооружало партию умением разбираться в текущих событиях. Вот почему так важно, чтобы партия направляла на правильный путь деятельность Советов.
Владимир Ильич всегда придавал громадное значение организации. «Гвоздь строительства социализма — в организации», — не раз говорил он. И потому с особенным вниманием относился он к деятельности Советов, которые стоят в гуще трудового населения, связаны с ним тысячами нитей. Советы организуют общественное мнение окружающего населения, выражают его в резолюциях, но не только принимают резолюции, а проводят их в жизнь общими силами, организуя на это дело всю общественность.
«Вся власть Советам!» — под этим лозунгом совершалась Октябрьская социалистическая революция; за власть Советов боролись рабочие, крестьяне, красноармейцы в годы гражданской войны. В течение двадцати лет росла и крепла Советская власть. За двадцать лет наша Родина выросла в Союз Советских Социалистических Республик, где нет места никакой эксплуатации, где нет места помещикам, капиталистам, кулакам. Каждый горсовет, каждый сельсовет — участник великой социалистической стройки.
Советская Конституция поднимает всю работу Советов на еще более высокую ступень. Это чувствует каждый гражданин СССР, и поэтому сейчас тяга к знаниям у масс чрезвычайно велика. Каждый гражданин нашей великой Родины сознает, что знание — сила. Ему нужны знания не для того, чтобы «выйти в люди», как говорили встарь, а чтобы стать полезным, активным участником великой стройки.
За двадцать лет другими стали люди в Стране Советов; особенно изменилось лицо крестьянства: были раньше единоличники, только о себе и своей семье думали — теперь громадное большинство стало членами колхозов (коллективных хозяйств), стало коллективистами, общественниками. Это имеет громадное значение. Об этом всю жизнь мечтал Ленин, за это боролся — это проведено теперь в жизнь под руководством партии. Само собой, должна возрасти и роль сельсовета. Одно дело, если Совет состоит из единоличников, имеет дело с единоличниками; другое дело, если Совет имеет дело с колхозниками, думающими об общем деле, принимающими к сердцу общие интересы. Одно дело сельсовет при старом укладе, другое дело при колхозном укладе. Значение сельсоветов возрастает. Но чем плодотворнее будет их работа, тем сознательнее, тем более знающими будут колхозники.
Вопросы культуры приобретают сейчас особо большое значение.
Раньше — при старом укладе — село культурно отставало от города; сейчас — при колхозном укладе, при росте техники, при развитии путей сообщения, связи — село быстро может догнать город. Для этого надо всячески укреплять избы-читальни, колхозные клубы, библиотеки, школы взрослых, надо превратить их в настоящие культурные центры, поднять качество их работы. Надо приняться немедля за благоустройство культучреждений: отремонтировать их, покрасить, побелить, обеспечить отоплением, освещением, устроить раздевалки, сделать вывески, обеспечить газетами, книгами, радио, средствами передвижения, а главное — обеспечить хорошими постоянными работниками, политически подготовленными, которые могут завоевать себе доверие колхозников, которые могут поднять работу на должную высоту, использовать все имеющиеся культурные силы. Конечно, надо создать для работников культучреждений необходимые условия — материально обеспечить их, заботиться о них.
Медлить нельзя. Конституция уже принята, идет подготовка к выборам в Верховный Совет; надо, чтобы выборы проходили не вслепую. Особенно важно обратить внимание на работу с теми, кто стоял по тем или другим обстоятельствам в стороне от культурной жизни, кто остался неграмотен, до сих пор верит попам, разным проходимцам. С такими отсталыми людьми особенно важна работа.
Когда электричество освещает избу, оно освещает и мусор неподметенных углов. Конституция освещает с особой силой пережитки бескультурья, все оставшиеся неподметенными углы.
Надо, чтобы сельсоветы уделили сейчас всем вопросам культурного строительства особое внимание, чтобы они проверяли работу красных уголков, изб-читален, колхозных клубов, библиотек, школ взрослых. Надо организовать соцсоревнование между культучреждениями своего участка, взаимный контроль их, организовать обсуждение их работы заинтересованными гражданами; надо организовать около каждого культучреждения актив. Надо организовать помощь культучреждениям, учитывая все местные особенности, помогая устранению трудностей.
Поднятие культурной работы на селе сейчас самое неотложное дело Советов. Время не ждет.
Наша Родина стала уже маяком, освещающим путь трудящимся всего мира.
Чем культурнее будет наше советское село, тем ярче будет светить свет нашего маяка.
Очень просила бы обсудить это письмо на вашем сельсовете и написать мне подробно — по адресу: Москва, Чистые пруды, 6, Наркомпрос РСФСР, Н. К. Крупской, — в каком состоянии находится политпросветработа в вашем сельсовете и что вами предпринято для улучшения ее и изжития существующих недочетов.
1937 г.
ПАРТИЯ И МАССЫ В БОРЬБЕ ЗА КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПОБЕДЫ КОММУНИЗМА
Пятнадцать лет тому назад, выступая на IV конгрессе Коминтерна (13 ноября 1922 г.), Ленин говорил об учебе. Он говорил это не детям — он говорил это передовым борцам за мировую революцию, за социализм.
«Я полагаю, что самое важное для нас всех, как для русских, так и для иностранных товарищей, то, что мы после пяти лет российской революции должны учиться. Мы теперь только получили возможность учиться (курсив мой. — Н. К.). Я не знаю, как долго эта возможность будет продолжаться. Я не знаю, как долго капиталистические державы предоставят нам возможность спокойно учиться. Но каждый момент, свободный от военной деятельности, от войны, мы должны использовать для учебы и притом с начала (курсив мой. — Н. К.)
Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания! Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться. Но учиться должны также и иностранные товарищи, не в том смысле, как мы должны учиться — читать, писать и понимать прочитанное, в чем мы еще нуждаемся»[228].
Далее Ленин говорил о том, что иностранным товарищам надо переварить добрый кусок русского опыта; говорил об Италии, о том, что Италия благодаря темноте народных масс еще не гарантирована от черной сотни — от фашизма. «Мы учимся в общем смысле, — говорил Ильич. — Они же должны учиться в специальном смысле, чтобы действительно постигнуть организацию, построение, метод и содержание революционной работы»[229].
В своих статьях за. январь 1923 г. Ильич вновь и вновь, возвращается к вопросам учебы. Статья «Странички из дневника» целиком посвящена этим вопросам. В этой статье Ильич говорит о том, что вопрос о народной грамотности — вопрос общеполитический, говорит о той настоятельной черновой работе, которую нам предстоит сделать. «Это (отставание на фронте всеобщей грамотности. — Н. К.), — писал Владимир Ильич, — показывает далее, какая уйма работы предстоит нам теперь для того, чтобы на почве наших пролетарских завоеваний достигнуть действительно сколько-нибудь культурного уровня»[230].
Ильич считал, что у нас есть все предпосылки для того, чтобы выбраться из тяжелого бескультурья, оставшегося нам в наследство от царизма. «Речь должна идти, — писал он в той же статье «Странички из дневника», — о той полуазиатской бескультурности, из которой мы не выбрались до сих пор и не можем выбраться без серьезных усилий, хотя имеем возможность выбраться, потому что нигде народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас; нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас; нигде, ни в одной стране, государственная власть не находится в руках рабочего класса, который в массе своей прекрасно понимает недостатки своей, не скажу культурности, а скажу грамотности; нигде он не готов приносить и не приносит таких жертв для улучшения своего положения в этом отношении, как у нас»[231].
В этой же статье Владимир Ильич дает ряд практических указаний, что надо делать, чтобы изжить наше бескультурье.
Первое, на что он обращает внимание, — это на финансовую помощь со стороны государства: «Конечно, в первую голову должны быть сокращены расходы не Наркомпроса, а расходы других ведомств, с тем, чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса»[232]. Наркомпросу же Ильич говорил о том, что в нем можно найти много и много лишнего, раздутого ведомственным интересом, не приноровленного к потребностям широкого народного образования.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.