Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Второе — чтобы вы научились писать так, чтобы «перо не брызгало».
Третье — чтобы брали самые существенные вопросы.
Вы — железнодорожники, у вас трудный фронт; фронт ответственный, и вглядываться надо, чтобы не к какой-нибудь третьестепенной мелочи только придраться. Есть мелочи разные: есть такие, которые никакого значения не имеют, и есть такие «мелочи», которые связаны с основными вопросами социалистического строительства. Ильич умел за какую-нибудь важную «мелочь» ухватиться и показать, как эта «мелочь» связана с большим, основным вопросом.
Часто пишут — «гром победы раздавайся»: все у нас хорошо. Тогда немножко ослепляются глаза, и мы не видим, как на основании достигнутого мы с пережитками старого должны бороться. А пережитков старого много.
Вот, скажем, елка сейчас проходит. Быть стахановцем — это дело важнейшее, но есть стахановцы, которые пишут: «Вот я такой-то сталевар, моя дочка идет на елку, дайте ей лучшую куклу». Хоть это и стахановец пишет, но это никуда не годится. Ударник-стахановец, а вот еще «мелочей» не понимает, что нельзя свою дочь так воспитывать, чтобы она думала только о том, какую ей куклу дадут, как ее за отца должны выделять, охаживать.
Были у меня вчера пионеры, звали меня сегодня на слет к ним. И вот стоит малыш (и его папаша тут), я спрашиваю: «Ты в библиотеку ходишь?» — «Нет, папаша мне все книги — покупает, какие нужны».
Вот такого много еще в быту, в воспитании ребят. Во всем этом много пережитков старой, мелкособственнической психологии,
Еще я хотела несколько слов сказать о ликвидации неграмотности. Комсомольцы очень мало этим делом занимаются, и тут, несомненно, сказывается комсомольское чванство: «Мы, комсомол, за среднее образование, а тут — ликвидация неграмотности!» А как же во всей стране? Скоро двадцать лет Советской власти, а еще есть неграмотные. Никто из вас, пожалуй, не писал корреспонденции о ликвидации неграмотности? А какая тут большая работа еще нужна!..
Приходила ко мне учительница, работает она в отделе капитального строительства завода. Какую там пришлось борьбу вынести за ликвидацию неграмотности! Как много там достигли, как повлияло это на всю работу по ликбезу в Ленинском районе Московской области! Но никто этого не осветил в печати.
Мне бы хотелось, чтобы вы работали над тем, чтобы на живых примерах показывать, как надо выполнять по-настоящему указания Ленина, по-ленински заботиться о людях, о перестройке жизни на социалистических началах.
1937 г.
АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИИ СССР
Статья 124-я Конституции СССР гласит: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».
Эта статья органически связана с другими статьями Конституции. Статья 135-я говорит о том, что все граждане, достигшие восемнадцати лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, от вероисповедания и других различий, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными. Статья 121-я Конституции гласит о праве на образование и обязательности для всех начального образования. Статья 122-я говорит о равноправии женщин с мужчинами во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Статья 124-я связана также и со статьей 132-й — о всеобщей воинской обязанности — и со статьей 142-й о праве отзыва депутата.
Все эти статьи говорят о широкой демократии, которая лежит в основе нашего политического строя. Они являются доказательством огромной заботы о людях. Вместе с тем эти статьи налагают на граждан СССР определенные обязанности. Например, никто не имеет права не посылать ребят в советскую школу, проповедовать неравноправие женщин и воздержание от выполнения воинских обязанностей. Если высказывания и поведение выбранного в депутаты лица будут идти вразрез с Советской Конституцией, граждане могут отозвать его в любой момент. Право отзыва депутата ставит поведение депутатов в определенные рамки — в рамки Советской Конституции.
Право выбирать и быть избранным предоставлено также и лицам духовного звания. Тов. Сталин на VIII Чрезвычайном съезде Советов предупреждал, что этого бояться нечего. Он говорил:«… если народ кой-где и изберет враждебных людей, то это будет означать, что наша агитационная работа поставлена из рук вон плохо, и мы вполне заслужили такой позор, если же наша агитационная работа будет идти по-большевистски, то народ не пропустит враждебных людей в свои верховные органы»[225].
Недавно я получила из Сальянского района Азербайджана горячее письмо одного красноармейца. Он просит обратить особое внимание на разъяснение женщинам-тюрчанкам того, как обманывают их, туманят им головы муллы. Он женат на тюрчанке, толкует ей о Ленине, о Сталине, агитирует ее за участие в выборной кампании, а она его не слушает — слушает муллу. Это письмо правильно отмечает важность усиления антирелигиозной пропаганды.
При проведении антирелигиозной пропаганды надо иметь в виду, конечно, не только православную религию, но и другие религии (магометанскую, буддийскую и пр.), а также наиболее распространенные сектантские учения. Тактика всех религиозных организаций сильно изменилась. Они пытаются приспособиться к новой обстановке, отменяя кое-что из догматов своих учений. Например, муллы, желая показать себя сторонниками равноправия женщин, открывают кое-где двери мечети для женщин и говорят при этом о статье 122-й Конституции, обеспечивающей права женщины, говорят об устарелости подхода к женщине как к рабе. Магомет-де жил в другую эпоху.
Смысл этого «приспособления» понятен. Муллы хотят в своей религиозной пропаганде опереться на наиболее отсталый, забитый предшествующей историей слой — на женщин-магометанок.
Что из этого вытекает для тех, кто понимает вред всякой религии, в том числе и магометанской? Прежде всего то, что надо усилить работу среди магометанок — не только в Азербайджане и Татарии, но и всюду, где на территории СССР есть еще верующие женщины-магометанки, в том числе и на новостройках.
Как вести эту работу? Надо, чтобы люди, знающие магометанскую религию, анализировали все положения этой религии, особенно тяжело отражавшейся на женщинах и детях. На эту сторону дела надо обратить особое внимание. Я помню, как в 1929 г. мы стали в школах для детей-мусульман организовывать школьные завтраки, обеспечивающие регулярное питание ребят во время мусульманского поста, уразы, когда не полагалось в течение тридцати дней есть от утренней зари до позднего вечера. Трудно детям было не есть целыми днями. Сначала родители запрещали ребятам завтракать. На родительских собраниях врачи разъясняли родителям на татарском языке вред уразы для детей. В результате родители разрешили своим детям завтракать. Религиозный обычай соблюдать уразу стал в данной местности отмирать.
В прежние времена попы пользовались большим влиянием на селе. Теперь они вынуждены приспосабливаться к современным условиям, завоевывать себе авторитет.
Возьму пример. В Ивановской области есть село Бородино. В свое время там был избач Шульпин, который вел на селе интереснейшую антирелигиозную работу. В Бородине крестьянам приходилось ездить молоть хлеб на мельницу за несколько километров, долго дожидаться очереди. И вот Шульпин придумал использовать электрификацию в целях антирелигиозной пропаганды. Обсудив с инженерами, как перестроить церковь под мельницу, решил устроить помол при помощи электромотора. Сделан был доклад, и заинтересованное население проголосовало за передачу церкви под мельницу, а когда в церкви заработал мотор, начался помол зерна, все население единодушно проголосовало за то, чтобы вторую церковь передать под клуб.
Давно это было. Я думала, что давно нет уж никаких религиозных настроений среди жителей Бородина. Года два назад приезжали ко мне колхозники из тех краев. И вот один из приехавших рассказывал о появившихся в Бородине религиозных настроениях. В селе, по-видимому, неважно работала школа, не было нужного внимания к ребятам, заботы о них: учитель покрикивал, исключал ребят из школы, пионерорганизация не работала, не было детской библиотеки, ребят кормили пустопорожними сказками, — недовольно было население школой. И вот появился вдруг в Бородине поп. Живет на селе, активно себя не проявляет, но очень ласков с ребятами, подкармливает их пряниками, рассказывает сказки из Ветхого завета, которые ребятам казались куда интереснее того; чем кормили их в школе. Поп приобрел популярность среди ребят. Рассказывали они о нем матерям, матери стали все чаще забегать к попу, и поп превратился в Бородине в уважаемого человека.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.